О проекте ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» и статью 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части увеличения размера стипендий)

Председательствует Первый заместитель председателя Государственной Думы О.В. Морозов

Председательствующий. Уважаемые коллеги, пункт 26. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Доклад сделает председатель Комитета по образованию и науке Николай Иванович Булаев.

Булаев Н.И. Уважаемые коллеги! Сегодня вам представляется на рассмотрение проект федерального закона № 442445-4 «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части увеличения размера стипендий).

Прежде чем переходить к изложению концепции законопроекта и позиции нашего комитета, хочу напомнить следующее. Когда мы приступили к исполнению своих депутатских обязанностей в Государственной Думе четвёртого созыва, размер стипендий в вузах составлял 400 рублей и в средних специальных учебных заведениях — 140 рублей. Кроме того, для студентов очной формы обучения выделялись дополнительные средства на оказание помощи нуждающимся студентам в размере 5 процентов от стипендиального фонда и дополнительные средства в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы со студентами. За год своей деятельности в Государственной Думе мы повысили размер средств, направляемых на оказание помощи нуждающимся студентам, в пять раз — с 5 процентов до 25 процентов стипендиального фонда. В 2005 году принято два закона, по которым стипендия студентов повышалась дважды: с 1 апреля 2005 года — до 500 рублей и с 1 сентября того же года — до 600 рублей. Размер стипендии обучающихся, получающих начальное и среднее профессиональное образование, поднялся со 140 до 210 рублей.

Сегодня мы рассматриваем проект федерального закона, по которому с 1 сентября 2007 года устанавливается базовый размер стипендии для студентов вузов 900 рублей и для студентов ссузов и учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования — 315 рублей. Хочу обратить ваше внимание на следующее. В действующем законе содержится отсылочная норма о том, что обеспечение студентов стипендиями осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Для того чтобы у депутатов была ясная картина, что же значат указанные в законе суммы, разрешите дать краткую справку по утверждённым правительством документам, регулирующим данный вопрос, по Типовому положению о стипендиальном обеспечении. Во-первых, в соответствии с правительственным документом, размер академической стипендии, которую получает обучающийся, как правило, учащийся на «хорошо» и «отлично», устанавливается образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше размера стипендии, установленной законом, то есть не менее 900 рублей для студентов вузов и не менее 315 рублей для начального и среднего профобразования.

Кроме того, если студент нуждается в социальной помощи, то дополнительно к этой стипендии он получает социальную стипендию, размер которой не может быть меньше полуторократного размера стипендии, установленной законом, то есть для системы высших учебных заведений эта социальная стипендия с 1 сентября 2007 года будет составлять не менее 1350 рублей. За особые успехи в учебной и научной деятельности студенту могут устанавливаться повышенные стипендии. Кроме того, существуют именные стипендии, стипендии правительства и президента. Студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие в размере трёхмесячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Таким образом, студенты, реально нуждающиеся в материальной поддержке — а именно таким студентам в первую очередь и должна оказываться поддержка в социальном государстве, — получают денег как минимум в два с половиной раза больше, чем указано в принимаемом законе. Эти студенты также могут воспользоваться тем 25-процентным стипендиальным фондом, о котором я говорил раньше, а это значительные суммы в каждом высшем учебном заведении.

Хочу отметить, что распределение стипендиального фонда и процедура назначения стипендий студентам регулируются в порядке, утверждённом учёным советом образовательного учреждения и согласованном со студенческой профсоюзной организацией и с представителями студентов.

Хочу обратить ваше внимание также на то, что в проекте федерального бюджета на следующий год, который мы будем рассматривать в пятницу, предлагается заложить средства для повышения стипендий и, следовательно, всех остальных выплат студентам с 1 сентября 2008 года ещё на 20 процентов и довести её размер до 1100 рублей в системе высшего профессионального образования и до 400 рублей в системе начального и среднего профессионального образования.

Заключение правительства на данный законопроект положительное.

