СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяОбщероссийское движение «образование – для всех» (одв)Резолюции, обращения, рекомендацииРекомендации общественных слушаний «дошкольное образование: дети, педагоги, родители»

Рекомендации общественных слушаний «Дошкольное образование: дети, педагоги, родители»

. Москва. Государственная Дума ФС РФ

Участники общественных слушаний – депутаты, представители органов исполнительной власти, руководители и сотрудники учреждений образования, науки и культуры, родители, представители студенчества, а также политических партий и общественных объединений отмечают:

1. Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Однако данное право граждан не реализуется в России, где по демографическим и экономическим причинам количество детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, сократилось с 1990 по 2000 г. почти в 2 раза. Около половины всех учебных заведений этого уровня были в своё время переданы органам государственной власти и негосударственным организациям.

2. Начиная с 2004 г. в ряде крупных городов России ощущается острая нехватка мест в детских дошкольных учреждениях, что существенно тормозит наметившийся рост рождаемости. Это вынудило руководителей целого ряда городов потребовать возвращения в муниципальную собственность незаконно приватизированных детских садов, а Президента РФ В. Путина 10 декабря 2005 г. дать соответствующие поручения правительству страны, которые, однако, не были исполнены.

3. В документах правительства России предлагается заменить дошкольное образование «предшкольным». Тем самым фактически отменяются конституционные гарантии прав граждан в этой области.

4. Проект федерального закона «О дошкольном образовании» за прошедшие годы официально так и не был внесён в Государственную Думу.

5. Опыт индустриально развитых стран показывает, что в таких странах дошкольное образование обладает многосекторной структурой и разнообразием организационно-правовых форм. Однако ни одна из них практики массовой приватизации дошкольных учреждений не знала. В государствах СНГ такая практика дала отрицательные результаты. Например, в Киргизии, где было приватизировано дошкольное образование, его система резко сократилась.

6. Между тем, вступивший в силу Федеральный закон «Об автономных учреждениях» открывает дорогу постепенной приватизации бюджетной сферы вообще и дошкольного образования в частности, а также коррупции в этой сфере.

Участники общественных слушаний рекомендуют:

Президенту Российской Федерации:

1. Обеспечить в полном объёме реализацию права граждан России на получение доступного качественного бесплатного дошкольного образования.

Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Представить образовательному сообществу отчёт об исполнении поручения Президента РФ В.В. Путина по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию от 25 октября 2005 года о совместной с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ разработке мер по обеспечению доступности дошкольного образования и повышению размера оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений до уровня оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, срок которого истёк в апреле 2006 года, и других поручений Президента РФ в области образования.

2. Разработать концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие:

•  обеспечение каждому ребёнку реальной возможности осуществления конституционного права на полноценное дошкольное образование. Не допустить подмены дошкольного воспитания любыми формами натаскивания ребёнка на подготовку к школе, в т.ч. в форме «предшкольного образования»;

•  восстановление сети государственных учреждений дошкольного образования;

•  сохранение запрета на приватизацию учреждений образования, включая автономные учреждения;

•  финансирование учреждений дошкольного образования детей из региональных бюджетов;

•  установление финансовой самостоятельности бюджетных образовательных учреждений, в т.ч. в целях стимулирования труда работников;

•  увеличение базовых ставок заработной платы работников дошкольных учреждений не менее, чем до средней зарплаты в промышленности;

•  введение для работников системы дошкольного образования «социального пакета», включая возможность санаторно-курортного лечения, обеспечение социальным жильём, финансирование накопительной части пенсии за счёт работодателя и Пенсионного фонда, дополнительные гарантии для молодых специалистов;

•  введение надбавок к заработной плате педагогам за непрерывный стаж работы в образовательных учреждениях, в т.ч. дошкольного образования;

•  увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска воспитателям детских дошкольных учреждений до 56 календарных дней;

•  установление недельной нагрузки воспитателя детского сада на уровне воспитателя, работающего в школе (школе-интернате), – до 30 часов в неделю;

•  восстановление для заведующих детских дошкольных учреждений права на досрочную трудовую пенсию;

