СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяОбщероссийское движение «образование – для всех» (одв)Резолюции, обращения, рекомендацииРоссии необходимо образование для всех

России необходимо образование для всех

Обращение участников Конгресса Российского образовательного сообщества к общественности и президенту страны в поддержку стратегической линии доклада Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации»

24 марта 2006 года состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации, посвящённое проблемам отечественного образования. Это стало знаковым событием, т. к. впервые за всю свою историю Госсовет вернулся к теме, которая уже рассматривалась прежде (август 2001 года). Этот факт свидетельствует о глубокой озабоченности руководства страны состоянием и перспективами развития российского образования.

Стержневой идеей доклада первого «Образовательного Госсовета» от 29 августа 2001 года было «возвращение государства в образование», которое в период системного кризиса 1990-х годов было фактически обречено на самовыживание. Немедленно после заседания Госсовета правительство России приняло его доклад в качестве официальной «Концепции модернизации российского образования».

В настоящее время ситуация прямо противоположная: ни правительство РФ, ни Минобрнауки, ни Госдума не только не начали работу по реализации рекомендаций, сформулированных в докладе Госсовета, но и всячески его замалчивают. О содержании доклада до сих пор не знают ни образовательное сообщество, ни российская общественность в целом. Выпущенные 14 апреля администрацией президента РФ по итогам Госсовета поручения не отражают демократического и социального содержания доклада, который нацелен не только на завершение модернизации образования, но и на перевод его в новое качество – устойчивого инновационного развития.

Причина очевидна. Коллективный документ, одобренный главой федерации и главами её субъектов, явно противоречит антисоциальным тенденциям образовательной политики, утверждённой с подачи Минобрнауки правительством РФ в так называемых « Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». Попытки введения платности средней школы, коммерциализации образования, развала системы профобразования и т. п. не нашли в нём никакой поддержки. Как и попытки примитивизации образования, отсечения знаний от содержания образования, которые вели страну не к «обществу знаний», но на «свалку» цивилизации.

Доклад Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» чётко определил перспективу социально ориентированной стратегии развития страны в современных условиях, продолжив линию Закона РФ «Об образовании» 1992 года, который был признан ЮНЕСКО самым прогрессивным и демократическим образовательным актом в мире конца ХХ столетия.

Вот уже почти месяц вокруг доклада Госсовета РФ разворачивается борьба. Стоит отметить, что предыдущая серия «образовательных» поручений президента правительству РФ от 10 декабря минувшего года, представляющая собой лучший свод таких поручений, фактически саботируется: срок исполнения пяти из одиннадцати названных поручений уже истек, а правительство РФ не обозначило никаких действий по их реализации. Видимо, та же судьба уготована и решениям Госсовета.

В связи с изложенным мы, участники Конгресса Российского образовательного сообщества, обращаемся с предложениями.

Президенту Российской Федерации:

  • подготовить в ближайшее время на основе доклада Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» Президентскую программу на среднесрочный период и утвердить ее Указом Президента РФ. Политический смысл такой программы - утверждение социального вектора образовательной политики, заданного докладом Госсовета и соответствующего Конституции РФ как социального государства. Её геополитический смысл – влияние России как председателя «Большой восьмёрки» на мировые тенденции в образовательной политике;
  • опубликовать доклад Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации», Президентскую программу и Указ Президента РФ, сделав их достоянием каждого педагогического коллектива и российского общества в целом;
  • вернуться к вопросу о схеме управления образованием на федеральном уровне, рассмотрев, в частности, два варианта:
  1. Министерство образования плюс Министерство науки и высшей школы;
  2. Минобразование плюс Минпромнауки.

Образовательному сообществу, деловым кругам, обществу в целом:

  • разработать скоординированный план и механизмы независимого гражданского мониторинга реализации правительством и Федеральным Собранием РФ стратегии образовательной политики, выработанной Госсоветом, используя в этих целях общественные институты и организации;
  • разработать механизмы формирования общественного заказа для всех уровней образования, отражающего интересы различных общественных групп, с привлечением институтов гражданского общества и экспертных структур;
  • выработать формы паритетного участия общества и государства в управлении образованием, обеспечивающие партнёрство общественных, корпоративных и государственных (муниципальных) институтов в интересах устойчивого инновационного развития образования и в целях защиты прав детей и других субъектов образовательного процесса.

Мы требуем положить конец антисоциальной политике, обеспечить равные образовательные возможности каждому, а тем самым – прорыв страны в «общество знаний».