СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета РФ;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяОбщероссийское движение «образование – для всех» (одв)АрхивРекомендации парламентских слушаний на тему «начальное и среднее профессиональное образование в россии: законодательное регулировани

Рекомендации парламентских слушаний на тему «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы»

. Москва. Здание Государственной Думы РФ

Заслушав и обсудив доклад Комитета Государственной Думы по образованию, содоклады и выступления по теме парламентских слушаний, участники парламентских слушаний отмечают, что начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование (далее НПО и СПО) являются важнейшими составляющими современного образовательного пространства Российской Федерации в значительной мере влияющими на развитие инновационной экономики страны.

За последние годы система учреждений НПО и СПО претерпела существенные изменения: подавляющая часть учреждений НПО и часть учреждений СПО были переданы с федерального уровня в ведение субъектов Российской Федерации с целью оптимизации использования рабочих кадров и специалистов среднего звена в региональных отраслях народного хозяйства. В настоящее время на региональном уровне находятся 90% учреждений НПО и 60% учреждений СПО.

Сегодня система НПО состоит из 3207 учреждений с контингентом обучающихся свыше 1,4 млн. человек, подготовка ведется по 291 профессии. Учреждений СПО – 2847 (в том числе 216 негосударственных), контингент студентов – свыше 2,5 млн. человек, специальностей – 260.

Отличительной особенностью преобразований, происходящих в системе НПО и СПО, является активная интеграция образовательных учреждений, позволяющая устранять дублирование в подготовке кадров, более рационально использовать финансовые ресурсы, научно-методический и кадровый потенциал учебных заведений, материально-техническую, учебно-лабораторную базу.

Интеграция ведется в основном по двум направлениям: по уровням образования – путем объединения близкопрофильных учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов – НПО + СПО, НПО + ВУЗ, СПО + ВУЗ, НПО+СПО+ВУЗ.

С участием объединения работодателей разработан и реализуется комплекс межведомственных мероприятий до 2010 года, задающих стратегию развития этого сектора профессионального образования и нацеленный на создание условий для подготовки рабочих кадров и специалистов высокого качества, готовности и способности учебных заведений этих профилей быстро реагировать на требования рынка труда и учитывать запросы предприятий.

Участники парламентских слушаний отмечают, что существенной государственной поддержкой учреждений НПО и СПО явилось включение их в приоритетный национальный проект «Образование» (далее ПНПО).

В рамках ПНПО удалось разработать и осуществить реальные меры по увязке интересов государственных и общественных, социальных и экономических структур, заинтересованных в повышении качества данных уровней образования в целях укрепления экономического потенциала страны.

ПНПО выступил в качестве стартера для запуска механизмов модернизации в системе профессионального образования.

Предметом разработки в рамках инновационных проектов образовательных учреждений – победителей (148 образовательных учреждений НПО и СПО из 48 субъектов Российской Федерации) конкурса 2007 – 2008 годов стали следующие основные направления:

расширение взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями;

создание и развитие инновационных образовательных ресурсов, включая разработку предложений по государственным образовательным стандартам, учебным планам и программам;

распространение инновационных методик и технологий обучения;

совершенствование управления качеством профессионального образования, в том числе организация внешней оценки качества профессионального образования и сертификации выпускников учреждений;

создание ресурсных центров, развитие новых организационных форм учреждений профессионального образования;

повышение квалификации педагогических кадров.

ПНПО направлен на формирование условий для отработки перспективной модели деятельности образовательного учреждения, осуществляющего подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по инновационным образовательным программам, которая может и должна стать фундаментом для выстраивания обновленной региональной сети профессионального образования.

В результате реализации проекта в 2007 году в образовательных учреждениях НПО и СПО:

внедрено в учебный процесс 9,8 тысяч единиц современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, 390 тренажеров-имитаторов сложного технологического оборудования;

введено в эксплуатацию 1,3 тысяч единиц ИКТ-оборудования, позволяющего расширить доступ к ресурсам дистанционного обучения, 336 интерактивных классов;

предоставлено работодателями 13,7 тысяч мест практики, оснащенных современным технологическим оборудованием;

введены 262, 7 тыс.кв.м. новых учебных площадей, создано свыше 6 тыс. новых оборудованных ученических мест в лабораториях/мастерских, на учебных полигонах и площадках предприятий.

Вместе с тем, в системе НПО и СПО накопилось немало нерешенных задач и проблем. Принятых мер и проведенных мероприятий недостаточно для кардинального улучшения положения дел в этом секторе профессионального образования. Существенным недостатком, сдерживающим поступательное развитие системы НПО И СПО, является отсутствие масштабной, четко сформулированной государственной программы модернизации НПО и СПО и стратегии их развития.

Участники парламентских слушаний считают, что в рамках решения стратегических задач развития НПО и СПО необходимо сосредоточить усилия, включая законодательно принятые решения, на конкретных направлениях, таких как:

- разработка и введение федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО нового поколения на основе профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда;

- реструктуризация на принципе оптимизации сети учреждений системы начального и среднего профессионального образования;

- обеспечение высокого качества подготовки кадров необходимой квалификации, в первую очередь высококвалифицированных рабочих;

- увеличение доли научных исследований по развитию начального и среднего профессионального образования;

- активизация заинтересованности работодателей в решении стратегических вопросов профессионального образования, том числе в формировании структуры подготовки кадров и содержания профессионального образования, профессиональных стандартов и программ обучения, укреплении и обновлении материально-технической базы учреждений НПО и СПО;

- введение новой отраслевой системы оплаты труда стимулирующего и дифференцированного характера с учетом специфики и инновационности как основы для увеличения размера заработной платы педагогических работников учреждений НПО и СПО;