•  устранение дискриминации в уровне оплаты труда, назначении досрочной трудовой пенсии, системе финансирования курсовой переподготовки медицинских работников дошкольных образовательных учреждений по сравнению с медицинским персоналом лечебных учреждений;

•  доведение детского пособия до величины прожиточного минимума, по крайней мере, в семьях с доходами не ниже двух прожиточных минимумов;

•  дополнительные меры поддержки семей с детьми, обеспечивающие возможность получения дошкольного образования в сельской местности;

•  дополнительные меры государственной поддержки учреждениям высшего и среднего педагогического образования, осуществляющих подготовку кадров для дошкольных учреждений;

•  в перспективе – приравнивание работников системы образования к государственным служащим по уровню оплаты труда и социальным гарантиям.

3. Разработать при участии представителей образовательного сообщества и принять федеральный закон «О дошкольном образовании».

4. Распространить действие национальных проектов «Образование» и «Здоровье нации» на систему дошкольного образования.

5. Сохранить на уровне 2005 г. бюджетные места в вузах и ссузах для подготовки педагогов дошкольного образования.

6. Внести изменения в образовательное законодательство, предусматривающие восстановление действовавших до 2005 г. норм о государственной поддержке негосударственных образовательных учреждений (в части аренды, оплаты коммунальных услуг и др.).

7. Оказать финансовую поддержку за счёт федерального бюджета научным учреждениям, исследующим проблемы дошкольного образования.

Органам исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации:

1. Принять закон субъекта Российской Федерации «О дошкольном образовании».

2. Принять меры к возвращению ранее переданных под другие нужды зданий дошкольных учреждений, сокращению очерёдности в дошкольные учреждения; развитию сети дошкольного образования в соответствии с потребностями населения.

3. Увеличить выделение финансовых средств местным бюджетам в целях обеспечения конституционного права каждого ребёнка на дошкольное образование, а также нормативы финансирования дошкольного образования с учётом затрат на санитарно-техническое оборудование, мебель, обеспечение безопасности и др.

4. Установить ставку первого разряда тарифной сетки или базовый оклад не ниже прожиточного минимума в каждом субъекте Российской Федерации.

5. Разработать систему мер по привлечению и закреплению квалифицированных педагогических кадров в детских дошкольных учреждениях, включая:

•  установление стимулирующих надбавок к заработной плате;

•  льготы по оплате за содержание детей работников дошкольных учреждений;

•  бесплатное питание на рабочем месте для работников учреждений дошкольного образования.

6. Увеличить размер компенсации на приобретение книгоиздательской продукции для работников системы дошкольного образования не менее, чем до 10% от заработной платы.

7. Обеспечить за счёт бюджетных ассигнований введение образовательных программ и технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

8. Отказаться от системы тендеров при закупках любых товаров и услуг для учреждений дошкольного образования. Создать (восстановить) комбинаты детского питания.

9. Содействовать развитию сети негосударственных учреждений дошкольного образования детей.

10. Предусмотреть в бюджетах 2008-2010 гг. финансовую поддержку просветительских передач для родителей.

Общественной палате России, общественным палатам в регионах:

1. Выступить инициатором объединения усилий государственных структур, образовательных учреждений и общественных организаций для восстановления полноценной системы дошкольного образования, доступной всем нуждающимся.

Общественным объединениям:

1. Предложить депутатам и членам Совета Федерации, независимо от их партийной и фракционной принадлежности, отчитаться о работе в интересах дошкольного образования и о результатах голосований по ключевым законопроектам в этой области.

2. Инициировать дискуссию в СМИ по проблемам дошкольного образования с участием экспертов, представляющих различные точки зрения.

3. Организовать в регионах и муниципальных образованиях подписную кампанию в поддержку рекомендаций общественных слушаний «Дошкольное образование: дети, педагоги, родители».

Средствам массовой информации:

1. Организовать дискуссию по проблемам дошкольного образования с участием экспертов, представляющих различные точки зрения.

2. Увеличить не менее, чем вдвое время в эфире и расширить спектр программ для детей, а также передач, посвящённых педагогической профессии.