Вводимые нормы затрагивают финансирование только федеральных образовательных учреждений и, вообще говоря, относятся в большей степени к вопросам формирования федерального бюджета, чем к общим вопросам образования. Тем не менее законопроект был направлен в субъекты Российской Федерации для представления отзывов и предложений. Есть необходимость принять данный закон в эту сессию, чтобы уже с 1 сентября 2007 года студенты могли получать стипендию в увеличенном размере.

На основании вышеизложенного Комитет по образованию и науке предлагает депутатам принять данный законопроект в первом чтении и с учётом его значимости, наличия необходимой для его реализации суммы в бюджете и отсутствия замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы по тексту законопроекта принять закон в целом, исключая процедуру второго и третьего чтений.

Председательствующий. В целом, понятно. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику?

Кузнецов В.Е. У меня такой вопрос. Мы сегодня знаем, что начальное профессиональное образование фактически отдано в субъекты Российской Федерации, а мы продолжаем говорить о федеральных учебных заведениях. Означает ли это, что какая-то часть учреждений начального профессионального образования, вот эти ПТУ, которые имеют федеральный статус, будут получать эти средства и там стипендия будет повышена, а те, которые в субъектах Российской Федерации, ни в бюджете, нигде не предусмотрены и всё останется как есть? Или я тут в чём-то заблуждаюсь?

Булаев Н.И. Не заблуждаетесь, к сожалению. Сегодня мы рассматриваем законопроект, который на самом деле касается федеральных образовательных учреждений системы высшего профессионального, начального и среднего профессионального образования. Что касается учреждений, находящихся на бюджетах региональных или муниципальных, то в Законе «Об образовании» есть статья, норма, которая рекомендует субъектам Российской Федерации принимать синхронизированные решения по увеличению стипендий студентам и учащимся образовательных учреждений, находящихся в их компетенции. Бюджет это… (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Пожалуйста, Останина Нина Александровна, ваш вопрос.

Останина Н.А. Уважаемый Николай Иванович, я думаю, что большую часть студентов федеральных учебных заведений, конечно, этот закон разочарует. Я не знаю, где вы нашли студенческие профсоюзы, которые вас поддержали, где вы нашли другие студенческие коллективы, которые поддерживают стипендии в 315 и 900 рублей…

Председательствующий. Вопрос, пожалуйста.

Останина Н.А. Вопрос: скажите (я сожалею, что у меня нет финансово-экономического обоснования), сколько стоит законопроект, предложенный авторами, о котором вы сейчас докладываете, и сколько потребуется на финансирование закона, если студенческая стипендия будет составлять прожиточный минимум?

Булаев Н.И. Что касается данного законопроекта, то есть финансово-экономическое обоснование на 2007 год. На 2007 год, если мне не изменяет память, — 4,2 миллиарда рублей. Что касается суммы на 2008 год, то она будет иной, мы её увеличиваем в проекте бюджета на 2008 год ещё на 20 процентов. Что касается расчётов, сколько необходимо средств, чтобы довести её до минимального размера оплаты труда, я хотел бы сказать…

Из зала. (Не слышно.)

Булаев Н.И. Хорошо, до прожиточного минимума.

Я ещё раз хотел бы повторить, что тот стипендиальный фонд, который выделяется сегодня образовательным учреждениям, в принципе позволяет тем категориям студентов, которые имеют малые доходы в своих семьях, такую стипендию выплачивать, и я говорил, как она формируется. Мы с вами прекрасно знаем, что на сегодняшний день в любом образовательном учреждении есть студенты из разных семей, есть достаточно резкое их разделение, как и в обществе в целом, по материальным возможностям. И на наш взгляд, сегодня та политика, которую мы проводим… Мы изменили с вами стипендиальный фонд, свободный для оказания материальной помощи, увеличили до 25 процентов. Это очень серьёзная сумма. Мы увеличиваем двухмесячный размер стипендий, средства, которые тоже могут направляться, и не только на физкультурно-оздоровительную работу, но и на иные цели.

