Олег Смолин выступил на заседании Правительства Москвы


Олег Смолин выступил на заседании Правительства Москвы

На заседании Правительства Москвы 12 февраля состоялось обсуждение подпрограммы «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве на 2008-2009 годы». С содокладом выступил депутат Госдумы РФ, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин.

Наброски выступления:

Тема соответствует двум направлениям, которыми занимаюсь в Парламенте уже 18 лет. Первое – образование, второе – социальная защита инвалидов.

Попросил проэкспертировать программу представителей различных общественных организаций инвалидов, поэтому высказываю не личное мнение, а обобщённое мнение этих организаций.

В целом программа производит хорошее впечатление, и среди её достоинств эксперты отмечают следующее:

1. Подпрограмма в значительной степени ориентирована на преодоление межведомственных барьеров и развитие межведомственного взаимодействия. В исполнители включены 9 департаментов и комитетов Правительства Москвы, префектуры административных округов, общественные организации.

2. Наличие мероприятий, направленных на профилактику инвалидности и снижение детской инвалидизации: развитие системы ранней коррекционной помощи, внедрение здоровьесберегающих технологий в образование, оздоровительные мероприятия. Очень ценно, что в результате реализации подпрограммы, к 2010 году в Москве будет полностью сформирована служба ранней помощи семьям, имеющим ребёнка с нарушениями развития или риском таких нарушений, и все московские дети от 2-х месяцев до 5 лет, нуждающиеся в ранней помощи, смогут получить эту помощь в полном объёме (все 100% нуждающихся — без очередей и промедлений). В перспективе это должно привести к уменьшению количества детей-инвалидов и инвалидов с детства в городе. А это – несомненное социальное благо и долгосрочный экономический выигрыш.

Замечания экспертов по этой части касаются сроков начала ранней помощи — не 2 месяца, предлагается вместо этого – с момента обнаружения. Ограничения по здоровью могут быть выявлены и раньше.

3. Впечатляющие расходы на ремонт, укрепление материальной базы, установку лифтов и создание комфортных условий, приобретение учебного, компьютерного, реабилитационного оборудования для учреждений образования, в которых воспитываются и обучаются дети, нуждающиеся в особой заботе государства (Раздел 4).

Перечисление достоинств можно было бы продолжать все отведённые пять минут, но вряд ли Правительство собралось для этого. Отдав должное разработчикам программы, которые, повторю, заслуживают всяческой поддержки, перейдём к замечаниям и предложениям.

Вот некоторые из них.

1. Исходя из текста подпрограммы, в Москве проживает более 26 тысяч детей-инвалидов. 70%, то есть около 18,5 тысяч, включены в систему образования. Однако 30%, а это почти 8 тысяч детей (точнее, 7800 чел.) – вообще не включены в системный образовательный процесс.

Как видно из подпрограммы, несмотря на большую работу проводимую в городе, четверть детей-инвалидов школьного возраста и почти две трети детей-инвалидов дошкольного возраста не получают образования.

Объясняется это состоянием их здоровья. Ещё в первой половине 17-го века великий педагог Ян Коменский был глубоко убеждён в возможности дать образование всем аномальным детям. Он писал: «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека». Сегодня в Москве мы почти на 8 тысяч детей отстали от прогрессивных представлений 17 века и от многих международных документов — принятых уже в 20-м веке Конвенции о правах ребёнка, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и других. Значительная часть ответственности за это отставание лежит на медико-психолого-педагогических комиссиях, заключение которых «необучаем» лишает множество детей с ограниченными возможностями всяких социальных перспектив. Зачастую именно МППК становится первым источником дискриминации ребёнка с инвалидностью. Имеется множество примеров, демонстрирующих необоснованность вынесенных МППК заключений о необучаемости ребёнка. Примеры домашнего воспитания и обучения детей, примеры работы негосударственных организаций, таких, как «Даунсайд-ап» и «Центр лечебной педагогики», демонстрируют, что многие дети, носящие клеймо «необучаемый», на самом деле обучаются и зачастую делают значительные успехи.

Убеждён: нужно исходить из презумпции обучаемости всех детей без исключения, но в разной степени.

2. Последнее время во многих регионах мы наблюдаем нарушения образовательных прав детей с ограниченными возможностями здоровья, причём сразу по двум линиям:

— отказ в праве учиться вместе со здоровыми детьми в обычных образовательных учреждениях и в создании специальных образовательных условий;

— расформирование существующих специальных образовательных учреждений в целях финансовой экономии.

Слава богу, ни одна из этих тенденций в московской подпрограмме не наблюдается. Наоборот, мы видим, с одной стороны, стремление сохранить действующие коррекционные учреждения, а с другой — направленность подпрограммы на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

В частности, подпрограммой предусмотрено значительное увеличение количества образовательных учреждений, приспособленных для работы с детьми-инвалидами, открытие для детей-инвалидов доступа в учреждения дополнительного образования и использование интеграционных возможностей этих учреждений, развитие партнёрства с общественными, некоммерческими и родительскими организациями.

