СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета РФ;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяЛичное делоО смолине

О Смолине

Составлено, в том числе, на основе интервью с людьми, знакомыми с О.Н. Смолиным по парламентской, научной и педагогической работе.

Худяков Виктор Николаевич, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Омского государственного педагогического университета:

У каждого из нас есть свой, уже устоявшийся образ Олега Николаевича Смолина. У кого-то это образ романтика, у кого-то – профессионала и законодателя.

Мой образ Олега Николаевича связан с 1 августа 1970 года. Я, молодой, самоуверенный, 27-летний декан исторического факультета, сижу в деканате, и тут раздаётся стук в дверь. Утро, 9 часов 10 минут. В 9 часов начались вступительные экзамены. Заходит молодой человек и говорит: что мне делать, я поступил на исторический факультет. Я ему в ответ: а как это вы, молодой человек, поступили? Мы только что приёмную комиссию посадили экзамены принимать. Он отвечает: очень просто, я зашёл, мне зачитали билет, я начал отвечать, а мне сказали: «хватит, молодец, мы вам ставим пятёрку», а поскольку у меня золотая медаль, то я считаю, что поступил на исторический факультет. Так началось наше знакомство.

Об Олеге Николаевиче говорить трудно, потому что он в действительности очень разный, очень сложный. И если бы я всерьёз начал о нём говорить, то сегодня бы начал, а окончил послезавтра. Это многогранная фигура. Я хочу сказать о некоторых качествах, присущих этому человеку.

Главное его качество – доброта. У него вообще есть неповторимое свойство русского интеллигента: чужое горе ощущать острее своего. Он мог бы за 20 лет парламентской деятельности уйти в какой-нибудь «спокойный» комитет, где много платят, где больше возможностей для лоббирования каких-то корыстных интересов. Он же всю жизнь занимается крайне неблагодарным в России делом: защитой образования и инвалидов.

Это единственный депутат, который не получил ни одной правительственной награды. И я считаю, что это высшая заслуга Олега Николаевича – не получить от власти за защиту от неё трудящихся ни одной награды!

Конечно, я могу перечислить многие медали: Ушинского, Вавилова и т.д., которыми награждали общественные организации, но правительственных наград нет. Это надо «заработать» от власти, чтоб она его не наградила.

Мы с ним очень близко общаемся, и я всегда вспоминаю слова Ивана Сергеевича Тургенева, которые он сказал когда-то об известном критике Стасове: ему природа дала редкую способность пьянеть даже от помоев. Смолин очень часто видит в людях столько достоинств, которыми зачастую эти люди не обладают.

Удивительно корректен. Мне, человеку жёсткому по жизни, это кажется странным. Но я очень ценю это качество у Олега Николаевича.

Я никогда в жизни даже близко не видел столь трудолюбивых людей. Те, кто хоть немного знают Смолина, знают, как он работает. Он работает в самолёте. Ему надо 20 минут, чтобы доехать от дома до института, он напишет за это время хотя бы одну страницу статьи или книги. Мы ездили с ним на Паралимпиаду в Сидней, он писал докторскую диссертацию по философии.

У него есть лозунг: со мной никогда не бывает скучно, у меня всегда есть для своих помощников работа.

Его потрясающая работоспособность меня иногда приводит в ступор. Все знают, что есть знаменитый закон, по которому работающие учителя стали получать пенсию. Учителя забыли, что в 90-е годы его называли «смолинским» законом. Этот закон Олег Николаевич сочинил вот так: во время обсуждения резолюции по Абхазии он поучаствовал, даже внёс свои предложения в текст; и тут же написал законопроект, который «прошёл», а Ельцин не посмел наложить на него вето.

Он очень любознательный человек. Любознательность у него настоящая: и человеческая, и учёная. Всем известен его «недостаток»: он любит цветы и ему интересно, как они выглядят. Мы же с вами знаем, как они выглядят... Приезжаем с ним в какой-то город, на дачу, он не видит их, но обязательно потратит большое количество времени на то, чтобы потрогать эти цветы, узнать, какой они формы. Он спросит, какого они цвета. Ему всё интересно, он «жадный» до каждого знания. Он начинает завидовать человеку за знание бардовской песни, которую не знает Смолин, а через пару недель говорит: я нашёл эту песню, я готов её спеть и сыграть. Он горд этим, потому что удовлетворил своё тщеславие познания этого мира. Повторяю, это редкое качество.

И ещё одним качеством он обладает – умением предвидеть будущее. Один раз Олег Николаевич произнёс очень важную фразу: я готов посоревноваться с любым политиком, пусть они издадут книгу своих изречений и предсказаний. Я за свои предсказания в данном случае краснеть не буду. К сожалению, предсказания Олега Николаевича сбывались на 99 процентов. Прекрасное базовое историческое образование, плюс философское образование, плюс политологическое, знание механизма развития общества делают его человеком, который умеет прогнозировать и предвидеть будущее.

Я ещё много могу говорить, но для всех скажу только одно: когда мы будем отмечать сорокалетие политической деятельности Олега Смолина, я обязательно напишу доклад.

Из выступления на конференции, приуроченной к юбилею О.Н. Смолина – 20 лет в политике,
Омск, апрель, 2010 г.

Мельников Иван Иванович, депутат Государственной Думы РФ:

Олег Николаевич - крупнейший специалист в области законотворческой деятельности в сфере образования в нашей стране. Он автор многих, если не сказать большинства, законов, которые сейчас действуют в этой сфере и многих законопроектов, которые рассматриваются или в ближайшее время будут рассматриваться в области образования. Его отличают глубокие знания, высокая степень аргументированности позиции. В общении он очень обаятельный человек, с ним приятно общаться, обсуждать любой вопрос. Я, наверное, вполне могу сказать, что мы с ним друзья не только по работе, но и по жизни. Мы с ним многие проблемы обсуждаем, и наши позиции по большинству вопросов совпадают, что мне особенно приятно.

Адамский Александр Изотович, ректор института образовательной политики «Эврика», член Общественной палаты РФ:

Меня в нём привлекает точность анализа, готовность к дискуссии, причём Олег Николаевич Смолин в этом смысле уникальный диспутант, с ним очень интересно и полезно дискутировать, потому что он, наверное, один из немногих, кто удерживает всю панораму развития образования, включая социально-экономические аспекты и правовые. Мы занимаемся анализом и рейтингом, в рейтинге образовательной политики Олег Смолин неоднократно лидировал. У Смолина удачное сочетание экспертного суждения и определённой политической позиции, он её придерживается долгие годы, хотя у меня немного другие политические взгляды. И, конечно, он один из ведущих экспертов в области образовательной политики, образовательного права. В этом смысле, мне кажется, та многообразная палитра суждений и мнений об образовательной политике, которая существует, содержательно во многом держится сейчас на нём. Олег Николаевич Смолин одна из таких ключевых фигур в образовательной политике России.

Садовничий Виктор Антонович, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, председатель Союза ректоров РФ, академик РАН:

Смолин является почти постоянным нашим приглашённым на все заседания Союза ректоров и съезды ректоров. Его позиция по отстаиванию интересов образования всегда очень чёткая и понятная. Ректоры благодарны Олегу Николаевичу.

Вильсон Александр Львович, президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России:

Задача нашей крупнейшей некоммерческой образовательной организации, Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, объединяющей более 1300 организаций, заключается в формировании правового поля деятельности для негосударственного образования. Работать в этом направлении без Государственной Думы и местных советов практически невозможно. Единственный О.Н. Смолин – человек, который с самого начала был, есть и мы очень надеемся, что будет. У нас, у педагогов, есть такая формулировка: «Человек в теме», вот этот человек в теме буквально днём и ночью. Мало того, что он помогает нам собраться и организоваться, но он постоянно фонтанирует мыслями, какими-то новыми идеями. Если бы всё, что было задумано совместно с Олегом Николаевичем и им, было реализовано, то думаю, мы бы жили уже в другой стране.

Сорокин Владимир Борисович, председатель ассоциации творческих учителей России, учредитель и научный руководитель Международной негосударственной школы «Планета»:

Мы сотрудничаем с О.Н. Смолиным уже два созыва и всегда находим в нём вдумчивого, доброжелательного собеседника. Можно говорить без пафоса: Смолин – человек, переживающий за судьбы детей, за будущее своей страны, это действительно человек, заслуживающий почётного звания патриота. В России сложилось так, что этого слова стали бояться, и пока мы это не преодолеем, пока это опять не будет гордостью, и пока каждый депутат не начнёт спрашивать себя: достаточно ли я патриотичен, когда я голосую за тот или иной закон, - вот тогда у нас будет замечательный парламент, тогда у России будет точно замечательное будущее.

Рахно Александр Витальевич, учитель Петропавловской СОШ Муромцевского МО Омской области, Лауреат XV  Всероссийского конкурса «Учитель года-2004»:

Я преклоняюсь перед его мужеством, талантом, умом. Я впервые услышал его лекции, будучи взрослым человеком, в стенах педуниверситета, он читал у нас лекции по социологии, я был просто покорён. И я знаю точно, со стопроцентной уверенностью, что его уважают очень многие российские, московские, питерские учителя, учителя года, когда произносят фамилию «Смолин», они говорят об Олеге Николаевиче очень уважительно.

