Диалог Смолин — Фукуяма


Диалог Смолин — Фукуяма

14 июня 2007 г. в американском посольстве состоялась лекция с некоторых пор знаменитого американского политолога и футуролога Фрэнсиса Фукуямы.

Ф. Фукуяма прославился на рубеже 80-х годов своими книгами и статьями о конце истории. Он объявил, что история закончилась торжеством либеральной цивилизации, и в дальнейшем все страны будут двигаться в этом направлении, благодаря чему новый мир станет сытым, богатым, но довольно скучным: им будет овладевать тоска по истории и соблазн в историю вернуться. То же самое, примерно, Фукуяма утверждал и в американском посольстве. По этому поводу были разные выступления, приведём лишь общий смысл выступления Олега Смолина.

Олег Николаевич начал с того, что в своё время знаменитые работы Фукуямы установили сразу три рекорда:

  1. Смелости. Поскольку после Гегеля ни один из крупных мыслителей не отваживался говорить о конце истории.
  2. Оптимизма. Согласно Фукуяме мы все скоро должны жить богато и свободно, но, правда, скучно.
  3. Скорости провала. Даже те, кто на рубеже 90-х годов верил ему (тогда его теория казалась справедливой, когда рушился Советский союз и вся система административного социализма), даже эти люди перестали верить Фукуяме после 11 сентября 2001 года, когда выявилась так называемая война цивилизаций.

После этого большинство стало верить другому американскому футурологу и мыслителю С. Хайтингтону. Он ввёл в оборот собственный вариант культурного детерменизма. Согласно этому варианту ключевой позицией в современном обществе является конфликт цивилизаций, и этнокультурные границы расселения народов являются потенциальными линиями фронта. Казалось бы, Чечня, Ирак, Афганистан и многие другие горячие точки подтверждают точку зрения Хайтингтона. Что касается России, Хайтингтон утверждает, что у России особая цивилизация, что чистая правда, будущее определяется, как он считает, православием и авторитарными, антидемократическими традициями.

О. Смолин позволил себе усомниться в достоверности этой точки зрения, поскольку то, что мы переживаем сегодня в России, а именно нарастание авторитарных тенденций – результат не столько исторических традиций, сколько совсем других причин. А именно, в начале 90-х годов Россия пережила не реформы, но революцию. Революция как историческая ситуация имеет собственные законы, один из которых утверждает: революция начинается с периода относительной революционной демократии и заканчивается периодом постреволюционного авторитаризма, дай Бог, не диктатуры.

Как сказал Смолин, это не значит, что с этой тенденцией надо соглашаться, но это значит, что надо понимать хотя бы причины.

Но главное не в этом, не об этом я собирался говорить, — продолжил Олег Николаевич. Меня мало интересует различие взглядов Фукуямы и Хайтингтона, меня намного больше интересует различие взглядов между ними обоими и другим знаменитым американским футурологом Д. Медоузом. Мне недавно подарили его книгу «Римский клуб 30 лет спустя». Он в ней доказывает, что прогнозы Римского клуба, данные в начале 70-х годов прошлого века, а эти прогнозы исходят из того, что если мы не изменим вектор экономического развития, то в третьей четверти 21 века нас ожидает глобальная катастрофа (художественная версия этого сценария описана в романе И. Ефремова «Час быка»). Недавно Медоуз в одной из последних книг показал, что тенденции нарастания угрозы глобальной катастрофы развиваются быстрее, чем они предсказывали 30 лет назад. Именно эти проблемы должны оказаться в центре сотрудничества между нашими странами, США и Россией, причём, ни одна из стран серьёзных усилий не прилагает для того, чтобы опровергнуть прогноз Д. Медоуза.

В ответ Фукуяма сказал только, что по поводу возможных катастроф он упоминал в четвёртом своём вызове. Перечислил 4 вызова либеральной цивилизации, но на самом деле 4-м вызовом у него был вызов бедности. Это не то же самое, что глобальная катастрофа, ибо при бедности Земля жила много лет, и это катастрофу не вызывало. Сейчас проблема совершенно в другом. Именно в том, что человечество вполне способно подорвать основы собственного существования. Этим О. Смолин закончил своё выступление.

temp_anons:
14 июня 2007 г. в американском посольстве состоялась лекция с некоторых пор знаменитого американского политолога и футуролога Фрэнсиса Фукуямы.