СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяОбщероссийское движение «образование – для всех» (одв)Резолюции, обращения, рекомендацииРекомендации общественных слушаний «профессиональное образование: тенденции и риски»

Рекомендации общественных слушаний «Профессиональное образование: тенденции и риски»

. Москва. Государственная Дума ФС РФ

В связи с нарастанием социальной напряженности в образовательном сообществе и обществе в целом, вызванной, главным образом, действиями правительства РФ, в соответствии с основными положениями декларации «Образование - для всех» участники вторых общественных слушаний рекомендуют:

1. Президенту Российской Федерации:

Наложить мораторий на любые решения и действия правительства РФ, федеральных министерств и ведомств (включая перечисленные ниже), способные привести к ограничению конституционного права граждан на образование или росту неравенства возможностей в этой области.

2. Правительству Российской Федерации:

Отменить (отказаться от принятия) концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие:

  • приватизацию образовательных учреждений в любой форме;
  • изменение организационно-правовых форм государственных учреждений на автономные учреждения (АУ) и государственные автономные некоммерческие организации (ГАНО);
  • финансирование профессионального образования по средством ваучеров (ГИФО), выдаваемых по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ);
  • отмену или сокращение налоговых льгот для образовательных учреждений, издательств, выпускающих литературу, связанную с образованием, наукой и культурой, а также инвесторов образования;
  • принудительную (без одобрения региональными властями и коллективами) передачу на бюджеты регионов (вместо федерального финансирования) профессиональных учебных заведений;
  • принудительную «бакалавризацию всей страны» под предлогом присоединения к Болонскому процессу;
  • конкурсный отбор студентов при переходе от бакалавриата к магистратуре;
  • разделение вузов на категории, если оно приведет к уменьшению финансирования региональных вузов и ограничению их прав на подготовку специалистов (или магистров).

3. Федеральному Собранию Российской Федерации:

Инициировать или поддержать законопроекты, направленные на:

  • создание системы государственной поддержки образования, в том числе путем отказа от политики искусственно созданного профицита федерального бюджета;
  • сохранение действующих и восстановление в полном объеме утраченных налоговых льгот для образовательных учреждений и инвесторов образования;
  • увеличение финансирования образования, заработной платы педагогических работников, стипендий обучающихся и студентов – не менее чем в 1,5 раза в течение 2005 года, а затем – в соответствии с требованиями декларации «Образование – для всех»;
  • восстановление федеральных гарантий оплаты труда и всех других социальных гарантий и льгот работникам образования, отмененных или урезанных с 1 января 2005 г. по ФЗ № 122;
  • приравнивание до 2008 года работников образования к государственным гражданским служащим по уровню оплаты труда и социальных гарантий;
  • сохранение в федеральной собственности и на федеральном финансировании всех профессиональных учебных заведений по реестру на 1 января 2004 г. Возвращение в федеральную собственность переданных в регионы учреждений НПО и СПО, за исключением случаев, когда передача осуществлялась по их просьбе и с согласия региональной власти;
  • добровольность участия вузов в Болонском процессе;
  • запрет на сокращение числа бесплатных (бюджетных) мест в вузах, ссузах и ПТУ;
  • сохранение в полном объеме существующей системы льгот для поступающих в вузы и ссузы детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов I и II группы, инвалидов и участников боевых действий, военнослужащих, целевого набора (прежде всего для детей из сельской местности), а также расширение внеконкурсного приема победителей олимпиад и других категорий граждан с высокими творческими достижениями;
  • создание дополнительных гарантий реализации права на образование для детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, граждан с низкими доходами, в том числе путем квотирования учебных мест, специальных стипендий и системы социальных образовательных кредитов в профессиональных учебных заведениях;
  • установление государственных гарантий получения первого рабочего места, в том числе путем:
  • квотирования рабочих мест для молодых специалистов и других выпускников учебных заведений;
  • системы налоговых льгот организациям, активно использующим их труд;
  • финансирования программ общественных работ с использованием труда молодежи.

В этих целях на базе профильного Комитета Совета Федерации как наименее политизированного органа федеральной власти создать рабочие группы, представляющие широкие круги образовательного сообщества.

4. Средствам массовой информации:

Создать условия для проведения широкой дискуссии между сторонниками официальной и альтернативных концепций реформирования профессионального образования.

5. Политическим партиям и общественным объединениям:

  • обсудить предложение Российского Форума «Образование – для всех» о созыве чрезвычайного съезда сторонников защиты отечественного образования и принять решение о целесообразности участия в таком съезде;
  • оказать всемерную поддержку требованиям профсоюза работников народного образования и науки РФ, выраженным в письме на имя президента РФ и принять участие в общероссийской акции протеста работников образования и науки 12 октября 2005 года.

6. Российской академии образования, Российскому Союзу ректоров, Российскому Союзу директоров средних профессиональных учебных заведений, Ассоциации Роспрофтех, Союзу директоров школ России, ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, заинтересованным организациям:

Подготовить национальный доклад о состоянии и перспективах развития отечественной системы образования, представить его Президенту, Правительству и Федеральному Собранию РФ.

7. Высшему Инженерному Совету при Совете Федерации Федерального Собрания РФ:

Подготовить национальный доклад о состоянии и перспективах развития инженерного и технологического образования в России, представить его Правительству и Федеральному Собранию РФ.

В слушаниях приняли участие и Рекомендации поддержали представители более 30 общественных организаций, в том числе:

  • профсоюз работников народного образования и науки РФ;
  • российская ассоциация профсоюзных организаций студентов;
  • ассоциация негосударственных вузов России;
  • национальный союз негосударственных вузов;
  • ассоциация негосударственных ссузов России;
  • союз директоров средних специальных учебных заведений;
  • всероссийский фонд образования;
  • институт национальных проблем образования;
  • общероссийское общественное движения «В защиту детства»;
  • общественное движение «Родительская забота»;
  • думская фракция «Коммунистическая партия Российской Федерации»;
  • думская фракция «Родина»;
  • представители независимых депутатов;
  • Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ.