«Новая газета» пишет: «23 июля президент подписал Закон об обязательном общем образовании. До сих пор у нас была обязательная девятилетка. Если подросток до пятнадцати лет основного общего не освоил, то он мог оставить школу «по согласию родителей». Но если он нарушал дисциплину, допускалось исключение из школы с четырнадцати лет».
Как «согласовывают с родителями», когда учителя решают избавиться от неудобного подростка, каждому ясно: родители у этих ребят, как правило, незащищённые, не самые уверенные в себе, у многих «проблемных» вместо родителей — опекун. У школы же главный показатель — успеваемость. Вот она и избавляется от тех, кто её портит.
А тут еще ЕГЭ. 21,1% двоек по математике, 8,8% двоек по русскому в этом году. За них по головке не гладят… А куда деваются ребята, которых школа выдавливает? Об этом красноречиво рассказывает жёсткая статистика уголовно-исполнительной системы…
Новый закон об обязательном среднем образовании не поправляет ситуацию. Более того, он её закрепляет! Дети, имеющие задолженности по двум предметам, и дети, переведённые в следующий класс условно с одной задолженностью и не пересдавшие её, «продолжают получать образование в иных формах» — записано в статье закона. Как прокомментировал Олег Смолин, «таких форм закон знает только три: очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. То есть закон запрещает ребёнку продолжать очное общее образование не только в школе, но и в ПТУ, и в среднем специальном учебном заведении. Вместо защиты прав ребёнка предлагается новый вид его дискриминации!».
Олег Смолин утверждает, что время бюрократических инициатив отдельно взятых реформаторов прошло, стиль реформирования сверху системе образования абсолютно противопоказан. Необходимо провести широкую общенациональную дискуссию о путях развития российского образования и подвести её итоги на съезде работников образования, который не созывался уже с 1988 года.
Полный текст статьи в № 56 от 26.07-29.07.2007 г.