СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяОбщероссийское движение «образование – для всех» (одв)Резолюции, обращения, рекомендации омского отделения одвРекомендации региональных общественных слушаний «дошкольное образование: дети, педагоги, родители»

Рекомендации региональных общественных слушаний «Дошкольное образование: дети, педагоги, родители»

. Омск. Омский государственный педагогический университет

Участники общественных слушаний – депутаты, представители органов исполнительной власти, руководители и сотрудники учреждений образования, науки и культуры, родители, представители студенчества, а также политических партий и общественных объединений отмечают:

1. Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Однако данное право граждан не реализуется в России, где по демографическим и экономическим причинам количество детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, сократилось с 1990 по 2000 г. почти в 2 раза. Около половины всех учебных заведений этого уровня были в своё время приватизированы, переданы органам государственной власти и негосударственным организациям.

2. Начиная с 2004 г. в ряде крупных городов России, включая Омск, ощущается острая нехватка мест в детских дошкольных учреждениях, что существенно тормозит наметившийся рост рождаемости. Это вынудило руководителей целого ряда городов потребовать возвращения в муниципальную собственность незаконно приватизированных детских садов, а Президента РФ В. Путина 10 декабря 2005 г. дать соответствующие поручения правительству страны, которые, однако, не были исполнены.

3. В документах правительства России предлагается заменить дошкольное образование «предшкольным». Тем самым фактически отменяются конституционные гарантии прав граждан в этой области.

4. Проект федерального закона «О дошкольном образовании» за прошедшие годы официально так и не был внесён в Государственную Думу.

5. Опыт индустриально развитых стран показывает, что в таких странах дошкольное образование обладает многосекторной структурой и разнообразием организационно-правовых форм. Однако ни одна из них практики массовой приватизации дошкольных учреждений не знала. В государствах СНГ такая практика дала отрицательные результаты. Например, в Киргизии, где было приватизировано дошкольное образование, его система резко сократилась.

6. Между тем, вступивший в силу Федеральный закон «Об автономных учреждениях» открывает дорогу постепенной приватизации бюджетной сферы вообще и дошкольного образования в частности, а также коррупции в этой сфере.

Участники общественных слушаний рекомендуют:

Президенту Российской Федерации:

  • Обеспечить контроль за соблюдением конституционных и международных обязательств государства в сфере дошкольного образования;
  • исполнение «Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005 г.» и, в частности, следующего поручения правительству РФ:

«совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать меры по обеспечению доступности дошкольного образования и повышению размера оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений до уровня оплаты труда работников общеобразовательных учреждений.

Срок – апрель 2006 г.».

Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Разработать концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие:

  • обеспечение каждому ребёнку реальной возможности осуществления конституционного права на дошкольное образование – вместо предложенного правительством «предшкольного» образования, которое угрожает лишить ребёнка детства и способно нанести урон развитию личности;
  • восстановление сети государственных учреждений дошкольного образования;
  • сохранение запрета на приватизацию учреждений образования, включая автономные учреждения;
  • финансирование учреждений дошкольного образования детей из региональных бюджетов;
  • введение за счёт бюджета образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся, увеличение числа занятий физкультуры, ритмики, танцев и т.п.;
  • обязанность федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации выделять субвенции местным бюджетам на заработную плату дошкольным работникам и организацию учебного процесса;
  • реализацию права дошкольных учреждений первой и второй категорий (имеющих статус «Центр развития ребёнка») на дополнительное финансирование из местного или ведомственного бюджета;
  • увеличение базовых ставок заработной платы работников дошкольных учреждений не менее, чем до средней зарплаты в промышленности;
  • введение надбавок к заработной плате воспитателя за непрерывный стаж работы в дошкольных образовательных учреждениях, за работу с родителями;
  • увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска воспитателям детских дошкольных учреждений до 56 календарных дней, а младшим воспитателям и помощникам воспитателей – до 42 дней;
  • установление недельной нагрузки воспитателя детского сада на уровне воспитателя, работающего в школе, – до 30 часов в неделю;
  • восстановление для заведующих детских дошкольных учреждений и их заместителей права на досрочную трудовую пенсию;
  • льготную оплату за содержание в дошкольных учреждениях детей работников этих учреждений;
  • введение в штатные расписания дошкольных учреждений единиц социального педагога, логопеда, заместителя руководителя по гражданской обороне, инструктора по физическому воспитанию, охранника, делопроизводителя и др.;
  • устранение дискриминации в уровне оплаты труда, назначении досрочной трудовой пенсии, системе финансирования курсовой переподготовки медицинских работников дошкольных образовательных учреждений по сравнению с сотрудниками поликлиник;
  • доведение детского пособия до величины прожиточного минимума, по крайней мере, в семьях с низкими и средними доходами;
  • межведомственное взаимодействие органов социальной защиты, а также медицинских, педагогических, правовых, досуговых, общественных и других организаций в обеспечении дошкольного образования детей.

2. Разработать и принять федеральный закон «О дошкольном образовании».

3. Распространить действие национальных проектов «Образование» и «Здоровье нации» на систему дошкольного образования.

4.  Организовать встречу Председателя Правительства России и руководителей соответствующих ведомств с представителями дошкольного образования.

Правительству Омской области и Законодательному Собранию Омской области:

1. Принять закон Омской области «О дошкольном образовании».

2. Разработать систему мер по привлечению и закреплению квалифицированных педагогических кадров в детских дошкольных учреждениях, в т.ч.:

  • по установлению контроля за выполнением договорных обязательств по направлению и трудоустройству специалистов, оканчивающих вузы и ссузы, в дошкольные образовательные учреждения;
  • по обеспечению сотрудников этих учреждений льготным питанием, по введению доплаты за работу с родителями и др.

3. Увеличить выделение финансовых средств местным бюджетам в целях обеспечения конституционного права каждого ребёнка на дошкольное образование.

4. Содействовать развитию сети негосударственных учреждений дошкольного образования детей.

Администрации города Омска и Омскому Городскому Совету:

1. Обеспечить полное финансирование целевых программ по поддержке образования, в т.ч. «Дети города Омска».

2. Принципиально изменить организацию поставки продуктов питания для дошкольных учреждений и отказаться от системы единого поставщика, приводящей к удорожанию продуктов, несвоевременности обеспечения, несоблюдению санитарных норм. Создать муниципальные комбинаты детского питания (по районам города).

3. Разработать систему планового контроля над деятельностью дошкольных учреждений; запретить внеплановые проверки и прекратить произвол со стороны органов государственного надзора в части неограниченного числа проверок.

4. Выполнить обещание мэра г. Омска, данное 10 октября 2005 г., о муниципальных доплатах к должностным окладам воспитателям и помощникам воспитателей детских садов в размере 30% и 20% соответственно.

Общественной палате России, общественным палатам в регионах:

1. Выступить инициатором объединения усилий государственных структур, образовательных учреждений и общественных организаций для восстановления полноценной системы дошкольного образования, доступной всем нуждающимся.

Общественным организациям:

1. Предложить депутатам и членам Совета Федерации, независимо от их партийной и фракционной принадлежности, отчитаться о работе в интересах дошкольного образования и о результатах голосований по ключевым законопроектам в этой области.

2. Инициировать дискуссию в СМИ по проблемам дошкольного образования с участием экспертов, представляющих различные точки зрения.

Средствам массовой информации:

1. Организовать в региональных изданиях дискуссию по проблемам дошкольного образования с участием экспертов, представляющих различные точки зрения.


Выступления О. Смолина: вступительное слово и заключение.