. Совет Федерации
Приветствие.
Три главных тезиса:
- Хотя права человека в области образования в России соблюдаются лучше большинства других прав и свобод, положение ухудшается, а система образования находится на пределе возможности.
- Одна из самых опасных тенденций 1990-х годов — неравенство возможностей в области образования.
- Обеспечение прав граждан в области образования невозможно без:
- а) принципиального курса изменения экономической политики;
- б) существенного изменения законодательства в области образования в пользу малообеспеченных слоев населения.
1
Экономический и политический курс 1990-х годов, который именуется реформами, но на самом деле представляет собой очередную революцию, нанес очень серьезный ущерб правам граждан в области образования.
На таком фоне положение в области образования выглядит сравнительно благополучным. Более всего пострадали две его подсистемы: дошкольное и начальное профессиональное образование. Так, количество детей в дошкольных учреждениях с 1992 по 1996 год сократилось почти на 30 %, что было следствием не только экономического кризиса, но и демографической ситуации; количество учащихся ПТУ — на 6 %, что к демографии отношения не имело. Как видим, темпы падения гораздо более низкие, чем в производственной сфере. Стоит заметить, что даже сейчас дошкольные образовательные учреждения посещают 55 % детей и этот показатель выше, чем во многих развитых странах.
За это же время количество детей в средней школе увеличилось на 6 %. Российская школа остается одной из самых многоязычных в мире. По статистике годичной давности, преподавание в ней велось на 37 языках, а общее количество преподаваемых языков достигало 90.
Что касается студентов среднего и высших профессиональных учебных заведений, то после падения в первой половине 1990-х годов их число в расчете на 10 тысяч населения стало расти, достигнув в 1996 году 190 студентов вузов и 134 студентов техникумов, большинство из которых, по меркам индустриально развитых стран, также должны были относиться к высшему образованию.
Тяжелый удар по кадровому потенциалу науки был нанесен “утечкой умов”. По оценкам Российского фонда фундаментальных исследований, прозвучавшим на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке, в 1990-х годах из России выехало около 80 тысяч ученых, в большинстве своем принадлежавших к тем 10 % научного сообщества, которые давали половину научной продукции. Потери страны вследствие такой миграции оценивались Фондом в 60 миллиардов долларов. Несмотря на сокращение численности аспирантов в первой половине 1990-х годов ежегодно на 7-9 %, кадровый потенциал российского образования остается достаточно высоким, а число докторов наук в вузах даже растет (в 1996 году по сравнению с 1992 годом — на 36 %), хотя параллельно идет и их старение.
Что касается качественных параметров образования, то хорошо известно, что по естественно-математическим дисциплинам в школе они превышают уровень многих стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Российские школьники регулярно занимают высокие места на международных олимпиадах по естествознанию и математике. Признанием качества высшего образования в России является проведение на базе российских вузов многих мероприятий в рамках объявленного ЮНЕСКО Всемирного десятилетия образования. Вместе с тем российские исследователи, проводившие сравнительные замеры знаний учащихся, с тревогой отмечают, что в последние годы наметилась тенденция к относительному падению их уровня в сравнении с рядом развитых стран.
Сравним это положение с реализацией права на труд и права на жизнь.
Право на труд. В России официально зарегистрировано 2 млн. безработных. По оценкам профсоюзов, активно ищут работу 8,5 млн. человек. Фактически являются безработными около 20 млн. человек, т.е. каждый пятый. Оплата труда начинающего учителя составляет примерно 10 долларов и сократилась по сравнению с концом 1980-х годов, по крайней мере, в 7 раз. Оплата труда профессора составляет около 60 долларов и сократилась приблизительно в 6 раз. Уровень и задержки зарплаты привели к тому, что учителя стали лидирующей группой среди бастующих.
Право на жизнь. Средняя продолжительность жизни мужчин сократилась до 57-58 лет. Смертность регулярно превышает рождаемость, и, по оценкам Госкомстата, при продолжении нынешних тенденций к середине XXI века население России сократится вдвое.
2
Переходя ко второму тезису, следует обратить внимание на то, что за сравнительно благополучными средними показателями функционирования системы российского образования скрывается нарастающее в последние годы неравенство возможностей граждан в этой области. При этом нарушается целый ряд норм закона об образовании и, в частности, его концептуальные позиции, согласно которым государство гарантирует гражданам равенство прав в области образования, а развитие платных образовательных услуг возможно лишь как дополнение к услугам бесплатным, но ни в коем случае не должно их вытеснять.
В своем смешанном Омском избирательном округе, включающем пять городских и три сельских района, мне не раз приходилось посещать, с одной стороны, элитные городские школы, где учатся дети обеспеченных родителей, имеются компьютерные кабинеты, преподаются два или три языка, а с другой стороны — сельские школы с голодными детьми, у которых, порой, нет одежды, чтобы выйти из дому.
До сих пор нет достоверных данных о количестве детей, оказавшихся вне системы образования. Выступая в Государственной Думе, бывший Министр образования В. Кинелев называл число 300 тысяч; представители Генеральной прокуратуры — 2 миллиона; газеты же сообщают о 4-х миллионах беспризорников в стране. Количество студентов, обучавшихся на условиях полной оплаты образования, составило в России в 1996/97 году 12 % против 2 % в 1992/93 учебном году. Условия поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения для детей, родители которых имеют высокие и низкие доходы, оказываются совершенно различными. Между тем до сих пор ни кем не доказано, что уровень интеллектуальных возможностей детей во всех случаях прямо пропорционален уровню доходов их родителей.
