О положении сельских педагогов и итогах Года учителя. Выступление при обсуждении повестки дня

Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлов.

Председательствующий. Смолин Олег Николаевич от КПРФ, пожалуйста.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Я сегодня буду выступать не столько как представитель фракции, не столько вообще как депутат парламента, но прежде всего как сын сельских учителей. Мои родители проработали в сельской школе (отец – директором, мама – учителем литературы) много лет, быть может, это были их лучшие годы. И они превратили сельскую школу в то, что сейчас модно называть словом «социокультурный центр». Тогда и они, и общество точно знали, что работа сельского учителя – это не услуга, а служение. Более того, это вообще не столько работа, сколько просветительская миссия – нести народу знания и культуру.

А теперь вернёмся к современной образовательной политике. Переходя к повестке дня, берусь утверждать: для действующей власти самый эффективный и надёжный способ дискредитировать самоё себя – это сочетать красивые слова и дурные дела.

Заканчивающийся год был объявлен Годом учителя. Об этом вы слышали тысячи раз и что на деле? Мало того, что два года подряд, в том числе в Год учителя, в большинстве регионов зарплата педагогов не увеличивалась, то есть, в реальном содержании снижалась.

Мало того, что во многих регионах в результате перехода на подушевое финансирование и так называемой оптимизации снизилась даже номинальная зарплата, выраженная в деревянных рублях.

Мало того, что в следующем году педагогам обещают позорную, так называемую индексацию зарплаты на уровне трёх с половиной процентов в среднем за год, то есть, вдвое ниже инфляции.

Мало того, что учитель вместо педагогического творчества вынужден заниматься бумажными потоками, разного рода отчётами. По сравнению с постсоветскими временами, по словам моего друга – директора сельской школы, эти отчёты увеличились примерно в 100 раз. Неслучайно слышен призыв: дети, уйдите из школы, не мешайте реализовывать национальный проект «Образование». Не поэтому ли многие тысячи людей идут на улицы вместо того, чтобы идти в библиотеки?

Заключительным символическим актом, который знаменует провал Года учителя, должен стать законопроект, внесённый сегодня в повестку Государственной Думы под номером 17.

Смысл законопроекта в следующем. Федеральные гарантии предоставления коммунальных льгот для сельского учителя полностью снимаются. Ответственность за них целиком передаётся в регионы. Правда, при этом объявляется, что объём компенсации не может быть ниже, чем на момент вступления закона в силу. Но это решение для тех, кто не хочет смотреть дальше собственного носа.

Объясняю популярно. Первое. В настоящее время статья 55 Закона «Об образовании» во многих регионах исполняется, скажем так, очень частично. Новый закон разрешает оставить ситуацию на прежнем уровне, иначе говоря, он делает законным неисполнение закона.

Второе. Закон вступит в силу с середины января. За это время можно понизить уровень поддержки сельского учителя в регионах и зафиксировать её на новом, пониженном уровне.

Третье. Главное. Закон не предполагает индексации выплат за утраченные льготы, а коммунальные расходы растут по 15-20 процентов в год. Через три года льготы ополовинятся, через пять лет от них останется одно воспоминание.

Уважаемые коллеги, я хочу сегодня спросить правительство и правящую партию.

Первое. Почему деньги на поддержку сельских учителей находились в советскую эпоху, при царях, генеральных секретарях и даже в лихие 90-е, но их не хватает в благополучные 2000-е при президентах и под руководством самой передовой в мире партии?

Второе. Почему прежние правительства хотя бы в какой-то степени принимали на себя ответственность за положение сельского учителя, а современное правительство пытается избавиться от ответственности и сбросить все проблемы на региональные и местные власти? Неужели в России кто-то отменил 114-ю статью Конституции, которая прямо обязывает правительство проводить единую образовательную политику?

Третье. Неужели в России забыли, что формула Клаузевица относится отнюдь не только к армии, и может звучать так: кто не хочет кормить свою интеллигенцию – будет кормить чужую. Не потому ли мы уже объявляем гранты для иностранных ученых?

Четвёртое. Неужели кто-то действительно верит, что в XXI веке модернизацию страны можно осуществить на нищете и на костях интеллигенции? Или все разговоры о модернизации – это банальный информационный шум?

Пятое. Кто из депутатов, которые проголосуют сегодня за закон, готов отправиться в село и сесть там, нет, не на кремлёвскую диету, но на учительскую заработную плату без коммунальных льгот, но только не в Московскую область, а куда-нибудь в Сибирь или на Дальний Восток?

Уважаемые коллеги, от имени фракции требую снять с рассмотрения законопроект под номером 17, к которому почему-то пристроены коммунальные льготы для сельского учителя, и больше никогда к нему не возвращаться.

Спасибо.