СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяОбщероссийское движение «образование – для всех» (одв)Резолюции, обращения, рекомендацииРекомендации общественных слушаний «развитие негосударственного образования как государственная задача»

Рекомендации общественных слушаний «Развитие негосударственного образования как государственная задача»

. Москва. Государственная Дума ФС РФ

Рассмотрев с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей общественных объединений негосударственных образовательных организаций, руководителей высших, средних специальных, общеобразовательных учебных заведений и организаций дополнительного образования вопрос « Развитие негосударственного образования как государственная задача», участники слушаний констатируют:

  1. Негосударственные образовательные организации в Российской Федерации являются неотъемлемой частью отечественной системы образования и расширяют возможности реализации гражданами права на образование, способствуют росту уровня образованности населения, обеспечивают повышение интеллектуального потенциала страны и более эффективное включение России в международное образовательное пространство.
  2. За прошедшие 15 лет в Российской Федерации сформировался сектор негосударственного образования, который включает около 650 вузов, 250 ссузов, 800 школ, сотни детских садов и десятки тысяч организаций дополнительного образования.
  3. Несмотря на доказанную временем востребованность обществом сектора негосударственного образования и декларируемую приоритетность сферы образования, в государственной политике практически отсутствует его поддержка со стороны государственных органов.
  4. Законодательство в области образования на федеральном и региональных уровнях не обеспечивает правового равенства государственного и негосударственного секторов системы образования. В частности, не установлен эффективный правовой механизм, обеспечивающий защиту права обучающихся и педагогов негосударственных образовательных организаций. Ряд значимых положений действующего законодательства до сих пор не исполняются.
  5. Федеральным законом № 122 (о монетизации) от 22.08.2004 г. внесены изменения в ФЗ «Об образовании», в результате чего был изъят ряд статей, гарантирующих негосударственным образовательным организациям освобождение от всех видов налогов, в том числе от платы за землю, а также бюджетное финансирование аккредитованных негосударственных школ. Однако изменения в соответствующие законодательные акты, относящиеся к компетенции региональных и местных органов власти, внесены не были. В настоящее время законодательство большинства субъектов РФ не рассматривает негосударственные образовательные организации как равноправную часть системы образования. В результате в этих субъектах РФ даже аккредитованные негосударственные школы не имеют доступа к бюджетным ресурсам, что означает дискриминацию организаций по признаку формы собственности и противоречит пункту 2 ст. 8 Конституции РФ.

Участники общественных слушаний рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

  1. Обеспечить равенство правовых условий функционирования государственных и негосударственных образовательных организаций, в том числе налогов, землепользования, финансирования аккредитованных организаций, аренды.
  2. Выступить с законодательной инициативой о внесении в статью 238 Гражданского кодекса РФ изменения в части предоставления государственным образовательным учреждениям права предоставлять находящиеся в оперативном управлении помещения в пользование негосударственным образовательным организациям.

Федеральному Собранию Российской Федерации:

  1. В соответствии с решением Конституционного Суда обеспечить право педагогических работников негосударственных образовательных организаций на досрочную трудовую пенсию.
  2. Выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в главу Налогового кодекса в части освобождения от обложения земельным налогом и налогом на имущество негосударственных образовательных организаций.
  3. В течение весенней сессии 2007 г. принять законопроект, внесённый группой депутатов, включающей председателя Совета Федерации РФ Миронова С.М. и Первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Смолина О.Н.
  4. Восстановить положения Закона «Об образовании» о государственно (муниципальном) финансировании аккредитованных негосударственных общеобразовательных организаций в соответствии с нормативами, установленными для государственных образовательных организаций.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

  1. Разработать программу поддержки и содействия развитию системы негосударственных образовательных организаций.
  2. Создать постоянно действующую рабочую группу по развитию негосударственного образования и изучению опыта инновационной деятельности негосударственных образовательных организаций.
  3. Обеспечить для негосударственных профессиональных учебных заведений равноправное с государственными участие в распределении государственных ресурсов.
  4. Обеспечить для негосударственных образовательных организаций равноправное с государственными участие в Национальном проекте «Образование».
  5. Заключить соглашение с Организацией Международного Бакалавриата о признании дипломов Международного Бакалавриата в РФ.
  6. Рассмотреть возможность о предоставлении отдельным категориям негосударственных образовательных организаций преференций по признаку их социальной полезности.

Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации:

Утвердить план счетов для негосударственных образовательных организаций.

Федеральной Антимонопольной Службе:

Рассмотреть вопрос об обращении к соответствующим органам субъектов РФ с предложением проанализировать их нормативно-правовую базу в области образования и устранить её несоответствия Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94 в части дискриминации негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, в части обеспечения для них равного с государственными образовательными организациями доступа к ресурсам, направляемым на обеспечение государственных и муниципальных нужд в сфере образования, включая участие в государственных конкурсах и проектах, бюджетное финансирование, безвозмездное предоставление помещений и земельных участков.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления:

  1. Рассмотреть вопрос о выделении помещений для негосударственных образовательных организаций в приоритетном порядке.
  2. Предоставить полномочия собственникам государственных образовательных учреждений сдавать свободные площади в безвозмездное пользование или аренду негосударственным образовательным организациям.
  3. Закрепить в региональном законодательстве предоставление негосударственным общеобразовательным организациям льготных ставок при аренде объектов недвижимости субъектов Федерации и муниципального недвижимого имущества ежегодный рост арендных ставок не должен превышать официальной величины инфляции по стране за предыдущий год. В том числе, Департаменту государственного и муниципального имущества г. Москвы сохранить методику расчёта арендной платы с учётом почасовой стоимости согласно своему Распоряжению от 25.12.2002 № 6593-р.
  4. Сроки аренды и лицензирования должны соответствовать срокам реализации соответствующих образовательных программ (от 4-х до 11 лет).
  5. Установить льготы лицам, вкладывающим средства в развитие отечественного образования.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель общественного движения «Образование - для всех» О.Н. Смолин

Президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов Российской Федерации А.Л. Вильсон