Куда идёт российская образовательная политика


Куда идёт российская образовательная политика

25 января в Москве, в рамках Международного дня единых действий, общественное движение «Образование – для всех» (ОДВ), при поддержке фракции КПРФ, провело Общественные слушания на тему «Куда идёт российская образовательная политика: к обществу равных возможностей или социальному апартеиду?».

В слушаниях приняли участие: заместитель председателя Государственной Думы И. Мельников, заместитель председателя Комитета по образованию, председатель общественного движения «Образование — для всех» О. Смолин, вице-президент Российской академии образования В. Борисенков, члены Центрального Совета ОДВ, представители профсоюза работников образования, родительской общественности, негосударственного сектора образования.

Слушания открыл заместитель председателя ГД Иван Мельников словами о необходимости большей доступности и качественности образования, которое не должно слепо следовать за сиюминутными рыночными потребностями и превращаться в элитарную услугу.

Мельников напомнил, как на итоговом заседании президиума Госсовета по реализации нацпроектов и демографической политике 25 декабря прошлого года первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев заявил, что свободный, образованный, здоровый человек — это главное, что определяет развитие страны и её перспективы. На самом деле положение и политика иные:

  • расходы на образование за три года ближайших года увеличиваются всего на 20%;
  • в 2008 году на национальный проект «Образование» выделяется 43 миллиарда рублей, в 2009-м — 21 миллиард рублей. То есть, начиная с 2009 года, национальный проект «Образование» фактически сворачивается;
  • огромное количество детей школьного возраста находится вне учебных заведений;
  • число бюджетных мест в вузах постоянно сокращается.

Иван Мельников пожелал участникам слушаний выработать свои оценки, предложения и максимально широко довести их до общественности, депутатского корпуса, чтобы он, в свою очередь, прислушался к мнению людей и учитывал его в законотворческой работе.

Олег Смолин начал выступление с цитаты из недавнего доклада Общественной палаты: «Социологические исследования последних лет показывают, что в России образование в значительной мере не только перестало быть социальным «лифтом», но, напротив, в отдельных своих секторах становится инструментом консервации социального неравенства и культурного разделения». Культурное разделение или социальное разделение — это и есть, другими словами, социальный апартеид.

Российская образовательная политика крайне противоречива: есть политические решения, направленные на выравнивание возможностей, например, Закон о бесплатном высшем образовании для контрактников, но большинство решений действуют в противоположном направлении: создают систему раздельного обучения, причём по самым разным основаниям:

1. По формам получения образования. В советский период вечерняя школа была некоторым социальным «лифтом». Однако новый Закон «Об обязательном среднем образовании», если его внимательно прочитать, отводит ей роль социального «отстойника». Если ребёнок в 10 классе за год получил двойку, он может продолжать образование только в иных формах. Это значит, что, например, Пушкина, с его нулём по математике пришлось бы из Царскосельского лицея переводить в «вечёрку» или на заочное обучение. Ребёнок лишается возможности получить качественное образование. Это своего рода заочно-вечерний апартеид.

2. По формам поселения. Согласно официальным данным, за последние годы закрыто почти 3 тысячи сельских школ, это признаёт Министерство образования и науки РФ. Курс на свёртывание сельской школы продолжается. А это не только нарушение прав человека, но и угроза национальной безопасности страны.

3. По размерам образовательных учреждений. В стране вводится равное подушевое финансирование. Деньги должны гоняться за учеником. Это своеобразное «равенство» приводит к колоссальному неравенству, когда небольшие школы, причём не только в селе, но и в городах, оказываются в неравном положении и даже под угрозой закрытия.

4. Двухуровневая система высшего образования. Всё высшее образование будет разделено на два уровня. Один — для домохозяек и офис-менеджеров, а другой — для более квалифицированных специалистов. Доступ на второй уровень будет резко ограничен по сравнению с действующим законом, ограничен конкурсом, платностью, другими способами.