В этой связи считаем необходимым включить в основные цели подпрограммы создание условий для социальной интеграции детей данной категории, их воспитания в семье для получения ими образования в интегрированной (инклюзивной) форме по выбору родителей.

Для достижения указанных целей предлагаем включить в основные задачи подпрограммы развитие семейно ориентированной ранней помощи и интегрированного (инклюзивного) образования.

В связи с этим требуется разработка в рамках основных мероприятий подпрограммы соответствующих нормативно-правовых, организационно-методических механизмов, обеспечивающих развитие интегрированного (инклюзивного) образования и ранней помощи.

Как показывает мировой опыт, решение таких сложных задач невозможно без создания системы, обеспечивающей организационно-методическое сопровождение общеобразовательных учреждений и педагогов.

В этих целях предлагаем создать ресурсные центры по поддержке детских садов и школ на базе ПМС центров и ввести в школах и детских садах соответствующую должность специалиста осуществляющего поддержку педагогов и совмещающего административно-организационные и методические функции.

3. Подпрограмма, как и программа в целом, явно нуждается в усилении информационной поддержки. Образно говоря, социальная среда будет тем теплее к инвалидам и детям-инвалидам, чем благоприятнее для них среда информационная. Передачи о достижениях инвалидов и детей-инвалидов важны не только для них, но и в не меньшей степени для здоровых людей. Поэтому необходимы специальные циклы передач на тех каналах, где учредителем выступает Правительство Москвы и рекомендации подобных циклов частным каналам, заинтересованным в дружбе с Правительством Москвы.

Между тем, закрыта программа «Право на надежду» на ТВ Центре, просим вернуть.

4. Кадровое сопровождение, а лучше сказать, кадровая основа подпрограммы. Сложив приведённые данные, мы получили 984 учреждения, которые занимаются обучением, воспитанием и реабилитацией детей-инвалидов. Между тем, за два года предполагается подготовка, переподготовка и повышение квалификации двух тысяч специалистов дошкольного, школьного, специального и дополнительного образования, которые работают с такими детьми, т.е. примерно 2 специалиста на учреждение, не говоря уже о том, что специальные знания всё в большей степени нужны будут людям, работающим с детьми с ограничениями в обычных образовательных учреждениях. Считаем, что 2000 – это явно не достаточно. Просим рассмотреть возможность об увеличении этого показателя.

5. Проблема трудовой и профессиональной реабилитации детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. В подпрограмме она проработана слабее других. Хотя её решение заложено в городской целевой программе развития начального и среднего профобразования «Рабочие кадры». Для ребёнка-инвалида очень важно, чтобы в неё была вовлечена и общая образовательная школа.

В настоящее время профессиональной ориентацией школьников-инвалидов в коррекционных учреждениях по совместительству занимаются учителя-предметники, не имеющие точного представления о современном рынке труда и о многих современных профессиях. Нужно поощрять создание или восстановление школьных мастерских и ориентацию на рабочие профессии тех ребят, кто, скорее всего, не сможет получить высшего образования.

6. Очень ценно, что развитие системы лечебно-оздоровительного отдыха, физкультуры и спорта вынесено в отдельный раздел подпрограммы. К сожалению, системная работа по развитию детского инваспорта, подготовке тренерского состава, созданию параспортивных секций, групп и команд для детей-инвалидов на стадионах, в спортшколах, клубах и т.д. данной подпрограммой не предусмотрена.

Впереди Всемирные юношеские игры в Москве, впереди зимняя Параолимпиада 2014 года. Просим рассмотреть возможность расширения подпрограммы в этой части.

7. В подпрограмме предлагается обеспечить все школы для незрячих детей звуковоспроизводящей аппаратурой, и это правильно, но недостаточно. Необходима также современная реабилитационная компьютерная техника. Такие предложения переданы нами в Департамент образования, мы надеемся на их поддержку.

8. Иногда проблемы возникают не из-за финансовой, а сердечной недостаточности. Не буду предлагать, как это делается в странах Европы, чтобы в декаду инвалидов госслужащих ставили в положение инвалидов: кому-то глаза завязывали на день, кого-то в коляску сажали. Предлагаю, чтобы не только Лужков, Швецова, департаменты защиты населения, но и представители всех департаментов города Москвы периодически появлялись на мероприятиях, проводимых инвалидами.

Ещё раз благодарю всех разработчиков программы, все департаменты и префектуры, принявшие участие в её разработке, в особенности департамент образования. Прошу поддержать программу и по возможности учесть наши предложения.

По окончании заседания Правительства Москвы по данному вопросу подпрограмму отправили на ускоренную доработку сроком до трёх недель. Её цена около 3 млрд. рублей. Для сравнения, федеральное правительство завернуло закон об образовании инвалидов, пожалев 2,4 млрд. рублей.

Мэр Москвы позитивно оценил выступление О. Смолина и предложил использовать депутатские ресурсы Смолина и Чилингарова для внесения изменений в 122-й Закон, который охарактеризовал «нежными» словами.

temp_anons:
На заседании Правительства Москвы 12 февраля состоялось обсуждение подпрограммы «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве на 2008-2009 годы». С содокладом выступил депутат Госдумы РФ, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин.