Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыОлег смолин. в интересах омичей – в интересах россииVi.6. омское село

VI.6. Омское село

Хотя в моем 129-м избирательном округе селяне составляют меньшинство, хорошо понимаю, что они нуждаются в поддержке еще более, чем горожане. Очередное накопление капитала “новыми русскими” всех национальностей произошло прежде всего за счет деревни. Поэтому, когда появлялась возможность раздобыть для Омской области что-нибудь сверх положенного, приоритет отдавал сельчанам. Именно в село поступили:

  • комплекты учебно-методической литературы для школьных библиотек;
  • большая часть компьютеров в рамках федеральных целевых программ;
  • более половины компьютеров, замененных на новые в федеральных министерствах и переданных в систему образования;
  • большая часть личных благотворительных денег из депутатской зарплаты.

О дополнительных мерах государственной поддержки селян, включая 25-процентную надбавку к зарплате интеллигенции, жилищно-коммунальные льготы для специалистов, досрочную пенсию при стаже в 25 лет для сельских педагогов и медиков (городские медики получают ее при стаже 30 лет) и т.п., говорил в предыдущих разделах.

Среди других проблем омского села, которыми приходилось заниматься в последнее время, отмечу лишь следующие.

1. Коммунальная реформа в Омском районе. Рост тарифов на коммунальные услуги и оплату жилья в Омском районе оказался рекордным если не во всей области, то, по крайней мере, среди сельских муниципальных образований 129-го избирательного округа. Причин тому несколько: мазутные, а не газовые котельные, крупные поселения и длинные коммуникации. Сверх того, например, в поселке Горячий Ключ острое недовольство вызвало усреднение тарифа, которое в данном случае привело к его значительному завышению по сравнению с себестоимостью услуг.

Возникшая в районе инициативная группа профессионально разобралась в тонкостях ценообразования. Обращения, подготовленные ею и подписанные сотнями жителей района, мы направляли на имя Премьера, Председателя Госстроя и в Президентскую Администрацию. Более того, когда в Омскую область по моему приглашению прибыл Российский Уполномоченный по правам человека О. Миронов, одну из встреч мы специально запланировали в Новоомском. Не ради создания дополнительных трудностей администрации района, но для того, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки.

Увы, результативность всей этой большой работы оказалась минимальной. Временами рост тарифов приостанавливался, но затем возобновлялся снова. До тех пор, пока в районе не произойдет реконструкция теплоснабжения (перевод на газ, создание дополнительных котельных, уменьшение длины коммуникаций и т.п.), есть только один выход: Администрация области должна оказать району дополнительную финансовую поддержку на выравнивание тарифов хотя бы до среднеобластного уровня. Впрочем, как уже говорилось, вследствие “реформы” ЖКХ и принятого Думой закона, тарифы будут расти по всей России.

2. Средства на борьбу с саранчой. Хотя по этому поводу руководство сельских районов ко мне не обращалось, в свое время, получив информацию, работал с Министерством сельского хозяйства и Министерством по чрезвычайным ситуациям, чтобы получить на борьбу с саранчой федеральные деньги. Деньги выделялись, но почти всегда с опозданием.

3. Южный групповой водопровод. Поскольку Черлакский, Оконешниковский и Калачинский районы испытывают большие трудности с качественной пресной водой, строительство такого водопровода запланировано давно, но практически заморожено. Чтобы его возобновить, я неоднократно обращался с запросами в Правительство, специально был на приеме у вице-премьера и Министра сельского хозяйства А. Гордеева и даже получил его положительную резолюцию. Дело затормозилось, с одной стороны, из-за отсутствия в Правительстве осенью 2002 года необходимой документации, а с другой – из-за политического распределения дополнительных денег в бюджете 2003 года в пользу депутатов от “партии власти”.

Немало сил и времени ушло на решение частных проблем различных сельских организаций, причем не только в моих пяти районах, но по всей области. Среди скромных достижений:

  • почти 10 млн. рублей из федерального бюджета для Ивановского детского дома в Калачинском районе;
  • передача Таврическому району котельной в госплемзаводе;
  • поставка различного оборудования для детских домов в Ивановке, Ачаире (Омский район), Бологом (Русскополянский район), Колосовке, для коррекционных школ в Красноярке, Петропавловке (Муромцевский район), Больших Уках, селе Южное (Павлоградский район) и др.;
  • компьютерное оборудование сверх предусмотренного специальными программами компьютеризации для школ в поселке Иртыш Черлакского района, поселках Ростовка и Горячий Ключ Омского района, для Исилькульской школы-интерната и др.;
  • звуко- и светотехническое оборудование, запланированное в 2003 году для Дома культуры в Таврическом и т.д. (см. заключительную таблицу в настоящем разделе).

Используя положение члена депутатской Агропромышленной группы, регулярно организовывал встречи омских хозяйственников с руководством Минсельхозпрода, Россельхозакадемии, Россельхозбанка и других центральных структур. Иногда с положительным результатом.