. Москва. Госдума
Один из парадоксов политики последних лет заключается в следующем: быть может, никогда еще в послесоветскую эпоху власть на самом высоком уровне не уделяла инвалидам так много внимания; но вместе с тем и не проводила по отношению к ним такого жесткого курса. Президент В. Путин дважды встречался с руководителями общественных организаций инвалидов: в декабре 2000 г. и в ноябре 2002 г., и по результатам встреч дал своей Администрации и Правительству немало хороших поручений. Однако большинство этих поручений либо не исполнены, либо хуже – исполнены с точностью до наоборот. Но обо всем по порядку.
Бюджетные деньги
Очевидно, что без необходимого финансирования невозможны никакие реформы и никакая социальная защита инвалидов вообще. Среди всех вопросов финансовой поддержки инвалидов остановлюсь на двух: федеральный бюджет и налоговые льготы.
Федеральный бюджет
Каждый год даже в самое трудное время удавалось в Верховном Совете, Совете Федерации и в Госдуме увеличивать расходы федерального бюджета по программам “Дети-инвалиды”, “Социальная поддержка инвалидов” и др. За счет этих денег тысячи людей получили протезы, слуховые аппараты, автомобили, другие средства реабилитации, а, например, санатории всероссийских общественных организаций инвалидов – лечебное и другое необходимое оборудование.
С 1993 г. мне удается закладывать в бюджет и практически ежегодно увеличивать средства на выпуск литературы для слепых и инновационные средства информационного обеспечения инвалидов по зрению. В бюджете 2003 г. Правительство предлагало сократить финансирование на эти цели на 10 млн. рублей, однако моими усилиями оно было увеличено на 8 млн. По этой бюджетной строке в специальные школы и библиотеки поступают не только книги, напечатанные шрифтом Брайля, и “говорящие книги”, изданные на кассетах, но и специальные принтеры, синтезаторы речи, “читающие машины” и другое оборудование, которое призвано помочь инвалидам по зрению восполнить недостаток информации. По некоторым информационным технологиям для незрячих наш российский уровень вполне соответствует мировому.
В Третьей Думе совместно с Президентом Паралимпийского Комитета В.П. Лукиным нам ежегодно удавалось закладывать в бюджет специальное финансирование на подготовку спортсменов-инвалидов, в т.ч. к Паралимпийским играм. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. эта бюджетная “строка” выросла с 30 до 60 млн. рублей.
Аналогичным образом Госдума приняла мою поправку об увеличении в 2003 г. расходов на финансирование реабилитационных центров Всероссийского общества слепых и школы собак-проводников на 18 млн. рублей. Это позволит пройти курсы реабилитации сотням инвалидов по зрению, в т.ч. пострадавшим от войны в Чечне.
Однако в последние годы в целом доля бюджетных расходов на социальную защиту инвалидов либо не растет, либо сокращается. Так, в 2001 г. на эти цели в федеральном бюджете было выделено 10 млрд. рублей. Общественные организации инвалидов с удовлетворением встретили появление этой “строки” бюджетных расходов, полагая, что в последующие годы смогут рассчитать действительные потребности в средствах на реализацию Федерального Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и постепенно увеличивать эту сумму. Однако на практике в федеральном бюджете 2002 г. на реализацию Закона было выделено 11,8 млрд. рублей, что в лучшем случае способно покрыть инфляцию.
В федеральном бюджете на 2003 год, по заявлению Правительства, деньги на реализацию Закона о соцзащите инвалидов предусмотрены на прежнем уровне. Однако, во-первых, с учетом ожидаемой инфляции это меньше, чем в 2002 г., на 10-12 %, а с учетом роста прожиточного минимума – на 22,7 %, т.е. почти на четверть! Во-вторых, почти половина этих денег передается субъектам Федерации для обеспечения инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Эти расходы представляются явно завышенными, и вполне возможно, что за счет инвалидов финансируется коммунальное хозяйство. Аналогичным образом либо не увеличиваются, либо сокращаются в 2003 г. большинство других программ, связанных с социальной защитой инвалидов, включая программу “Дети-инвалиды”. В итоге в реальных деньгах в 2003 г. инвалиды получат едва ли не в 2 раза меньше, чем в 2002 г!
Налоговые льготы
Как бы ни критиковали Российский Парламент, подчас совершенно справедливо, следует поставить ему в заслугу, что Верховный Совет, Первая и Вторая государственные думы сохраняли налоговые льготы для предприятий, принадлежащих общественным организациям инвалидов и использующих их труд. К сожалению, начиная с 2001 г., позиция большинства Государственной Думы, подконтрольного Правительству, резко изменилась, и налоговые льготы в значительной степени были сокращены.
В “верхах” возобладала точка зрения, согласно которой в России все должны платить абсолютно одинаковые налоги: инвалиды – как “новые русские”, образование – как водочные компании, медицина – наравне с производителями табака и т.д. Причем это уже не в первый раз, когда по иронии истории, стереотипы самого примитивного, “казарменного” коммунизма (всем — поровну) используются для введения столь же примитивного “дикого” капитализма.