Руководство Комитета Государственной Думы по образованию и науке осознает, что высокий уровень неравенства возможностей в области образования таит в себе опасность не только снижения интеллектуального потенциала нации, но и формирования закрытого типа политической элиты. Это, как известно политологам, путь к высокому уровню конфликтности, а, возможно, и социальным потрясениям. Вместе с тем попытки законодателей блокировать перенос социального неравенства в сферу образования не дают желаемых результатов по причинам, лежащим вне системы образования. Как известно, по уровню социального неравенства Россия далеко превзошла не только Западную Европу и Японию, но и Соединенные Штаты Америки. Это одна из немногих областей, где был реализован хрущевский лозунг “Догнать и перегнать”!
Подводя итоги первой части доклада, следует сказать: правда состоит не в том, что российская система образования — лучшая в мире, как утверждают одни отечественные политики, и не в том, что в настоящее время она разрушена, как утверждают другие. Система образования — один из главных компонентов национального достояния России, который пока в основном удалось сохранить, а по некоторым направлениям и продвинуть вперед.
3
Вынужден повторить в очередной раз: главные причины кризиса российского образования лежат вне системы образования; поэтому проблемы образования его собственными средствами пытаться решать можно, но решить невозможно. Образовательная политика в целом не может сводиться только к политике в области образования. Она должна включать в себя образовательные компоненты других направлений внутренней политики, в том числе: экономической, социальной, информационной, культурной и т.п. Вот лишь некоторые из мер, способных поддержать систему образования и содействовать реализации права граждан в этой области:
- поддержка отечественного товарного производства и, прежде всего, высокотехнологичных его отраслей, что обеспечит востребованность высокообразованных, высококвалифицированных работников и модернизацию страны;
- стимулирование развития таких форм собственности, которые обеспечивают участие работника в распределении полученного дохода и управлении производством (одна из возможных моделей предложена С. Федоровым в законе о народных предприятиях, который в Государственной Думе получил поддержку не только левой оппозиции, но и многих депутатов проправительственной ориентации). – Это также потребует от работника повышения уровня образования, причем не только профессионального, но и гражданского;
- система налогообложения, направленная одновременно на стимулирование производства и ограничение социального неравенства, которое превзошло критические для национальной безопасности страны показатели. При этом доходы, скажем на “ноу-хау”, должны облагаться иначе, чем доходы от спекуляции на вывозе сырья, доходы оперного театра – иначе, чем доходы от шоу-бизнеса, а доходы, использованные гражданами на получение образования, в отличие от затрат на престижное потребление – не облагаться вообще. – Все это имеет не только экономическое значение (фактически дополнительные инвестиции в новейшие виды производства и развитие “человеческого капитала”), но и моральное (государство демонстрирует, каким именно видам труда оно отдает приоритетное значение);
- регулирование оплаты труда, при котором ее уровень в сферах, обеспечивающих воспроизводство и развитие человека (образование, медицина, наука, культура и т. п.), был бы, по крайней мере, не ниже, чем в сфере материального производства. – Это не только остановит отток квалифицированных кадров из бюджетной сферы, но в перспективе окупится с экономической точки зрения за счет создания новых технологий, квалификации работников и качества товаров;
- реализация принципа: коммерческому искусству – коммерческие цены, высокие налоги, контроль общественности; народному и классическому искусству – низкие налоги, государственная поддержка и общественное меценатство. Прямое законодательное предписание государственным средствам массовой информации выделять часть эфирного времени образовательным программам, сделать их приоритетными по сравнению с развлекательными, – предписание подкрепленное налоговыми льготами для всех средств массовой информации в части реализации ими образовательных программ. – В этом случае “четвертая власть” активно способствовала бы не деградации и дегуманизации личности, но ее просвещению и развитию, повышению престижа образования;
- ревизия государственных образовательных стандартов и учебных программ, начиная от детского сада и заканчивая организациями образования взрослых, на предмет увеличения в меру возможности долей материалов человековедческого, патриотического, экологического и духовно-нравственного содержания, ориентация на воспитание любви к культуре ради самой культуры и т. п.
Что касается собственно политики в области образования, то ее средствами нарастание неравенства прав граждан в этой области невозможно остановить, но отчасти ограничить возможно. Нахлебавшись псевдоравноправия, которое фактически дает все преимущества богатым, пора осознанно вернуться к старому лозунгу социалистов: “привилегии — только во имя равенства”! В отношении образования это означает необходимость:
- сохранить льготы при поступлении в образовательные учреждения для детей-сирот, инвалидов I и II группы, бывших военнослужащих;
- сохранить ограничения на платный прием в государственные высшие учебные заведения;
- рассмотреть все возможные варианты квотирования учебных мест для детей из села, из дальних регионов, из малообеспеченных семей и внести поправки в действующие законы;
- вернуться к вопросу об образовательном кредите, который в разумном варианте позволил бы сочетать интересы личности и государства.
Подобный вопрос этнического характера должен найти отражение в национальной доктрине образования.
Бэкон, Беранже, российский опыт 1990-х годов в очередной раз доказывают, что без образования государство никогда не будет сильным, а граждане свободными.