И в данном случае я считаю, что сегодня есть реальные возможности для того, чтобы с учётом вот этих увеличений тем студентам, которые реально нуждаются в поддержке со стороны государства, выплачивать стипендию в размере прожиточного минимума по тем территориям, в которых они проживают. Вряд ли мы сможем это сделать в столичных вузах, вряд ли. Что касается регионов, то там иной прожиточный минимум и возможности вузов там не меньше, чем в столице, но они совпадают с той реальной экономической ситуацией, которая складывается в регионах.

Председательствующий. Спасибо. Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить?

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, конечно, фракция Компартии Российской Федерации поддержит этот законопроект, как любой законопроект, направленный на повышение социальных гарантий. Нам неважно, какие депутаты его вносят, неважно, какого цвета кот или медведь, — важно, чтобы он ловил, кого положено, и в данном случае для студентов. Но я не стал бы идеализировать этот законопроект по следующим мотивам.

Первое. Коллеги, мы должны понимать, что мы повышаем стипендии абсолютному меньшинству студентов. Уже сейчас в России число внебюджетных студентов превысило 55 процентов, а стипендии получают далеко не все бюджетные студенты. Это значит, что законопроект будет касаться менее трети всех студентов, которые есть в Российской Федерации. Для сравнения я хочу вам напомнить, что в социальных государствах типа Германии бюджетные студенты составляют далеко за 90 процентов от тех, кто учится.

Второе. По данным независимых учёных, цены на товары первой необходимости растут со скоростью примерно 25—30 процентов в год. Вот за прошлый год Институт экономики Российской академии наук даёт такие данные: рост цен на товары первой необходимости — не менее 25 процентов. Стипендии обычно увеличиваются в полтора раза каждые два года, как и в этот раз, что называется, шило на мыло, другими словами, они остаются почти на прежнем уровне.

Третье. По мнению многих экономистов, рост цен на товары первой необходимости с учётом деноминации в постсоветское время составил не менее шестидесяти раз, поэтому после всех повышений в сентябре текущего года стипендия по отношению к этим ценам окажется ниже, чем было двадцать лет тому назад, в вузах — в 2,7 раза, в ссузах — почти в пять раз, в ПТУ — почти в восемь раз. Мы должны это чётко понимать.

Четвёртое. В советский период минимальная стипендия в 40 рублей в вузе составляла примерно 80 процентов от прожиточного минимума, в техническом вузе была больше прожиточного минимума, в ссузе — 56 процентов от прожиточного минимума, в ПТУ — не менее 80 процентов. В сентябре после всех повышений минимальная стипендия составит: в вузе — 22 с небольшим процента от прожиточного минимума, в ссузе — 7 процентов, в ПТУ — 7 процентов. Абсолютно правы коллеги, которые говорили о том, что мы стипендию студентам с низкими доходами делаем намного меньше, чем студентам с относительно более высокими доходами. Правда, я думаю, что дело здесь не только в выборах, дело здесь и в том, что вообще последовательно правительство и большинство Думы проводят политику увеличения социального расслоения, и ещё в том, что студенты вузов ходили на акции протеста, а студенты ПТУ и средних специальных учебных заведений на акции протеста не ходили.

Пятое. Правительство продолжает политику увеличения социального неравенства в студенческой среде и другим способом. В частности, если мы сравниваем в рублях разницу в уровне стипендий тогда, когда мы начинали работать, четвёртая Государственная Дума, это было 260 рублей, то есть 400 рублей против 140 рублей, а осенью 2007 года разница в стипендиях студентов вузов и учащихся ПТУ достигнет почти 600 рублей, то есть 900 рублей против 315 рублей. И кстати сказать, даже студенческая стипендия социальная, 900 рублей, помноженная на 1,5, 1 тысяча 350, — она составит не более трети прожиточного минимума, уважаемые коллеги.

