Образование для всех: новый курс — новый закон!

. Москва

Два с половиной года действует в стране Федеральный закон «Об образовании в РФ». И уже причинил немало бед. Принимая его, Госдума VI созыва голосами «Единой России» отклонила наш, альтернативный проект закона «О народном образовании», в котором были собраны требования образовательного сообщества: профсоюзных, родительских, студенческих, ветеранских организаций; ректоров, профессоров и так называемых рядовых граждан. По нашим расчетам, в официальном законе на каждый относительный шаг вперед приходится, по меньшей мере, три шага назад. Стремясь исправить его пороки, мы внесли в Думу 23 законопроекта, из которых три приняты, 12 отклонены, а восемь не рассмотрены.

Убежден: не отказываясь от частных законопроектов, пора вновь противопоставить правительственному новый курс образовательной политики, выраженный в законодательной форме. Исходя из этого, 27 января 2016 года в Государственной Думе мной был представлен новый базовый законопроект «Об образовании – для всех», подготовленный совместно с фракцией КПРФ.

Предлагаем вашему вниманию краткую сравнительную характеристику содержания нашего законопроекта и действующего Закона об образовании и просим выразить свою позицию, проголосовав на нашем сайте в разделе «Опрос».

Концепция проекта федерального закона «Об образовании – для всех» в сравнении с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Линии сравнения

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (закон)

Проект федерального закона «Об образовании – для всех» (законопроект)

Примечания

1. Концептуальные (идеологические) установки, фактически положенные в основу закона (законопроекта) и государственной образовательной политики

1.1. Место образования в обществе.

Образование принадлежит к сфере услуг.

Образование не является частью сферы обслуживания, но относится к сфере производства, причем самой важной – обеспечивает социальное и духовно-нравственное воспроизводство самого человека.

 

1.2. Характер педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – разновидность оказания услуг.

Педагогическая деятельность – разновидность социального служения, миссия.

В законопроекте ОДВ-КПРФ услугой признается исключительно деятельность за пределами реализации образовательных программ (консультационные услуги, репетиторство и т.п.).

1.3. Механизмы регулирования.

Сочетание государственного и рыночного регулирования при расширении последнего (коммерциализация образования).

Образование (по крайней мере, дошкольное и школьное) – преимущественно внерыночная сфера. Рыночные механизмы могут использоваться лишь как дополнительные.

 

1.4. Эффективность затрат на образование.

Затраты на образование – социальная нагрузка на экономику и бюджет, «бремя государства». Экономические гарантии развития образования практически отсутствуют.

Затраты на образование – не «бремя государства», но долгосрочные инвестиции в будущее, чрезвычайно выгодные для общества.

 

1.5. Основная цель образования.

Формирование «квалифицированного потребителя» и исполнителя (педагогика потребительства).

Многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика).

О необходимости пересмотра целей образования и переориентации на «квалифицированного потребителя» говорил экс-министр образования и науки А.Фурсенко на Селигере в 2008 году.

Современная образовательная политика предполагает воспитание творцов и новаторов по преимуществу из так называемых одаренных детей и талантливой молодежи.

Законопроект ставит целью развитие творческих способностей каждого человека.

1.6. Образовательные отношения.

Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно функциональный характер (формализованная педагогика).

Отношения учителя и ученика (в широком смысле) должны иметь преимущественно личностный характер. Образование в собственном смысле есть только там, где личность воздействует на личность (педагогика сотрудничества).

 

1.7. Ориентация содержания образования.

Ориентация преимущественно на прагматические задачи образования, включая функциональную грамотность (образование ради успеха и личной выгоды).

Ориентация на фундаментальное образование (образование ради культуры).

 

1.8. Образование и свобода совести.

Формальное провозглашение светского характера образования при фактических шагах к клерикализации школы.

Светский характер образования в государственных учебных заведениях.

 

 

 

1.9. Социальная направленность образования.

Ориентация преимущественно на элитарное образование: массовое примитивизированное образование – для большинства; высококачественное образование – для избранных (в основном для богатых и управляющих).

Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование – для всех.

 

2. Экономика образования

1. Концептуальные (идеологические) установки, фактически положенные в основу закона (законопроекта) и государственной образовательной политики

2.1. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование.

Нормы отсутствуют.

Не менее 7% от объема ВВП в РФ.

В настоящее время, по данным Росстата, доля расходов консолидированного бюджета России на образование составляет около 4 процентов.

2.2. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование.

Нормы отсутствуют.

Не менее 7% от расходной части федерального бюджета.

В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. расходы на высшее образование должны были составлять не менее 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ, расходная часть федерального бюджета сократилась. Этот показатель необходимо повысить.

