СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяОбщероссийское движение «образование – для всех» (одв)Резолюции, обращения, рекомендации омского отделения одвРекомендации общественных слушаний «образование глазами родителей»

Рекомендации общественных слушаний «Образование глазами родителей»

. Омск. Омский государственный педагогический университет

Участники общественных слушаний, состоявшихся в Омском государственном педагогическом университете, представители педагогических, родительских, женских и других общественных организаций, депутаты Государственной Думы ФС РФ, Профсоюза работников народного образования и науки, ректоры государственных и негосударственных вузов, профессиональных учебных заведений, учреждений дошкольного и дополнительного образования, Рекомендуют:

1. Президенту Российской Федерации:

  • Наложить мораторий на любые решения и действия правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, способные привести к ограничению конституционного права граждан на образование или росту неравенства возможностей в этой области.
  • Внести в Государственную Думу РФ проект федерального закона об обязательном полном среднем образовании.
  • Поручить правительству РФ разработать нормативные правовые акты и обеспечить бюджетное финансирование мероприятий, направленных на первичную профилактику антисоциальных проявлений среди детей и молодёжи (алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания).

2. Правительству Российской Федерации:

Отказаться от принятия или отменить концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие:

  • введение платы за обучение в школе под предлогом сокращения учебной нагрузки для учеников и учителей;
  • исключение из школьного стандарта минимального содержания образования;
  • переход к 12-летнему школьному образованию (в том числе путём создания «предшкольной» ступени);
  • введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных – в вузах;
  • передачу на бюджеты регионов оставшихся в федеральном ведении профессиональных учебных заведений: ПТУ, ссузов, а в будущем и вузов;
  • «реструктуризацию» (сокращение или закрытие) сельских школ.

3. Федеральному Собранию Российской Федерации:

3.1. Инициировать или поддержать законопроекты, направленные на:

  • расширение возможностей получения бесплатного (за счет бюджетов) образования, в том числе в будущем - переход от общедоступности и бесплатности ко всеобщности и обязательности полного среднего или начального профессионального образования для всех желающих его получить;
  • обеспечение школ учебниками и методической литературой за счёт федерального и региональных бюджетов по принципу 50/50;
  • обеспечение каждому ребёнку реальной возможности осуществить его конституционные права на дошкольное образование – вместо предложенного предшкольного образования, которое фактически лишит ребёнка детства и нанесёт урон развитию личности;
  • введение за счёт федерального и региональных бюджетов образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся: увеличение числа уроков физкультуры, ритмики, танцев, искусства, бесплатные спортивные секции, здоровьесберегающая организация учебных занятий педагогов-новаторов.
  • обеспечение горячим питанием за счёт федерального и региональных бюджетов всех детей в начальной школе, а малообеспеченных детей в основной и старшей школе, в ПТУ и ссузах;
  • добровольность ЕГЭ как формы итоговой аттестации для выпускников школ и как инструмента конкурсного отбора для вузов;
  • увеличение ставок и окладов педагогическим работникам – до средней зарплаты в промышленности.
  • создание дополнительных гарантий реализации прав на образование для детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, граждан с низкими доходами.

3.2. Разработать законопроекты, направленные на искоренение коррупции в образовании путём:

  • создания механизма участия родителей в управлении образовательными учреждениями и образовательным процессом;
  • обязательного публичного информирования родителей о количестве собранных внебюджетных средств и направлениях их использования;
  • регулярного отчёта руководителей образовательных учреждений для детей перед трудовыми коллективами и собраниями родителей, в том числе об использовании внебюджетных средств;
  • регулярные анонимные социологические опросы работников, студентов, старшеклассников и их родителей по проблемам совершенствования учебных заведений, включая вопросы коррупции.

4. Родительским общественным движениям, союзам, советам и комитетам:

С целью реализации прав на участие в управлении образовательными учреждениями и образовательным процессом и искоренения нарушений конституционных прав детей:

  • включаться в общественное движение «Образование – для всех», создавая отделения в регионах, городах, посёлках, учебных заведениях;
  • добиваться исполнения п. 7 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», который устанавливает, что родителям должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса;
  • создать при федеральных и региональных органах законодательной власти родительские экспертные советы по законодательству в образовании;
  • добиваться включения представителей экспертных советов родителей в окружные, городские и федеральные экспертные советы по содержанию образования и учебной литературе.

5. Средствам массовой информации:

Организовать серию передач, круглых столов, публикаций на тему «Образование глазами родителей».

Участники общественных слушаний рекомендуют провести учредительную конференцию регионального отделения общероссийского общественного движения «Образование – для всех», которое выражало бы интересы широких кругов образовательного сообщества.