Ещё одним шагом в направлении от якобы демократического режима к полному господству бюрократии стал новый закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Содержание закона хорошо известно:
- отныне выборы в российскую Госдуму будут проводиться только по партийным спискам. Выборы по одномандатным округам отменяются;
- проходят в парламент лишь те партии, которые преодолеют 7-процентный барьер. Прежде он был установлен на уровне 5%;
- если две партии-победительницы набирают менее 60% голосов, к ним присоединяется третья, не набравшая 7%, и так до тех пор, пока искомые 60% не будут набраны;
- в центральный и региональные списки партий включаются не более чем по 3 кандидата, причём лидеры региональных списков проходят в Думу в соответствии с количеством голосов, набранных партией в регионе;
- министры и губернаторы вправе возглавить федеральный и региональные списки партии, а затем вновь вернуться на свои должности, освобождая места для следующих «списочников».
Сторонники перехода к чисто пропорциональной избирательной системе (т.е. выборам по партийным спискам) ссылаются на зарубежный опыт и утверждают, что она будет способствовать ускоренному формированию мощных политических партий, повышению их ответственности перед населением и т. п. Однако аргументы противников закона мне, пять раз избиравшемуся по одномандатным округам населением Омского региона, представляются куда как убедительнее. Некоторые из них и были «озвучены» мною в Госдуме при обсуждении закона.
1. Можно до бесконечности спорить о юридических преимуществах мажоритарной (по округам), пропорциональной (по партийным спискам) или смешанной избирательных систем. Нельзя только закрывать глаза на одно обстоятельство: абсолютное большинство стран с пропорциональной системой (за исключением, пожалуй, Бразилии) – это небольшие государства, где действует модель так называемой консенсусной демократии (демократии согласия). Иначе говоря, это страны с сильной оппозицией и богатыми традициями политической культуры, которые впитываются населением, что называется, с молоком матери. В таких странах правящие партии и оппозиция участвуют во власти, принимая главные решения на основе компромисса, а правила «политической игры» всеми соблюдаются неукоснительно. Так, время, предоставляемое партиям в электронных СМИ, как правило, пропорционально их результатам на предшествующих выборах, а во время самих выборов равенство возможностей в эфире отслеживается чуть ли ни с секундомером.
Отечественная ситуация отличается от описанной, как земля от неба: население воспитано в традициях покорности власти, а правила честной политической конкуренции исполняются по известному принципу: закон – что дышло… Напомню, что, согласно рейтингу организации «Репортёры без границ», по уровню свободы печати Россия занимала в 2005 г. 147-е место из 193. Соответственно, в 2007 г., по данным организации «Freedom House», по этому показателю мы оказались на 164-м месте.
Напомню: на последних думских выборах государственные каналы львиную долю времени отдали двум партиям, с той лишь разницей, что одну («Единая Россия») все время «пиарили», а другую (КПРФ) – «мочили», где и как могли, разве что не в популярном с некоторых пор «сортире». Наследники «большого брата» из романа Оруэлла со всех экранов дружно утверждали: самый «олигархический» список в Думу представила КПРФ. Лишь через полтора года в газетах был опубликован список из 32 мультимиллионеров в парламенте: 10 – в Совете Федерации, 22 – в Госдуме. Во фракции КПРФ ни одного из них не оказалось, и не удивительно – сумасшедших среди них нет. Кому же хочется подвергаться бесконечным налоговым проверкам, преследованиям прокуратуры, а то и просто разделить судьбу М. Ходорковского? Не зря старая пословица звучит теперь иначе: язык до Краснокаменска доведёт. В результате такой демократии, согласно оценкам организации «Фридом Хаус» («Дом Свободы»), Россия впервые в постсоветскую эпоху отнесена к числу несвободных стран (прежде нас относили к частично свободным).
Разумеется, от всех этих фактов можно отмахнуться или указать Западу на его собственные двойные стандарты. В конце концов, чем их «демократия по-иракски» отличается от нашей – «по-чеченски»! Разве тем, что установлена на чужой территории? Однако про себя мы всё равно будем знать, что с политической свободой в стране становится все хуже. Независимо от того, как пропорциональная избирательная система работает на Западе, в современной России политическую свободу она еще больше ограничит.
2. Ещё несколько лет назад те самые люди, которые ныне с упоением доказывают нам, говоря словами Пушкина, «необходимость самовластия и прелести кнута», включая государственную важность принудительной партизации, предлагали вообще отменить пропорциональную систему выборов и перейти исключительно к одномандатным округам. Спрашивается, что произошло? Неужели взгляды мгновенно меняются вместе с партийной принадлежностью? Вступил в одну партию – поменял взгляды; вступил в следующую – опять поменял. Не зря говорят, что это, как женитьба, трудно даётся только в первый раз. Искренне сочувствую думским коллегам – партийцам-«многостаночникам», которые первую половину карьеры сделали на коммунизме, а вторую – на антикоммунизме, успев после КПСС побывать в нескольких «партиях власти», включая «Выбор России», «Наш дом – Россия», «Отечество» или «Единство» и, наконец, «Единая Россия».
3. Давно уже перестало быть секретом, что в администрации президента есть «голубая мечта» – создать в стране искусственную двухпартийную систему по-российски. Одна партия – правящая, «партия Его Величества», но не та, которая имеет власть, а та, которую имеет власть; вторая партия – «оппозиция Его Величества», которая критикует правительство, «партию власти», но при этом «Его Величество» поддерживает. Другие партии, нежелательные для «Его Величества», предполагается «задвинуть» на обочину политической сцены путем расколов, замалчиваний, попыток «замочить» в эфире и т.п. А для того, чтобы не было никаких случайностей, чтобы члены других партий или беспартийные не мешали держать власть обеими руками сразу, опять-таки необходимо перекрыть все каналы попадания людей с неудобными взглядами в парламент, в том числе и одномандатные округа. Принятый послушной Думой закон разработан как раз под такую, извините за выражение, двухпартийную систему: в наших условиях вполне реально заставить народ проголосовать (или сосчитать голоса) таким образом, чтобы 7-процентный барьер преодолели только две партии, и они же набрали в сумме не менее 60%.
4. Совершенно очевидно, что при новой избирательной системе политическая жизнь страны окажется ещё более обезличенной: лидеры «партии власти», как это было и на предыдущих выборах, возглавят федеральный и региональные списки, однако в большинстве своём в парламент не пойдут, но, подобно «паровозам», протащат за собой целый хвост «вагонов» и «цистерн» с неизвестной начинкой. В свою очередь, это приведёт к повышению не ответственности политиков, но их безответственности, к новым ограничениям свободы, к дальнейшему отставанию от так называемой цивилизации и созданию архаической политической системы в целом.
99% граждан России ни к каким партиям не принадлежат, а около половины – никаким партиям не доверяют. Однако тех, кто ещё окончательно не потерял интереса к политике, принудительно в партии загоняют или только за партии заставляют голосовать. К чему приведут подобные принудительные политические «браки», понять не трудно. Когда конфликты загоняют вглубь, они из парламента переносятся на улицы.
Истинная причина очередной «реформы» – объединение правящей элиты на основе бюрократической идеологии. Суть этой идеологии очень проста: власть построить в «вертикаль», народ уложить в «горизонталь», и пусть «вертикаль» топчется по «горизонтали», как хочет и сколько может.