СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяОбщероссийское движение «образование – для всех» (одв)Резолюции, обращения, рекомендации13 антикризисных мер образовательной политики в 2009 году (предложения общественного движения «образование – для всех» для принятия на 2-й

13 антикризисных мер образовательной политики в 2009 году (Предложения общественного движения «Образование – для всех» для принятия на 2-й Всероссийской педагогической конференции)

. Москва

Мы, участники Второй Всероссийской педагогической конференции, поддерживая основные положения Декларации «Образование – для всех», осознавая, что российское образование оказалось на пороге системного кризиса, принимая во внимание, что этот кризис порождён не только экономической ситуацией, но и действиями правительства в лице Минобрнауки и Минфина, стремясь защитить право граждан на образование и сохранить стабильность в обществе, предлагаем российскому образовательному сообществу поддержать, а властям – реализовать следующие антикризисные меры:

1. Отказаться от сокращения «образовательных» бюджетов всех уровней. Выделить дополнительно из федерального бюджета не менее 500 млрд. рублей на повышение не менее чем на 30% заработной платы педагогам, медикам, работникам науки и культуры, социальным работникам – в целях поддержания уровня жизни и сохранения человеческого потенциала страны.

2. Отменить для образовательных учреждений, имеющих лицензии, все налоги и платежи при условии их реинвестирования в образовательный процесс, включая оплату труда.

3. Ввести беспроцентные возвратные субсидии для всех нуждающихся (их родителей или законных представителей), кто обучается на внебюджетной основе в государственных и имеющих лицензию негосударственных образовательных учреждениях (прежде всего – студентам «внебюджетникам»), с возвратом в течение длительного срока после окончания кризиса.

4. Разработать и принять государственную программу «Электронное обучение». Отменить все искусственные ограничения на применение современных технологий в образовании.

5. Создать федеральные образовательные каналы на телевидении в метровом диапазоне и на радио. Повысить долю образовательных программ и обеспечить психолого-педагогический контроль деятельности электронных СМИ.

6. Увеличить вдвое субсидии нуждающимся родителям для оплаты содержания детей в детских дошкольных учреждениях. Повысить заработную плату работников детских дошкольных учреждений до уровня работников школ в соответствии с поручением Президента РФ В. Путина от 25 октября 2005 г.

7. Немедленно остановить процессы искусственного сокращения сельских школ, принудительную реорганизацию образовательных учреждений и их превращение в автономные учреждения без согласия коллективов.

8. Отложить на три года введение в действие ФЗ № 17, предусматривающего обязательность ЕГЭ. Либо принять проект федерального закона о добровольности ЕГЭ для выпускников и абитуриентов.

9. Во исполнение Конституции и действующего законодательства обеспечить всем желающим возможность получить начальное или среднее профессиональное образование либо в качестве самостоятельных уровней, либо в качестве первой ступени образования высшего.

10. Увеличить бюджетный набор в государственные и муниципальные вузы, как минимум, до уровня 2004 года. В целях обеспечения студентам возможности продолжить образование в период кризиса, приостановить на три года федеральный закон об обязательном переходе на двухуровневое высшее образование. С 1 сентября повысить социальные стипендии нуждающимся студентам в вузах, ссузах и ПТУ до прожиточного минимума.

11. Приостановить на три года любые действия по внеочередной аккредитации государственных и негосударственных профессиональных учебных заведений в связи с разработкой новых правил такой аккредитации. Аккредитацию проводить по прежним правилам и исключительно в сроки, установленные законом.

12. Принять федеральный закон по вопросам дополнительного образования детей и взрослых (подготовлен рабочей группой Комитета по образованию и науке Госдумы четвёртого созыва). Утвердить специальную государственную программу «Образование – через всю жизнь», в том числе на базе электронного обучения.

13. Немедленно прекратить процесс искусственного расформирования специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов в регионах без создания специальных условий в учреждениях общего назначения. Принять федеральный закон по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (подготовлен рабочей группой Комитета по образованию и науке Госдумы четвёртого созыва).

Разработанная на базе этих предложений специальная государственная программа антикризисных мер в образовательной политике должна быть утверждена указом президента или постановлением правительства в течение второго квартала 2009 года. Эта программа призвана:

  • сохранить образовательный потенциал страны как основу её человеческого потенциала;
  • не допустить перерастания экономического кризиса в социальный и политический;
  • содействовать переходу страны к инновационному типу развития непосредственно после окончания кризиса.

Чтобы Россия сохранилась как цивилизация и была восстановлена как великая держава, чтобы каждый гражданин страны смог занять достойное место в обществе, необходимо на практике осуществить великий лозунг: «Образование – для всех»!