5. Сокращение бюджетных мест. «Мы бюджетные места сокращать не должны. Государство не ставило задачу превратить бюджетные места в платные. Количество бюджетных мест должно расти и обязательно надо сохранить то, что есть», — заявил Медведев в беседе со студентами-строителями во время посещения нового жилого микрорайона в Тюмени.

Три года продолжается сокращение бюджетного набора. В общей сложности — на 25 процентов. Закон Ивана Мельникова и группы депутатов, которые пытались чётко выполнить установку Дмитрия Медведева, а именно дать дополнительные социальные гарантии и увеличивать число бюджетных мест в расчёте на десять тысяч населения, был отклонён большинством в четвёртой Государственной Думе.

6. Разделение по формам собственности. До сих пор негосударственные образовательные учреждения чувствуют себя не вполне комфортно в нашей стране. Они иначе облагаются налогами. В большинстве регионов России после так называемой «монетизации» негосударственная школа лишилась права на бюджетное финансирование. Это своего рода апартеид по учредителю.

7. По учреждениям образования первого и второго сорта. Имеется в виду система дополнительного образования. Закон, который должен был поставить учреждения дополнительного образования в равные условия с другими, был отклонён четвёртой Государственной Думой, а на новую версию законопроекта, к сожалению, было получено отрицательное заключение Правительства РФ. Это своего рода учрежденческий апартеид.

8. Разделение учреждений на бюджетные и автономные. Закон об автономных учреждениях делит их на две категории. С одной стороны — бюджетные, которые получат некоторые недостаточные бюджетные гарантии без экономической свободы. С другой стороны — автономные, которые получат экономическую свободу, но без всяких бюджетных гарантий. Это своего рода организационно-правовой апартеид.

9. По уровню доходов. Вот это и есть своего рода социальный апартеид. До сих пор точно неизвестно, сколько детей оказалось вне школы. Согласно некоторым оценкам, до 2,5 миллиона человек. Цена высококачественного образования непрерывно растёт, и оно становится менее доступным гражданам. 20 лет назад стипендия в вузе составляла 4/5 от прожиточного минимума, в техникуме — 56 процентов, в ПТУ — 80 процентов. Сейчас в вузе она составляет порядка 22 процентов, а в техникуме и ПТУ — 7 процентов. То есть, чем ниже уровень доходов родителей, тем больше падение стипендий.

Не раз цитировалось различными изданиями, в том числе «Литературной газетой», заявление министра образования и науки Андрея Фурсенко перед участниками движения «Наши» на о. Селигер: цель массового образования — подготовка квалифицированных потребителей, способных пользоваться плодами творчества и только для элиты оставляется возможность получения образования, способного готовить творцов. По сути, это и означает создание двух различных систем образования для разных людей: для народа — одно, для представителей элиты — другое.

Каждое выступление на общественных слушаниях было глубоким, содержательным, заинтересованным.

Например, К. Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота» представила данные, за что и как платят студенты Московского государственного строительного университета.

Если студент вовремя, с одного раза, максимум с двух раз, не сдал какую-то тему, коллоквиум или не написал контрольную работу, он идёт в специальную кассу, которая называется «Центр тестирования и тренинга», заполняет бланк и оплачивает по следующим расценкам:

— химия (одна тема) — 300 рублей;

— один пропущенный или несданный коллоквиум — 750 рублей;

— одна пропущенная лабораторная работа — 1700 рублей;

— физкультура (один пропущенный урок) — 300 рублей. Допускается четыре урока по неуважительной причине;

— информатика (одна лабораторная работа) — 400 рублей;

— начертательная геометрия (одна контрольная работа) — 300 рублей;

— математика (одна контрольная работа) — 300 рублей. Пересдача экзамена — 900 рублей.

Родительская общественность обратилась к О. Смолину с просьбой, в связи с приведёнными фактами поборов со студентов, подготовить Депутатский запрос.

Текст Стенограммы.

temp_anons:


Куда идёт российская образовательная политика

25 января в Москве, в рамках Международного дня единых действий, общественное движние «Образование – для всех» (ОДВ), при поддержке фракции КПРФ, провело Общественные слушания на тему «Куда идёт российская образовательная политика: к обществу равных возможностей или социальному апартеиду?».