Права детей обсудили в «Открытой студии»


Права детей обсудили в «Открытой студии»

Тема прав маленьких граждан и школьных конфликтов стала предметом обсуждения в прямом эфире программы «Открытая студия» на 5-м телевизионном канале Санкт-Петербурга. Участником разговора стал Олег Смолин. Текстовый фрагмент передачи (ведущая — Ника Стрижак):

Ника: Олег Николаевич, когда мы говорим о правах детей, это всегда сложная история, потому что на первый план выступают родители, и родители могут завоевать себе славу скандалистов, детей будут не любить в школе и начнутся ещё большие проблемы. С чего, действительно, начинать? У учителей профессиональная совесть, а у родителей?

Смолин Олег Николаевич: Как законодатель, я бы начал с того, что познакомил бы родителей, детей и учителей с действующим законодательством.

Разумеется, законом всех проблем решить нельзя и там, где начинается культура, психология и т.д. закон часто молчит, но закон полезно знать. Это закон о гарантиях прав ребёнка, надо чтобы все его посмотрели, и закон РФ об образовании. В особенности, если речь идёт о школе, я бы порекомендовал ст. 19 и ст. 50. Рискну сказать, что сейчас в законе прав ребёнка прописано столько, что большинством из них наши дети и их родители не пользуются. Например, приведу элементарную вещь. Согласно Конвенции о гарантиях прав ребёнка, дети старше 8 лет имеют право по собственной инициативе создавать детские организации и никто им препятствовать в этом не должен. Например, дети, начиная с пятого класса, через такие организации могут требовать служебного расследования, если учитель нарушает права ребёнка.

Ника: Я с трудом представляю, как это! Это какие-то Павлики Морозовы.

Смолин Олег Николаевич: Это прописано в законе. Там написано, что детей нельзя принуждать к вступлению в общественные, общественно-политические организации. А мы знаем, что во время избирательных кампаний дети сплошь и рядом используются для того, чтобы проводить нужные политические решения.

Ника: Что, кстати, нарушает ещё и закон о выборах.

Смолин Олег Николаевич: И о выборах, и о политических партиях. Дети имеют право на индивидуальный учебный план. В ситуации, которая здесь описана надо было серьёзно поговорить с учителем об индивидуальном учебном плане для ребёнка с гиперактивностью. Вполне возможная версия. Понятно, что конфликтовать с учителем почти всегда себе дороже, лучше попытаться с ним договориться, но для того, чтобы с ним договориться, надо чтобы он тоже знал действующее законодательство, в том числе, что он не вправе делать. И только если не удаётся договориться с учителем, тогда есть директор школы и другие организации….

Ника: Олег Николаевич, имеет ли право учитель прикасаться к ребёнку? Я знаю, что есть страны, где вообще не может чужой человек даже по голове погладить ребёнка, а у нас за ухо…

Смолин Олег Николаевич: Этот вопрос решён законом, ст. 56 Закона об образовании говорит, что даже однократное применение методов физического или психического насилия, влечёт увольнение учителя. Я понимаю, что разговор о правах ребёнка плавно перетёк в разговор об обидах родителей, но я хотел бы сказать, что я себе плохо представляю, как 5-классники будут создавать организацию и требовать расследования, по крайней мере, у нас это не принято пока.

Что касается старшеклассников – это вещь вполне реальная. Все почему-то помнят плохое, а я вспоминаю, как в школе я написал очень отличающееся от официальной точки зрения сочинение по Льву Толстому, учительница пол-урока опровергала меня пред всем классом, затем поставила 5….

Ника: Согласитесь, что когда мы в школе сталкиваемся с какими-то противоборствами, то это, вообще-то, воспитывает характер. Может быть, это какая-то школа жизни, которую и вспоминать-то не хочется, но она нужна что ли? Может быть, не так всё плохо?

Смолин Олег Николаевич: Знаете, я начну с того, что возражу автору письма. К закону прибегать нужно, когда исчерпаны другие средства. Всё-таки педагогические отношения, образовательные отношения – это отношения личность на личность и формализовать их – это выбор, к которому приходится прибегать тогда, когда другие средства исчерпаны. Второе, почему мы всё время на противостоянии. Я уверен, что в большинстве случаев отношения между учителем и учеником – это нормальные человеческие отношения. Просто помнятся конфликты, беды и зло, но на самом деле преобладают нормальные отношения.

Ника: Олег Николаевич, как можно реализовать право ребёнка на выражение своего мнения? Это в школе, когда учителю надо, чтобы ребёнок выразил не своё мнение, а мнение из учебника. Как трактовать это положение?

Смолин Олег Николаевич: Настоящему учителю нужно, чтобы ребёнок, конечно, прочитал учебник, но при этом имел собственное мнение. Я уверен, что в старших классах, в особенности по предметам типа история, обществознание, литература оцениваться должна в том числе и способность выражать собственное мнение. Оцениваться должна не позиция, а аргументация….

Ника: Олег Николаевич, бойкот в школе, это чрезвычайная ситуация? Это для разбора на уровне района?

Смолин Олег Николаевич: С моей точки зрения – это применение методов психологического насилия и подпадает под ст. 56 Закона об образовании. Основание для увольнения, с моей точки зрения. Ну, это вопрос, конечно, который будет решать суд.

Старостина Елена, телеведущая: Куда обратиться родителю?

Смолин Олег Николаевич: К директору школы.

Полный текст программы и видео.

temp_anons:


Права детей обсудили в «Открытой студии»

О. Смолин и Н. СтрижакТема прав маленьких граждан и школьных конфликтов стала предметом обсуждения в прямом эфире программы «Открытая студия» на 5-м телевизионном канале Санкт-Петербурга. Участником разговора стал Олег Смолин. Текстовый фрагмент передачи (ведущая — Ника Стрижак):