Об изменениях в правительстве, выборах и ценах на хлеб


Об изменениях в правительстве, выборах и ценах на хлеб

Ситуацию в этих трёх, важных на сегодняшний день, аспектах российской жизни комментирует Олег Смолин, отвечая на вопросы редактора сайта.

Олег Николаевич, как Вы прокомментируете перестановки в правительстве?

— Комментарии самые печальные. Одни говорят: «гора родила трёх мышей», некоторые более жёсткие острословы — «две редьки не слаще». Если же говорить серьёзно, то, конечно, замена фигур в правительстве означает следующее: с одной стороны, народу сделали подарок, убрав несколько непопулярных министров, с другой стороны, ни к каким существенным переменам в правительственном курсе это не приведёт.

Замена Яковлева на Козака. Яковлев, согласно опросам, был не популярен, но не потому, что он плохо работал, а потому, что министерству региональной политики повесили задачу осуществлять так называемую реформу ЖКХ, которая в большинстве случаев сводится к одному – к выворачиванию карманов жильцов. Будет ли Козак лучше, чем Яковлев? Сомневаюсь. С моей точки зрения, профессиональные качества Яковлева как хозяйственника, выше профессиональных качеств Козака. Кстати, Козака убрали с южного федерального округа, где он только-только начал что-то понимать в ситуации, следовательно, человек, который придёт вместо него, будет некоторое время малоэффективен. С моей точки зрения, замена имеет только один смысл: мы помним, что когда-то президент работал в команде Собчака, а после выигрыша на выборах Яковлевым у Собчака, ему пришлось покинуть администрацию Санкт-Петербурга. Как выяснилось, это пошло на пользу президенту, но, видимо, память об этом сохранилась.

Замена Грефа на Эльвиру Набиулину. Это тот самый случай, когда заменили абсолютно однотипной фигурой. Набиулина долго была замом у Грефа, затем возглавила Центр стратегических разработок, который предлагал все реформы, вызывающие массовое недовольство в стране. Г. Греф уже высказался в поддержку Набиулиной и очень высоко её оценил. Это означает, что никаких существенных перемен в экономике страны не будет.

Замена Зурабова на Голикову. Как не странно, я оцениваю эту замену отрицательно. Думаю, что с точки зрения жёсткости Татьяна Алексеевна ничуть не уступит Михаилу Юрьевичу. Более того, напомню, что эти две фигуры были ключевыми при разработке закона о монетизации, и когда Т. Голикова выступила с его представлением на правительстве в конце апреля 2004 года, закон получил грустное наименование «апрельские тезисы Голиковой». Поэтому ждать, что будут исправляться пороки монетизации, вряд ли приходится. С другой стороны, Т. Голикова — очень сильный финансист, её задача экономить деньги. Думаю, эта же задача будет перенесена и в Минздравсоцразвития. Что же касается её специальных знаний в области здравоохранения и социальной защиты, то позволю себе в этом сильно усомниться. Придётся потратить значительное время на то, чтобы войти в проблему. Я уж не говорю то, о чём говорят все: теперь у нас в правительстве семейный подряд. Чисто семейная пара Христенко-Голикова и Зубков – Сердюков. Вдобавок ко всему, получил повышение главный вдохновитель и организатор всего нашего антисоциального курса Алексей Кудрин. Когда-то М. Зурабов говорил: вы думаете, меня уберут, что-нибудь изменится? Он говорил чистую правду. Потому что ключевой фигурой был и остаётся не Зурабов, а Кудрин. В чём заключается смысл перестановок в правительстве? Надо отдать должное нашим «безопасникам», стоящим у власти. Они умеют держать информацию, и точно этого никто не знает.

Пожалуй, наиболее вероятным является предположение — М. Фрадков начал склоняться к поддержке одной из группировок, претендующих дать России президента. В этой ситуации, чтобы не нарушать баланс, президент уволил Фрадкова, дав понять, что в доме один хозяин, и что группировки не должны допускать чрезмерного развития конфликта интересов. Я не исключаю, что Зубков – потенциальный преемник, кстати, он тоже этого не исключил. Но в таком случае, замысел операции «преемник» сводится к тому, чтобы прибавить к технической Государственной Думе, к техническому правительству, которое реально при Фрадкове управлялось И. Шуваловым, помощником президента, ещё и потенциально технического президента. Но это значит, что вариант с возвращением Владимира Путина на главную руководящую должность в стране не исключён. Единственно, насколько эти расчёты окажутся достоверны. Ведь известно уже, что преемник, почувствовав вкус власти, может вести себя не так, как на то рассчитывает его назначивший. Аналогия есть. Напомню. Когда Б. Ельцин делал своим преемником В. Путина, в этой операции активно участвовали Б. Березовский, Т. Дьяченко и В. Юмашев. Иных уж нет, а те далече.

Поэтому, как будут развиваться события дальше, однозначно представить трудно, можно только сожалеть: публичная политика в стране сменилась политикой подковёрной.

По поводу того, куда уходит Путин, есть много вариантов. Один из не очень вероятных, но логичных – Владимир Владимирович сам сказал, что он собирается занять такую должность, с которой он сможет реально контролировать политический процесс. Один из вариантов, к которому склоняются американские политологи (не факт, что он будет реализован), – Владимир Владимирович становится лидером правящей фракции «Единая Россия» в Государственной Думе. Он может даже не занимать место председателя Госдумы, достаточно быть лидером фракции, имеющей 300 голосов. Это позволяет при необходимости сменить премьера, поставить вопрос об импичменте президента и очень серьёзно влиять на российскую политику.

Началась предвыборная кампания. У Вас уже есть какие-то нарекания по поводу того, как она идёт?

— Не далее, как сегодня, мне рассказали историю из нашего г. Омска, когда моего хорошего знакомого останавливает старшая по дому и говорит: меня заставили агитировать за «Единую Россию», я с вами разговариваю, подпишитесь, что я с вами поговорила. Мы не сомневаемся в том, что суверенная демократия по-российски заключается в следующем: как велел посчитать суверен, так и будет.

А повышение цен на хлеб и молоко – это только в нашем родном Омске или есть случаи и в России?

— Повышение цен на хлеб происходит по всей Российской Федерации. Связано это с не самым лучшим урожаем в стране. При этом не наложены реальные ограничения на экспорт зерна. Получается так, что экспортировать зерно выгоднее, чем продавать его здесь. Причём, много раз лидеры левых, включая Николая Харитонова, Геннадия Зюганова, предлагали в прошлом году при хорошем урожае закупить 30 млн. тонн пшеницы в резервный фонд. Сейчас можно было бы спокойно с помощью товарных интервенций регулировать цены на хлеб. Это правительство сделать отказалось. Оно предпочитает обесценивать деньги в Стабилизационном фонде. Доллар падает, значит, раз он упал примерно с 30 до 25 рублей — это падение на 1,6. Если половина резервного фонда хранится в долларах, прямые убытки бюджета уже составили 250 млрд. рублей. Это, примерно, более чем в 5 раз больше годового бюджета Омской области. И это притом, что по данным министра финансов А. Кудрина, инфляция в России побеждена. У них — наверное, у остальных – вряд ли.

temp_anons:
Ситуацию в этих трёх, важных на сегодняшний день, аспектах российской жизни комментирует Олег Смолин, отвечая на вопросы редактора сайта.