Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект постановления Государственной Думы «О государственной поддержке общества «Знание» России в связи с его пятидесятилетием и мерах по развитию дополнительного образования граждан». Я постараюсь быть краток и хотел бы обратить Ваше внимание лишь на несколько моментов.
Парламент немало поработал для российского образования в 1996 г. Три закона в этой области приняты и подписаны Президентом. Два закона после вето Президента находятся в стадии доработки и скоро будут вынесены на Ваш суд. Над несколькими законопроектами работает Комитет по образованию и науке совместно с профильным Комитетом Совета Федерации или Правительством России.
Между тем, большинство этих законов касаются школы, вуза, ПТУ, словом, тех учреждений, которые реализуют основные образовательные программы. В современном мире все большее значение приобретает дополнительное образование, как взрослых, так и детей. Вы, конечно, знаете, уважаемые коллеги, что информация в современном мире по многим дисциплинам устаревает каждые 5-10 лет, а в странах, переживающих так называемые радикальные трансформации, и того быстрее. Поэтому в наиболее развитых странах государство оказывает поддержку дополнительному образованию, причем как детей, так и взрослых, которые уже давно закончили школы и вузы. Очень развитая, хотя и нелишенная идеологического уклона, система дополнительного образования существовала и в Советском Союзе, о чем, я думаю, в этом зале все хорошо помнят.
В настоящее время Комитет, который я представляю, ведет работу над двумя законопроектами в этой области. Но сегодня у нас есть хороший повод специально обратить наше собственное внимание, уважаемые депутаты, внимание федеральных органов исполнительной власти, других органов власти и местного самоуправления на эту важную проблему. Этот повод — приближающееся пятидесятилетие общества «Знание» России.
В 90-ые годы положение юбиляра было непростым, тенденции противоречивыми, как, впрочем, в стране в целом. Численность членов общества «Знание» России сократилась с двух миллионов, среди которых было много мертвых душ до 150 тысяч активно работающих. В его структурах появилось около 300 новых центров дополнительного образования, десятки современных учебных пособий, работающие Дома знаний, учебно-оздоровительный центр, масса практических курсов и семинаров, помогающих населению адаптироваться к новым требованиям и условиям жизни (компьютеры, иностранные языки, налоговое законодательство, повышение квалификации и т.п.). Однако почти 90 процентов сельских районов остались без внимания, а в ряде крупных городов общества «Знание» пытаются лишить традиционно занимаемых помещений.
Уважаемые коллеги, у российской интеллигенции в досоветское и советское время существовали прекрасные просветительские традиции. Вместе с моими соавторами Иваном Ивановичем Мельниковым, Тамарой Васильевной Плетневой, вместе с депутатами Комитета по науке и образованию, которые обсудили это постановление, я прошу Вас поддержать общество «Знание», чтобы оно смогло поддержать эти традиции. Письмо в поддержку общества «Знание» уже разослал председатель Совета Федерации Егор Семенович Строев. Постановление, которое мы предлагаем, не требует денег и, на мой взгляд, символизирует наш моральный долг перед теми, кто в сложное время несет просвещение народу и перед организацией, членами которой большинство из нас когда-то были, а многие остаются и сейчас. Прошу поддержать. Спасибо за внимание.