Зернов Владимир Алексеевич, ректор Российского Нового университета, президент Ассоциации негосударственных вузов России:

Подвижническая деятельность О.Н. Смолина на ниве образования приводит к тому, что меняются подходы в образовании, меняется отношение к ценности образования – это самое главное, люди понимают, что образование это как раз та ценность, которая ценнее того, что мы можем добывать из наших недр. Такие люди как Смолин обязательно должны присутствовать в каждой Государственной Думе, потому что они показывают тот альтернативный путь, по которому надо идти. Благодаря именно Олегу Николаевичу в 1992 г. был принят наиболее прогрессивный на тот момент в мире закон «Об образовании». Именно он дал толчок развитию нашей системы образования. В нынешней ситуации вопросы об образовании ставятся Олегом Николаевичем достаточно остро, они являются катализатором тех идей, благодаря которым образование развивается и становится адекватным потребностям страны.

Кондауров Алексей Петрович, депутат Государственной Думы РФ четвёртого созыва:

Смолин - эталонный депутат. Я думаю, что настолько эталонный, что в ближайших созывах Думы этого совершенства никто не достигнет. Его социальная заострённость и забота об образовании, о науке, в большей степени, проявляется на заседаниях комитета, когда приходится отстаивать ту или иную позицию. Мнение и фракции, и тех, кто работает в Комитете: если бы не было Олега Николаевича Смолина, было бы гораздо всё скуднее в тех законах, которые мы принимаем. Я не перестаю лично завидовать всем талантам, которые отпущены ему Господом Богом, причём они настолько разнообразны, что в одном человеке даже трудно представить, что это всё может умещаться.

Никандров Николай Дмитриевич, президент Российской академии образования:

Смолин – лучший специалист по образовательно-законодательной проблематике. Я не знаю настолько опытного человека, который бы держал в памяти и в сердце все дела российские образовательные, и так умело мог об этом сказать. Речь Смолина - это всегда речь образцовая. Каждое появление новой книги Смолина - это событие. Выход книги О.Н. Смолина «Образование – для всех» - событие, для него самого, но это событие и для тех, кому дорого образование. Это практическая помощь всем тем, кто хочет жить по закону, в том числе в образовании. Образование для всех – это название программы ЮНЕСКО. Очень хорошо, что в России, в которой есть и сторонники такой идеи, но есть и противники образования для всех, эта книга появилась и именно в очерках Смолина, который этим занимается и за это борется. Я помню, как принимался закон об образовании 1992 г., как он в другом варианте уже прозвучал в 1996 г. Там были тонкие моменты, в 1992 г. было сказано: «Образование - это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства». А в 1996 г. было написано: «Образование - это воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Сменилась приоритетность, воспитание поставлено на первое место. Сменилось название «личности» на «человека». В русскоязычном варианте «человек» звучит гораздо богаче, чем личность. Я думаю, что очень много хорошего нам предстоит сделать в России и в российском образовании. Я очень рад, что за это борятся очень интересные люди, в частности Олег Николаевич Смолин, которого я очень уважаю.

Алексеева Людмила Михайловна, правозащитница, председатель Московской Хельсинкской группы:

Олег Николаевич Смолин – один из немногих депутатов в нашей Думе, который не просиживает там место, а занимается реальной работой. Я глубоко уважаю этого человека. Я восхищаюсь им, потому что, если представить, как тяжело в нашей Думе работать, потому что такие депутаты как Смолин в ничтожном меньшинстве. Они мало, что могут сделать для законотворчества, но он делает всё, что может и делает мужественно в течение многих лет. Я восхищаюсь этим человеком.

Пономарёв Лев Александрович, руководитель общероссийского движения «За права человека»:

Олег Николаевич - это большое правозащитное приобретение. Я имею в виду не движение за права человека, а движение России. Совершенно очевидно: он всегда был правозащитником, находясь в Государственной Думе. Смолин принадлежит к российскому социальному форуму. Он блестящий лектор, блестящий докладчик. Поразительно, как много он знает цифр, он выступал не просто как активист правозащитного движения, но и как профессор, который нас обучал цифрам, это вопиющие цифры, я их буду использовать в своей правозащитной деятельности. Надо отметить, что Смолин - единственный депутат Государственной Думы, который присутствовал на съезде правозащитников. И мне, например, как закоренелому демократу, абсолютно всё равно, что он коммунист. Это тоже веяние времени, знак времени. Этот человек должен войти в книгу лучших людей России, и я надеюсь, что он войдет. Он - высокий профессионал, высоких нравственных позиций. Мы все понимаем, насколько ему трудно выполнять все эти роли, он блестяще их выполняет.

Губенко Николай Николаевич, народный артист СССР:

Я глубоко уважаю великих художников мира: Толстой, Пушкин, Лермонтов, Чайковский, Шостакович. Одним из таких художников, я считаю, преобразователем и реформатором не просто нашего образования, а нашей мысли, подвижника, великого человека, с которым мне пришлось жить в одну эпоху - Олега Николаевича Смолина.