Дорожная карта «паленого» образования. Политическое заявление фракции

Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги! Два дня назад мир отметил очередную годовщину со дня рождения Леонардо да Винчи – одного из титанов человеческого духа. Сегодня у нас отчет Правительства. Сразу два повода поговорить об интеллектуальном и духовном состоянии нашей страны, которое во многом зависит от образовательной политики.

Начнем с того, что новый Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу еще только с 1 сентября 2013 г., однако свою тень вперед уже отбрасывает.

Напомню: согласно данным компьютерного поиска, закон, за который проголосовало большинство Государственной Думы в лице фракций «Единая Россия» и ЛДПР, содержит 179 норм отсылочного характера, в т.ч. 44 нормы чисто бланкетные (т.е. такие, которые предоставляют государственным органам и должностным лицам право самостоятельно устанавливать нормы регулирования, включая запреты).

По заявлению Министерства образования и науки, предстоит принять более пятидесяти подзаконных актов. Другими словами, о содержании закона мы сможет по-настоящему судить лишь тогда, когда эти акты заработают. Закон же большей частью принимался «втемную». Впрочем, кое-что мы знаем уже сейчас.

29 декабря прошлого года Президент России этот закон подписал, а 30 декабря Распоряжением Правительства РФ № 2620-р был утвержден документ под названием «План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Как и в случае мониторинга вузов, все делается во имя эффективности!

Поскольку в Правительстве любят выражаться на американский манер, называть планы «дорожными картами», таких «карт» в современной России множество, а составляют их то ли «картографы», то ли «картежники», причем всегда за большие деньги.

Распоряжением Правительства от 30 декабря 2012 г. в основном завершено формирование стратегии образовательной политики, состоящей из трех документов.

Первый по статусу документ – новый Федеральный закон, смысл которого состоит в том, чтобы передать все полномочия Парламента исполнительной власти. Не раз говорил, что содержание закона можно было изложить в двух статьях:

Статья 1. Президент, Правительство и уполномоченные Министерства могут все.

Статья 2. Кто не понял, смотри статью 1.

Второй документ – Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В нем главным образом прописаны цели и задачи образовательной политики.

Напомню то, о чем говорил в этом зале министру образования и науки: документ выполнен крайне небрежно; его «писатели» явно посчитали ниже своего достоинства быть вместе с тем и «читателями».

Цитирую фрагменты, расположенные на соседних страницах:

«… приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях.

[…]

… вторым системным приоритетом Государственной программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека».

Как видим, авторы сделали одновременно открытия в филологии и математике, поместив между «приоритетом» и «вторым приоритетом» еще и «другой». Леонардо до такого явно бы не додумался.

Впрочем, пока речь идет о перечислении целей и задач, у образования есть надежды на выживание. Иная ситуация, когда дело доходит до конкретных мер и ожидаемых результатов.

Обратимся же к третьему документу, который определяет стратегию образовательной политики и именуется «дорожной картой». Вот лишь некоторые его фрагменты.

Все мы помним: человека создал труд. Но труд механический и беспросветный способен превратить человека – нет, не в обезьяну – в лошадь. Понятно, для творческой отдачи современного работника это смерти подобно. Но именно эта идеология заложена авторами «дорожной карты» в отношении одной из самых творческих профессий – педагогической. Судите сами.

Начнем с «дошколки». С 2012 по 2018 год «гадатели на карте» обещают нам увеличение числа детей дошкольного возраста (от 1,5 до 6,5 лет) примерно на 420 тыс. человек (с 9 млн. 784 тыс. до 10 млн. 205 тыс.) и рост, как они изящно выражаются, «охвата» этих детей программами дошкольного образования почти на 10% (с 57,9% до 67,1%). Понятно, что подобные прогнозы с точностью до десятой процента сбываются не чаще, чем у синоптика, который, как сапер, ошибается один раз, но каждый день.

Однако главное в другом: число воспитанников на одного педагогического работника за это время предлагается увеличить более чем на 10% (с 8,7 – в 2012 г. до 9,8 – в 2018 г.). Поскольку дистанционным способом воспитать дошкольника невозможно, речь идет либо об укрупнении групп, либо о закрытии небольших детских садов. То и другое мы уже проходили.

С одной стороны, когда Роспотребнадзор уменьшил норматив площади детского сада на одного дошкольника до 2,5 кв. метров, родители грустно шутили: на кладбище и то больше! Для сравнения: на одного студента государство требует от вузов, где электронное обучение и дистанционные технологии возможны и необходимы, 11, а по печально знаменитому мониторингу – 13 кв. метров.

С другой стороны, небольшие детские сады с низким числом детей на одного воспитателя находятся в основном в сельской местности. В России уже введены школьные автобусы, причем неудачно. По-видимому, любители «карт» предложат нам теперь и автобус дошкольный!

