Рискну сказать, что закон, который мы сегодня принимаем, может стать очередным гвоздем в гроб российской науки. Позвольте проаргументировать…
Первое: финансирование российской науки в 90-х годах сократилось не менее чем в двадцать раз.
Второе: по самым жестким критериям, применяемым в развитых странах, на науку из бюджета должно выделяться не менее 2% от валового внутреннего продукта. В Российской Федерации выделяется примерно 0,3%, то есть минимум в семь раз меньше самых минимально допустимых норм.
Третье. То, что сегодня говорили, будто принятие закона позволит определиться, какие субъекты Российской Федерации сохраняют налоговые льготы, а какие не сохраняют, — это недостоверно, потому что само наличие, пусть небольших, денег на компенсацию потерянных льгот провоцирует субъекты Российской Федерации отменять налоговые льготы и их не сохранять.
Четвертое. Если в бюджете на 2004 год предусмотрены деньги на компенсацию потерянных налоговых льгот, то будут ли эти деньги в бюджете 2005 года, никто не знает.
Пятое. Работает комиссия по оптимизации бюджетных расходов (она же — КОБРа). Если вы почитаете протоколы этой комиссии, то увидите, что предполагается массовая приватизация научных учреждений. Введение налога на имущество научных организаций станет дополнительным стимулом к такой приватизации.
Наконец, я думаю, что при такой политике в отношении науки нам будут вручать нобелевские премии только за работы, выполненные в советский период. Академия наук обращается к вам, уважаемые коллеги, с просьбой, чтобы этот закон вы не принимали.