2.3. Финансовые гарантии бесплатного высшего образования.

За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 800 граждан из каждых 10 тыс. в возрасте от 17 до 30 лет.

За счет средств Федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 220 студентов на 10 тыс. населения.

В 1980 г. в расчёте на 10 тыс. населения в СССР было 220 бюджетных студентов.

В настоящее время этот показатель составляет 138,5 и к 2020 году может снизиться до 125 в связи со снижением численности населения в возрасте от 17 до 30 лет.

2.4. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Подушевое финансирование с оговорками в отношении малокомплектных и (или) сельских школ.

Нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества учащихся, а остальные средства – по подушевому принципу.

Опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается.

2.5. Налогообложение образовательных организаций.

Нормы отсутствуют.

В части доходов, направляемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в т.ч. негосударственном), учреждение освобождается от всех налогов и платежей.

Законопроект ОДВ – КПРФ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений.

2.6. Образовательное кредитование.

Предусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); условия, размеры и порядок государственной поддержки образовательного кредитования устанавливается исключительно Правительством РФ.

Предусматривается возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения кредита – не менее 20 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее пяти прожиточных минимумов в субъекте РФ, где проживает выпускник.

В случае отъезда гражданина на постоянное место жительства за рубеж кредит возвращается полностью до отъезда.

С учётом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США).

3. Система образования

3.1. Структура системы образования.

Включает: образовательные стандарты, образовательные программы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы управления образованием, объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения.

Дополнительно включены профессиональные союзы.

Действующий закон не включает в структуру системы образования профессиональные союзы, в том числе объединения педагогических работников.

3.2. Информационно-образовательная политика.

Нормы отсутствуют.

Государство создает общедоступные теле- радиоканалы (программы), специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения.

Государство поддерживает негосударственные теле- радиоканалы, реализующие образовательные программы для населения, в том числе выделяя гранты и предоставляя налоговые льготы.

Одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, – явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе.

3.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Образовательные организации вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации программ различных уровней и направленности при всех формах обучения и их сочетании, за исключением случаев, установленных законом.

Нормы в основном совпадают. Кроме того Федеральная программа развития образования в обязательном порядке должна включать подпрограмму развития электронного обучения.

В высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается.

3.4. Материально-техническое обеспечение электронного обучения и дистанционного образования.

Нормы отсутствуют.

Учащиеся, осваивающие образовательные программы посредством электронного обучения, в т.ч. дистанционных образовательных технологий, за счет средств бюджетов РФ, должны быть обеспечены компьютерной и иной электронной техникой, программным обеспечением, доступом к телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам за счет средств этих бюджетов.

 

3.5. Особенности лицензирования при реализация образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Лицензионные требования должны учитывать реализацию образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Нормы совпадают.

 

3.6. Электронные университеты.

Нормы отсутствуют.

Наряду с категориями «Федеральный университет» и «Национальный исследовательский университет» вводится категория «электронный университет».

 

3.7. Права иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Могут реализовывать только дополнительные образовательные программы, программы профессионального обучения и программы дошкольного образования.

Могут реализовывать любые образовательные программы при наличии лицензии.

Действующий закон необоснованно ограничивает права других организаций иметь подразделения, реализующие образовательные программы профессионального или высшего образования.

3.8. Право на индивидуальную педагогическую деятельность.

Индивидуальная педагогическая деятельность характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем непосредственно. Может осуществляться только при реализации общеобразовательных программ и программ профессионального обучения.

Может осуществляться при реализации любых программ, которые могут осваиваться в форме самообразования и семейного образования.

Действующий закон ограничивает возможность получения профессионального и высшего образования в форме самообразования, поскольку эта форма часто предполагает индивидуальную педагогическую деятельность.

4. Статус и социальные гарантии учащихся (родителей, законных представителей)

4.1. Финансовое обеспечение семейного образования.

Нормы отсутствуют.

Родителям, обеспечивающим получение детьми общего образования в семье, выплачивается компенсация в размере соответствующих нормативов финансирования государственных (муниципальных) образовательных учреждений за исключением расходов на прохождение промежуточных и итоговых государственных аттестаций.

Соответствует требованиям многочисленных родительских объединений.

4.2. Права учащихся, осваивающих программы общего образования в форме семейного образования (самообразования).

Предоставляются академические права учащихся школ только на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

Социальные права учащихся школ им не предоставляются.

Относятся к категории учащихся школ, поэтому им предоставляются все академические и социальные права учащихся.

 

4.3. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях.

Конкретные нормы отсутствуют. Определяется решениями органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 1% от прожиточного минимума по РФ в целом в день в расчёте на одного учащегося.

По данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% «школьных» болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела.

4.4. Финансирование питания в государственных (муниципальных) средних профессиональных учебных заведениях.

Нормы отсутствуют за исключением финансирования питания обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении.

Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе.

Норма законопроекта направлена на сохранение здоровья, социальную поддержку и помогает обеспечить армию здоровыми призывниками.

4.5. Финансирование питания в государственных (муниципальных) высших учебных заведениях.

Нормы отсутствуют.

Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе.

Норма законопроекта направлена на сохранение здоровья студентов и их социальную поддержку.

4.6. Право на социальную стипендию студентов государственных (муниципальных) ссузов и вузов.

Стипендия выплачивается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» «г» пункта 1 , подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Помимо перечисленных в левом столбце категорий студентов стипендия выплачивается:

1) учащимся из малообеспеченных семей, среднегодовой размер дохода в которых составляет не более двух прожиточных минимумов в соответствующем субъекте Российской Федерации;

2) иным учащимся, нуждающимся в социальной поддержке, по решению коллегиального органа управления образовательной организации.

 

4.7. Размер социальной стипендии студентов ссузов.

Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, установленного Правительством (в настоящее время это 730 рублей в месяц).

Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 10436 рублей).

Законопроект имеет целью уменьшение неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы, а также повышение качества образования, поскольку студенты с низкими доходами при современном уровне стипендии не имеют возможности нормально учиться.

4.8. Размер социальной стипендии студентов вузов.

Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, установленного Правительством (в настоящее время это 2010 рублей).

Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 10436 рублей).

В настоящее время составляет 19 процентов от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

4.9. Расчётная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях.

Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время это 1340 рублей в месяц).

Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года около 8350 рублей).

В настоящее время составляет около 13 процентов от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

4.10. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях.

Определяется образовательной организацией и не может быть меньше норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время 487 рублей в месяц).

Устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 6262 рубля).

Стипендия в законопроекте соответствует уровню советского периода. В настоящее время составляет менее 5% от прожиточного минимума трудоспособного населения.

4.11. Стипендии аспирантов, адъюнктов, ординаторов и стажеров.

Определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не может быть ниже норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время этот норматив составляет для аспирантов 2637 рублей в месяц, по ряду направлений подготовки, перечень которых устанавливается Минобранауки, — 6330 рублей в месяц, для ординаторов 6717 рублей, для ассистентов-стажеров – 2637 рублей).

Устанавливаются на уровне двух размеров прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 20872 рубля).

В основном соответствуют советскому периоду.

4.12. Плата за общежитие.

Может ограничиваться учредителем.

Не может превышать пяти процентов минимального размера академической стипендии.

В настоящее время ограничивается учредителем на уровне платы за социальный наём жилья с использованием коэффициентов 1 для общежитий квартирного типа, 0,75 – для общежитий гостиничного типа и 0,5 – для общежитий коридорного типа.

5. Статус и социальные гарантии педагогических работников

5.1. Уровень зарплаты воспитателей детских садов.

Нормы фактически отсутствуют.

Средняя ставка педагогических работников учреждений дошкольного образования не может быть ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом.

 

5.2. Уровень зарплаты школьных учителей.

Средняя заработная плата учителей устанавливается не ниже средней заработной платы по субъекту Российской Федерации.

Средняя ставка учителей не может быть ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом.

В настоящее время соответствие средней заработной платы учителя норме закона реализуется путем увеличения нагрузки (в среднем до 28 аудиторных часов в неделю при норме 18).

5.3. Зарплата преподавателей профессиональных образовательных организаций, в том числе мастеров производственного обучения.

Нормы отсутствуют.

Средние ставки педагогических работников профессиональных образовательных организаций устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты по данному региону и по Российской Федерации в целом.

Более высокая оплата труда по сравнению со средней зарплатой учителя школы связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников.

5.4. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов.

Нормы отсутствуют.

Средние ставки педагогических работников вузов — не ниже 200% от средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом.

Норма в основном соответствует законам РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и связана с особенно высокими требованиями к квалификации труда.

5.5. Размер минимальной ставки преподавателей вузов.

Нормы отсутствуют.

Минимальная ставка педагогических работников вузов не может быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда.

 

5.6. Надбавки за ученую степень.

Нормы отсутствуют.

Устанавливаются для:

докторов наук – 15000 рублей;

кандидатов наук – 8000 рублей, вне зависимости от типа образовательной организации, в которой они работают.

 

5.7. Надбавки за ученое звание работников вузов.

При перепечатке и цитировании ссылка на официальный сайт обязательна.