А теперь о школе. «Дорожная карта» обещает нам увеличение числа школьников в 2012-2018 гг. примерно на полтора миллиона (с 13 362 тыс. до 14 805 тыс.). При этом число учеников в расчете на одного учителя должно увеличиться с 10,9 до 13. В переводе на русский язык это означает, что власть собирается уволить более 90 тыс. учителей, а нагрузку оставшихся увеличить почти на 20%.

Напомню: согласно исследованиям советского периода, при нагрузке 18 уроков (т.е. на одну ставку) учитель истории и обществознания за счет подготовки и классного руководства имел рабочую неделю под 45 часов, а учитель литературы – далеко за 50.

Напомню: в настоящее время средняя нагрузка российского учителя – 26 уроков в неделю, т.е. полторы ставки. После реализации «карты» она составит 31-32 часа.

Молодым парнем мне доводилось вести в вечерней школе 27 часов. Скажу вам прямо: это не очень легко. В настоящее время, как и тогда, 80% всех школьных учителей – женщины, причем, как мягко говорят, «возрастные». Как они будут справляться с такой нагрузкой, «знает только ночь глубокая» да составители карты.

Напомню, что Василий Сухомлинский утверждал: для того, чтобы дать ученику искорку знаний, учитель должен впитать море света. Если учителя загонят в положение «ломовой лошади», ученику он не сможет дать ничего. Эмоциональное выгорание и дальнейшее падение качества образования неизбежны.

Совершенно очевидно: меньше детей в расчете на одного учителя приходится в школах небольших, особенно сельских. Так называемое подушевое финансирование (или, на учительском сленге, подушная подать) вместе с так называемым эффективным контрактом, который народный фольклор именует «дефективным», и без того приводят к укрупнению классов и учебных заведений. По официальным данным, с 1990 г. по 2011 г. закрыто 20300 школ. В свое время мы приветствовали заявление министра Дмитрия Ливанова о том, что этот процесс пора остановить. Но после принятия карты нет сомнений: сельскую школу намерены добивать. Вопрос лишь в количестве и сроках.

В отношении среднего образования авторы «дорожной карты» осчастливили нас еще одним «шедевром». Цитирую целевой показатель:

«Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на один предмет) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена:

2013 – 1,82

2014 – 1,74

2015 – 1,7

2016 – 1,66

2017 – 1,62

2018 – 1,58».

Уважаемые коллеги! Неужели в этом зале есть кто-то, кто верит, что эти показатели можно рассчитать научно, а не знаменитым методом «пол – потолок – палец»?

Или кто-то не понимает, что добиться сокращения разрыва показателей ЕГЭ можно не только путем их улучшения в слабых школах, но и путем ухудшения в школах лучших? Результаты понизятся, а «дорожная карта» будет исполнена!

Вообще-то и прежде в кулуарах Министерства образования и науки ЕГЭ именовали «безобразием из трех букв». Теперь это стало безобразием в квадрате, поскольку снабжено псевдоматематическим аппаратом.

Знакомые математики, член-корры с академиками, отнеслись к этому великому научному открытию по-разному. Люди серьезные допускали выражения на грани нарушения закона о русском языке как государственном. Люди с богатым чувством юмора веселились, как на концертах Михаила Задорнова. Все сходились в одном: «картописатели» заслуживают международной премии – но только не Нобелевской, а Шнобелевской!

Надеюсь, члены Правительства, когда утверждали «карту», все эти замечательные письмена не читали. Не могу поверить, что в Правительстве у нас находятся глупые люди. Но тогда остается вариант Жванецкого:

— Будет ли так поступать нормальный человек?

— Нормальный не будет, а умный будет…

Жаль, не вышел возрастом. А то, как герой андерсеновской сказки, позволил бы себе сказать: «А король-то голый»!..

Чуть добрее «гадатели на карте» отнеслись к системе профподготовки и профессионального образования. Количество учащихся и студентов предполагается сократить там почти на 850 тыс. человек (с 2 млн. 696 тыс. – в 2012 г. до 1 млн. 864 тыс. – в 2018 г.). Но их численность в расчете на одного педагога или мастера производственного обучения вырастет не так сильно: с 12,7 до 13,5, т.е. примерно на 6,5%.

В последнее время даже Российский союз промышленников и предпринимателей и экономисты, далекие от левых взглядов, утверждают: без реиндустриализации будущее России – во мгле. Однако «дорожная карта» обеспечивает продолжение противоположного курса – на деиндустриализацию.

Однако наиболее ярко антисоциальный характер образовательной политики виден в той части «карты», которая посвящена высшему образованию. Его планируется свернуть весьма радикальным образом. С 2012 по 2018 гг. количество студентов должно сократиться почти на полтора миллиона: с 6 млн. 490 тыс. до 5 млн. 145 тыс. При этом их число в расчете на одного преподавателя намерены увеличить с 9,4 до 12. Расчеты экспертов показывают: в результате численность вузовских педагогов сократится почти на половину (на 44%), а их нагрузка вырастет почти на треть (на 28%). Какие тут научные исследования, публикации в международных журналах, индивидуальная работа со студентами! Герой новой системы высшего образования в России – это профессор с высунутым языком!