Поэтому, повторяю, мы поддерживаем законопроект, но мною параллельно предложена поправка к этому законопроекту. Я прошу её поставить на голосование и поддержать. Это ровно та же поправка, которую мы предлагали к бюджету 2007 года, — поднять студенческую стипендию в вузе хотя бы до 1200 рублей, а в техникуме и в ПТУ — хотя бы до 500 рублей и таким образом начать впервые сокращать разницу в уровне стипендий. Стипендии в ссузах и ПТУ должны подниматься быстрее, чем в вузах, тогда мы будем вносить вклад в сокращение социального неравенства в нашей стране.

Спасибо, уважаемые коллеги.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, мы голосуем в первом чтении, давайте определимся голосованием. И дальше предложение председателя комитета. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?

Результаты голосования

Проголосовало за:
424
94,2%
Проголосовало против:
1
0,2%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
25
5,6%

Результат: принято.


Булаев Н.И. Уважаемые коллеги! Комитет предлагает принять закон в целом. Есть заключение Правового управления, в котором замечаний нет.

Что касается тех суждений, которые были высказаны здесь, то, естественно, по ним можно устроить дискуссию. Я не думаю, что в вечернее время это необходимо делать.

Что касается поправки…

Председательствующий. Поправка Смолина, она у вас есть.

Булаев Н.И. На мой взгляд, это предмет другого законопроекта, с другим финансово-экономическим обоснованием и с другими расходами из бюджета.

Председательствующий. Включите микрофон Смолину.

Олег Николаевич, ваша поправка, пожалуйста.

Смолин О.Н. Я прошу поставить на голосование поправку. Насколько я понимаю, если она подана, она должна ставиться на голосование. И прошу дать время для короткого обоснования.

Председательствующий. Она есть у депутатов?

Смолин О.Н. Она роздана, естественно.

Председательствующий. Ну, пожалуйста, давайте обоснование, коротко очень.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу согласиться с теми, кто здесь выступал, в частности с Юрием Петровичем Савельевым, с одной только поправкой про два минимальных размера оплаты труда: это положение отменили не в 2004 году, а, к сожалению, ещё раньше, в 2000 году, когда приняли закон, отрывающий минимальную заработную плату от социальных выплат в Российской Федерации. И поэтому если считать с 2000 года, то получится ещё большая сумма, которую недополучили студенты.

А теперь поправка, суть её предельно проста, повторяю, мы предлагали её к бюджету 2007 года. Мы просим увеличить студенческие стипендии в вузах до 1200 рублей, а в ПТУ и ссузах — хотя бы до 500 рублей, то есть в процентном отношении поднять студенческие стипендии в ссузах и ПТУ больше, чем в высших учебных заведениях. Мы понимаем, что это мало, на самом деле надо было бы намного больше. Цену вопроса мы подсчитали, когда обсуждался бюджет 2007 года, а именно: что касается стипендий в высших учебных заведениях — это примерно 3 миллиарда 950 миллионов рублей, что касается ссузов и ПТУ — это примерно 850 миллионов рублей. Нетрудно посчитать, что это менее 5 миллиардов рублей. Я напомню вам, уважаемые коллеги, что дополнительные доходы бюджета 2007 года запланированы в сумме 1501 миллиарда рублей. Другими словами, мы просим трёхсотую часть, менее трёхсотой части от дополнительных доходов бюджета 2007 года. Прошу поддержать поправку.

Спасибо.

Булаев Н.И. Уважаемые коллеги! Комитет предложил рассмотреть законопроект, минуя процедуру второго и третьего чтений. Рассмотрение поправок, на мой взгляд, — это процедура второго чтения. И в данном случае рассмотрение поправок, на мой взгляд, — это нарушение Регламента, поскольку мы рассматриваем законопроект в целом.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данную поправку? Включите режим голосования.

Результаты голосования

Проголосовало за:
109
24,2%
Проголосовало против:
4
0,9%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
337
74,9%

Результат: не принято.


Председательствующий. Уважаемые коллеги, было предложение проголосовать закон в целом. Объявляется «час голосования». Кто за то, чтобы принять данный закон в целом?

Результаты голосования

Проголосовало за:
427
94,9%
Проголосовало против:
0
0,0%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
23
5,1%

Результат: принято.