- разработка новых подходов к трудоустройству выпускников образовательных учреждений НПО и СПО;

- систематическое повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения;

- решение вопроса об увеличении стипендий обучающимся в учреждениях НПО и СПО;

- организация питания обучающихся в учреждениях НПО и медицинского обслуживания обучающихся в учреждениях НПО и СПО;

- усиление взаимодействия системы профессионального образования и бизнеса, развитие частно-государственного партнерства;

- решение вопроса об отсрочке от призыва на военную службу для лиц, поступивших на обучение в учреждения НПО и СПО на базе полного общего среднего образования;

- обновление и приведение в соответствие с действующим законодательством типовых положений об учреждениях НПО и СПО, в том числе с учетом интеграционных процессов;

- создание законодательных механизмов, стимулирующих участие работодателей в решении стратегических задач системы НПО и СПО.

Участники парламентских слушаний рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

1. Подготовить и рассмотреть стратегию развития системы НПО и СПО в рамках государственной программы «Образование как основа инновационной экономики (2009-2012 гг.)».

2. При подготовке проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов:

- предусмотреть увеличение средств для федеральных государственных учреждений НПО и СПО и соответствующих субвенций субъектам Российской Федерации на капитальное строительство, ремонт, обновление учебно-материальной базы, информатизацию, заработную плату, финансирование международного сотрудничества, обучение иностранных граждан и экспорт образовательных услуг;

- рассмотреть вопрос о выделении средств из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на:

государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, в размере не менее 3,6 млрд. рублей,

субвенции субъектам Российской Федерации для ежемесячных доплат мастерам производственного обучения образовательных учреждений НПО и преподавателям специальных дисциплин учреждений СПО.

3.  Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, обеспечивающего формирование благоприятного налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в систему профессионального образования, в том числе, предусматривающий отнесение указанных затрат к расходам для целей налогообложения прибыли.

4. Обеспечить целевую финансовую поддержку развития образовательных учреждений НПО и СПО, осуществляющих подготовку специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства.

5. Разработать систему стимулов и преференций для привлечения бизнеса к финансированию профессионального образования и, при необходимости, подготовить соответствующие законодательные предложения по созданию правовых и экономических основ планомерного вовлечения бизнеса в:

- существенное обновление материально-технической, учебно-лабораторной и учебно-производственной базы учреждений НПО и СПО;

- поддержку лучших мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, в том числе в повышение их квалификации;

- поддержку учащихся и студентов, обучающихся по профессиям и специальностям для приоритетных отраслей экономики, высокотехнологичных наукоемких производств и критических технологий, показывающих высокие результаты в обучении.

6. Обеспечить разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах (по объему и направлениям подготовки) с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики. Согласовать с представителями работодателей систему мер для обеспечения разработки и принятия профессиональных стандартов как основы формирования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней профессионального образования.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Обеспечить своевременную разработку и введение нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО, механизма реализации программ дополнительного профессионального образования в целях непрерывного повышения квалификации рабочих в образовательных учреждениях НПО, в том числе на базе организаций, не являющихся образовательными учреждениями.

2. Обеспечить своевременную разработку и выпуск учебников и учебных пособий для образовательных учреждений НПО и СПО в связи с разработкой нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Разработать нормативные правовые акты по обеспечению деятельности ресурсных центров системы НПО и СПО.

4. На основе прогноза потребностей в рабочих и специалистах обеспечить совершенствование механизмов планирования контрольных цифр приема для получения бесплатного образования по востребованным специальностям и рабочим профессиям.

5. Совместно с объединениями работодателей провести корректировку показателей и процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ профессионального образования в целях совершенствования механизмов регулирования рынка образовательных услуг.

6. Совместно с работодателями на основе профессиональных стандартов обеспечить разработку и введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, ориентированных на формирование готовности выпускника к профессиональной деятельности и обеспечивающих повышение свободы образовательного учреждения в формировании образовательных программ с учетом запроса реального сектора экономики.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Разработать и принять комплекс мер по увеличению финансирования образовательных учреждений НПО и СПО, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, прежде всего по увеличению заработной платы работников на основе внедрения отраслевой системы оплаты труда, укреплению материально-технической базы.

2. Принять меры по долгосрочному прогнозированию изменений квалификационной структуры рабочих и специалистов среднего звена в отраслях хозяйства региона, а также потребностей в рабочих и специалистах в условиях миграции рабочей силы.

3. Обеспечить доступность информации о востребованных профессиях и специальностях на региональном и межрегиональном рынках труда, уровне оплаты труда, рынке образовательных услуг, включая рейтинг учебных заведений НПО и СПО.

4. Обеспечить адресную поддержку проектов инновационного развития учреждений профессионального образования, способных использовать собственные возможности в разработке и реализации образовательных программ по наиболее востребованным экономикой региона профессиям и специальностям.

5. Разработать региональную нормативную правовую базу обеспечения формирования благоприятного налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в систему профессионального образования.

6. Обеспечить разработку программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и мастеров производственного обучения по внедрению современных технологий обучения с учетом отечественного и международного опыта (модульных, проектных методик, технологий создания «бизнес-инкубаторов» и т.п.) в целях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов поколения.

7. Совместно с объединениями работодателей проработать вопросы создания региональных центров сертификации профессиональных квалификаций.

8. Разработать механизмы социальной и экономической поддержки лиц, осваивающих наиболее востребованные в регионе рабочие профессии и специальности.

9. Принять дополнительные меры по обеспечению полноценным и качественным питанием обучающихся в учреждениях НПО и медицинским обслуживанием обучающихся в учреждениях НПО и СПО.

Председатель Комитета Г.А. Балыхин