Разумеется, мы, как могли, боролись за сохранение налоговых льгот. Представители крупнейших общероссийских организаций инвалидов, включая ВОС, ВОГ, ВОИ, инвалидов-афганцев и инвалидов-чернобыльцев, работали со всеми депутатами в регионах. В ответ депутаты клялись им в “любви”. Однако за ключевую поправку, сохраняющую для предприятий инвалидов льготы по налогу на прибыль, проголосовал только 171 депутат, в т.ч. КПРФ — 80 человек (94,1 %), Агропромгруппа – 41 (97,6 %), “Регионы России” — 18 (40 %), группа “Народный депутат” — 11 (18,3 %), депутаты, не вошедшие в объединения — 8 (44,4 %), “Единство” — 7 (8,6 %), “Отечество — вся Россия” — 5 (11,4 %), СПС — 1 (2,7 %).
Интересно, что на первой встрече с руководством общественных организаций инвалидов в декабре 2000 г. Президент прямо заявил, что сокращение налоговых льгот не должно их коснуться, а на второй встрече в ноябре 2002 г., хотя и в обтекаемой форме, поручил своему Правительству специально рассмотреть вопросы налоговых льгот для инвалидов. Увы, в жизни все оказалось ровно наоборот. Президент либо не хозяин своему слову, либо не может управлять Правительством, которое ему подчинено.
В результате подобной, извините за выражение, “политики” в 2002 г. большинство предприятий, принадлежащих общественным организациям инвалидов, оказались убыточными или на грани банкротства, а несколько десятков тысяч инвалидов России потеряли рабочие места.
Поскольку предприятия, использующие труд инвалидов, без государственной поддержки существовать не могут, в индустриально развитых странах в этих целях используются либо налоговые льготы, либо бюджетные компенсации. Российская власть, как всегда идет “своим путем”, идет своим путем, не делая ни того, ни другого. Большинство Третьей Думы провалило мои поправки к бюджету 2002 и 2003 г., предусматривавшие компенсацию инвалидам за ликвидированные налоговые льготы. В последнем случае за поправку проголосовали 162 депутата, в т.ч. КПРФ — 94 %, “Яблоко” — 88 %, Агропромышленная группа — 81 %.
Катастрофа была бы полной, если бы ценою огромных усилий и нервов, опираясь на поддержку общественных организаций инвалидов, при помощи депутатов левой, патриотической, социальной ориентации мне не удалось сохранить:
- освобождение в основном от налога на прибыль общественных организаций инвалидов и созданных ими предприятий, а именно: права относить на издержки производства часть прибыли, направленную на социальные нужды инвалидов и содержание этих организаций;
- льготы по налогу на прибыль для всех предприятий, на которых инвалиды составляют не менее 50 %, а их доля в оплате труда – не менее 25 %. Аналогично предыдущей, льгота предполагает право относить на издержки производства часть прибыли, направленную на социальные нужды инвалидов и содержание их организаций;
- льготы по налогу на добавленную стоимость для хозяйственных обществ, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, при условиях, описанных в предыдущем абзаце и т.п.;
- льготы по налогу на добавленную стоимость, которые Правительство предлагало отменить вместе с отменой лицензирования дополнительного и профессионального образования;
- 10-процентную льготную ставку по налогу на добавленную стоимость для организаций, выпускающих медикаменты, для издательств, издающих литературу, связанную с образованием, наукой, культурой, для средств массовой информации;
- часть налоговых льгот для общественных организаций инвалидов и предприятий, использующих их труд.
В настоящее время над общественными организациями инвалидов нависли еще две финансовые угрозы в виде возможной отмены льгот по налогу на имущество и увеличения земельного налога. Эти потери, например, для Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих, могут оказаться невосполнимыми, поскольку ими создана достаточно мощная производственная база. Эти вопросы неоднократно обсуждались мною с Министром экономического развития Г. Грефом и Министром труда А. Починком. Получены хорошие обещания. Однако “цыплят” будем считать по осени.
Общественными организациями инвалидов подготовлен, а мною внесен в Госдуму и подписан почти у сотни депутатов проект закона о возвращении общественным организациям и предприятиям инвалидов налоговых льгот. Однако в нарушение Федерального конституционного закона Правительство более трех месяцев не дает на этот закон заключения. Не уверен, что через Думу этот закон удастся “продавить”. Однако мы, по крайней мере, еще раз узнаем, кто инвалидов поддерживает на деле, а кто, как партия “Единая Россия”, их разоряет и при этом занимается политической саморекламой.
Налоговая политика Правительства тем более удивительна, что оно постоянно провозглашает либеральные ценности и стремление создать свободную рыночную экономику. Между тем либералы постоянно заявляют о стремлении обеспечить людям возможность зарабатывать деньги, дать им “удочки” вместо того, чтобы “делить рыбу”. Однако в данном случае “удочки” у инвалидов отбирают, хотя и “рыбы” взамен тоже не дают.