Правда, зарплату тем, кто не убежит с этой бессмысленной каторги, собираются увеличить вдвое. Теперь понятно, за счет чего. Против этих замыслов Тейлор с его потогонной системой выглядит почти христианским святым!

Кстати, не для того ли предлагается ликвидировать Российскую академию наук, чтобы академиков с член-коррами вместо творческой работы заставить участвовать в этой бессмысленной скачке?

Вообще-то обычно власть гордится созданием новых рабочих мест. Владимир Путин обещал, что к 2018 году в России таких высокотехнологичных, высокооплачиваемых мест появится 25 млн. Рабочие места профессоров, учителей и иных педагогов – что ни на есть высокотехнологичные. Спрашивается, почему их сокращают? Неужели не ясно, что это приведет к дальнейшему падению человеческого потенциала страны?

Образовательная политика, которая выражена «дорожной картой», новыми школьными стандартами, мониторингами вузов и прочими, извините за выражение, инновациями, давно и прочно вошла в народный фольклор. Вот вам очередная версия.

После вступления в силу новых образовательных стандартов для старшей школы два выпускника посмотрели фильм «Ноев ковчег» и выходят из кино. Один спрашивает другого:

— Слушай, в какой книге про это можно прочитать?

Если кто-то думает, что это пасквиль на нашу действительность, пусть посмотрит в Youtube запись опроса, показанного в ноябре прошлого года в «Вестях-24». Приведу фрагмент:

Студентка педагогического университета, выпускной курс филфака, специальность – учитель русского языка и литературы.

– «У Лукоморья дуб зеленый…». Вы помните, из какого это произведения?

– Не «Три богатыря»?

– «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?

– Я тоже не знаю, откуда это. Ну, я знаю, что это, но в общем – нет.

– «Любви все возрасты покорны»?

– Лермонтов. Нет?

– «Не хочу учиться, а хочу жениться»?

– Я забыла название этого произведения.

Студентка другого педагогического госуниверситета, пятый курс, специальность – филолог, учитель литературы.

– С кем стрелялся Пушкин?

– С Дантесом.

– А Лермонтов?

– Не помню.

– «Не хочу учиться, а хочу жениться»?

– Тоже не знаю.

– «Безумству храбрых поем мы славу»?

– И этого не знаю.

Там же можно посмотреть на нашу первую красавицу, которая хочет сделать людей счастливее. И это прекрасно. Но при этом не знает, вращается ли Земля вокруг Солнца, или наоборот. Неужели и правда, как на недавней международной выставке в Китае, символом России становится Незнайка?

Кстати, в Youtube можно посмотреть и запись выступления одного из наших депутатов из правящей фракции, который в начале года утверждал, что более половины депутатов Государственной Думы являются агентами иностранного влияния, а в марте доказывал, что российская образовательная политика проводится в интересах иностранных государств и во вред национальному суверенитету.

Я читал результаты социологического опроса в США, где треть американцев верят, что мир управляется группой заговорщиков, а 4% не сомневаются, что нами правят инопланетяне. Но хотел бы задать уважаемому депутату только один вопрос: почему он вместе со своей фракцией голосует за те самые законы и ту самую образовательную политику, которые считает выражением влияния мировой закулисы? Быть может, ему для начала перейти в одну из фракций оппозиции?

Убежден: здесь, в этом зале, депутата с совестью и чувством ответственности никто не может заставить голосовать против будущего своей страны. И если бы в октябре Государственная Дума приняла проект Федерального закона «О народном образовании», на всех разговорах о заговорах и иностранном влиянии в образовательной политике можно было бы смело поставить крест. Но и сейчас еще не поздно.

Мы решительно требуем:

1) отменить «дорожную карту» от 30 декабря 2012 г.;

2) обнародовать имена «картежников» и вернуть в бюджет потраченные деньги.

Кроме того, сегодня группа депутатов фракции КПРФ внесла очередной законопроект, который предлагает решение вопроса о содержании школьного образования, т.е. главного вопроса образовательной политики: чему учить наших детей. Мы предлагаем:

1) вернуть содержание образования в школьные стандарты. Бессодержательный стандарт бессмыслен;

2) разработку стандарта проводить с обязательным участием Российской академии наук, Российской академии образования, профессиональных и общественных объединений, действующих в сфере образования;

3) прямо в законе перечислить набор обязательных предметов, так называемый золотой стандарт, без освоения которого ребенок не может получить аттестат зрелости;

4) Федеральные образовательные стандарты для школы утверждать законом.

Напомню еще раз: сейчас законом утверждаются технические регламенты, в т.ч. по бензину, молоку и спирту. Мы много говорим о «паленой» водке. Но «паленое» образование стократ опаснее.

Призываем депутатов всех фракций поддержать наш очередной законопроект. И тогда будущим поколениям не придется повторять пророческие слова Аркадия Райкина: ученье – свет, да неученых – тьма!..

Видео выступления.