Руководители Четвёртой Думы, представляющие, естественно, правящую партию, наперебой гордятся «эффективностью» её работы. Утверждают, например, что только за весеннюю сессию 2004 г. Дума рассмотрела многие сотни законопроектов – на порядок больше, чем любой из предыдущих парламентов. Однако хвалиться нечем: большинство «рассмотренных» вопросов представляют собой законодательные инициативы регионов или социально ориентированных депутатов, направленные на решение тех проблем, которые более всего волнуют людей. По информации председателя Совета Федерации С. Миронова, законами становятся только 2% региональных законодательных инициатив, а 98% выбрасываются «в корзину». Впрочем, почти с такой же скоростью штампуются правительственные законы антисоциальной направленности.
Только за первый год своей работы Госдума отклонила, в частности:
- более десятка депутатских и региональных инициатив, направленных на борьбу с наркоманией;
- почти столько же законопроектов (включая предложенный мною), предназначенных для того, чтобы защитить людей от отравления самогоном или «палёной» водкой;
- немногим меньше законодательных предложений, призванных ограничить насилие, аморализм и безнравственную рекламу на телевидении;
- все без исключения законы, направленные на увеличение детских пособий;
- все законодательные инициативы в интересах инвалидов, ветеранов, пенсионеров, работников бюджетной сферы и т.п.
Помимо сомнительной юридической казуистики, авторы законопроектов из российских регионов слышат обычно следующий аргумент: проблема важная, но решайте её сами, через региональные законы. Выступая очередной раз на пленарном заседании 23 июня 2004 г. в поддержку очередного социального закона, не удержался и заметил коллегам по этому поводу: если бы в мире проводилось первенство по бюрократическому «футболу», сборная России из числа думских депутатов и правительственных чиновников, наверняка, стала бы чемпионом!
Увы, среди отклонённых или поставленных в очередь на отклонение находится и около 70 законов и законопроектов в интересах людей, подготовленных мною или с моим участием. Каждый из них я отстаивал и буду отстаивать до конца.
Среди моих законопроектов, которые в первый год работы отклонила Дума, назову лишь два.
1. Проект закона об учреждении в обязательном порядке должности Уполномоченного по правам человека в каждом субъекте Российской Федерации. Предлагая его Думе, исходил из того, что одному федеральному Уполномоченному с тем валом проблем в области прав человека, который возник в современной России, справиться невозможно. Ему нужны помощники в каждом регионе.
Действительно, к 2007 г. по отношению к показателям советского периода в сравнимых ценах минимальная зарплата в стране упала почти в 4 раза, минимальная пенсия – в 2,5, расчётная стипендия студента вуза – в 4 раза, студента техникума и колледжа – почти в 8 раз, учащегося ПТУ – почти в 12 раз, детское пособие – почти в 14 раз и т.д. После короткого периода «демократии без берегов» политическая свобода и свобода СМИ также всё более и более «закручивается» административными «гайками».
По данным социологического исследования в Ульяновской области, 50% граждан полагают, что в настоящее время права человека нарушаются чаще, чем было в советскую эпоху, и только 2% придерживаются противоположного мнения. На бытовом уровне во время встреч и приёмов люди постоянно говорят о том, что прежде можно было, по крайней мере, пожаловаться в партком, а сейчас на бюрократию и «новых русских» нет никакой управы.
Несмотря на то, что острота проблемы очевидна, что введение должности Уполномоченного по правам человека в регионах соответствует европейской практике и требованиям Совета Европы, что законопроект получил поддержку 26 субъектов Российской Федерации, правительство и администрация президента высказались против закона, и он был «завален». За права человека проголосовали:
- КПРФ – 98,1%,
- «Родина» – 92,1%,
- ЛДПР – 27,8%,
- «Единая Россия» – 0,7%.
Забавная дискуссия по поводу законопроекта состоялась между мною и представителем президента в Думе А. Котенковым. Цитирую по памяти.
Котенков: Почему все правозащитники только и говорят, что о правах заключённых, как будто у нас нет других проблем? Надо принять решение, чтобы такие законопроекты больше не рассматривать.
Смолин: Уважаемый мною представитель президента предлагает нам нарушить Конституцию и лишить депутатов конституционного права законодательной инициативы. О правах заключённых я практически ничего не говорил, но в одном совершенно согласен с г-ном Котенковым: «на воле» у нас проблем, действительно, много больше!
2. «Антисамогонный» законопроект. Специалистом в этой области себя, разумеется, не считаю, однако, как и во многих других случаях, чётко выполнил требование избирателей.
Встречаясь с людьми, особенно в деревне, постоянно слышал шесть вопросов: Где работа? Где зарплата? Когда поднимут пенсию? Когда правительство начнёт помогать не чужому фермеру, а своему крестьянину? Когда по телевидению прекратят бесконечно убивать и насиловать? Неужели нельзя покончить со спаиванием народа самогоном и «палёной» водкой?
Как известно, Россия пережила крупнейшую в мире демографическую катастрофу и получила так называемый «русский крест»: рождаемость низкая, как в Европе, а смертность, особенно у мужчин, в трудоспособном возрасте высокая, как в Южной Азии или Африке. Одна из важных причин смертности – отравление и злоупотребление алкоголем. По прогнозам Госкомстата, если ситуацию не изменить, через 50 лет нас останется половина, а через 70 лет – треть.
Подчеркну: законопроект был направлен не против людей, которые гонят самогон или делают вино для себя, но против тех, кто спаивает других и на этом наживается. Думские депутаты и юристы из числа независимых отмечали хорошую юридическую проработку текста. Тем не менее, правительство высказалось против закона, и Думой он был «провален». За закон проголосовали:
- КПРФ – 94,2%,
- «Родина» – 84,2%,
- «Единая Россия» – 4,9%,
- ЛДПР – 2,8%.
В тех немногочисленных случаях, когда отклонение законопроекта выглядит слишком одиозным в глазах избирателей, «Единая Россия» принимает решения о «заматывании», перенося их рассмотрение на неопределённый срок. Так поступали с законами:
- об «автогражданке», который должен был отложить срок поборов с населения, уменьшить их размеры и предоставить льготы инвалидам, ветеранам и другим социально незащищенным группам;
- о повышении минимальной зарплаты до прожиточного минимума не позднее 2007 г.;
- о налоговых льготах для образования, медицины, науки, культуры и спорта;
- о регулировании тарифов на базовые товары (газ, бензин, электроэнергия);
- о правах политической оппозиции и др.
Во всех случаях новое думское большинство работает в режиме «похоронной команды»: не предлагая ничего полезного для большинства людей, проводит «зачистку» чужих законодательных инициатив. Разница лишь в том, что в одном варианте законопроекты «хоронят заживо», а в другом – ждут, пока они «умрут» сами, т.е. будут пропущены все предусмотренные сроки их исполнения.