Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о высшем и послевузовском профобразовании. Я благодарю вас за то, что сегодня, несмотря на цейтнот, вы его, тем не менее, рассматриваете.
Закон этот в работе уже более двух лет. Он был разослан субъектам Федерации, и мы получили от них 40 отзывов. Затем над проектом работали депутаты Совета Федерации с депутатами Государственной Думы, а также представители Правительства, Центрального комитета профсоюза работников образования и науки и Союза ректоров. Закон направлен на защиту системы высшего и послевузовского профобразования, на защиту прав граждан в этой области. Сразу хотел бы сказать, что проект закона о гарантиях прав граждан на среднее и высшее профобразование, который был представлен фракцией Компартии Российской Федерации, не является альтернативным настоящему закону. Он может идти в дополнение к этому закону, а также в виде поправок, усиливающих гарантии прав обучающихся в этой сфере.
Уважаемые коллеги! К основным положениям закона можно отнести следующие. Ценя ваше время, я остановлюсь только на некоторых, самых, так скажем, ярких положениях. Например, закон устанавливает некоторые правовые механизмы обеспечения приоритетности высшего профессионального образования. Предусматривается, что на финансирование высшего профессионального образования будет выделяться не менее 3 процентов расходной части федерального бюджета. Это требование Союза ректоров и всей вузовской общественности (кстати, продублированное в заявлении Совета Федерации).
Предполагается финансировать за счет федерального бюджета обучение не менее 170 студентов на 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. Это позволит не допустить сокращения нынешнего контингента студентов.
Законопроект предусматривает также определение основных принципов приема в
вузы, которые должны обеспечить какие-то гарантии социальной справедливости в этой области.
Законопроект предполагает законодательное введение порядка признания и установления эквивалентности документов о высшем и послевузовском образовании. Это актуально в связи с тем, что усиливаются международные обмены и миграционные процессы.
В законопроекте зафиксированы статус и основные права, обязанности субъектов образовательного процесса — как студентов, аспирантов, докторантов, так и преподавателей вузов. Например, предполагается право студентов бесплатно пользоваться в госвузах библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных подразделений в соответствии с уставом.
Закон предусматривает право студента на получение стипендии не менее минимальной (установленной законом) заработной платы труда. Закон предусматривает право студента получать доплату на питание, короче говоря, должны быть обеспечены те социальные гарантии, которые действовали до недавнего, мартовского, постановления Правительства. Мы пытаемся эти гарантии восстановить.
Я, пожалуй, не буду более задерживать ваше внимание, уважаемые депутаты. Хотел бы только сказать, что готов ответить на вопросы и, если потребуется, более подробно охарактеризовать закон. Я думаю, что принятие закона сегодня в первом чтении позволило бы в каникулы его доработать с вузовской общественностью и принять до окончания срока наших полномочий.
Спасибо.