. Государственная Дума. Малый зал
Председательствует заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации С.С. Журова
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, позвольте мне сердечно приветствовать вас от имени Общества «Знание» России и общественного движения «Образование — для всех», пожелать нам творческого общения, а самое главное – практических результатов.
За 5 минут я попытаюсь, обостряя дискуссию, задать себе и вам пять сакраментальных вопросов, попытаюсь на них ответить, внести пять предложений, следуя известному завету Канта: «Имейте мужество пользоваться собственным умом».
Итак, вопрос первый: что происходит с качеством школьного образования в России? Ответ: оно падает. Это признано президентом, это признано социологами.
Вопрос второй: является ли педагогическое образование главным фактором качества школьного образования, вообще, и в России, в частности? Ответ: нет.
Примерно на 50 процентов качество школьного образования определяется информационной и социальной средой, из остальной половины, примерно на две трети – материальной базой и статусом педагогов и только примерно одна шестая остаётся на педагогическое образование.
Понятно, что для хорошего, качественного школьного образования нужна информационно-культурная среда, ориентированная на знание и развитие личности. Как известно, телевизор (согласно Высоцкому) может быть окном в мир, а может быть «ящиком для идиота», что у нас преобладает, судите сами.
Далее. Для качественного школьного образования нужна социальная среда, ориентированная на труд и справедливость, на трудовое неравенство. В России, как известно, колоссальное неравенство в доходах при очень низкой оплате высококвалифицированного труда педагогических работников.
Приведу простой пример: 20 с небольшим лет назад зарплата парламентария, депутата Верховного Совета и профессора была одинаковая – 500 рублей, сейчас разница составляет примерно в семь раз, если говорить о бюджетной заработной плате профессора.
Третье. Почему официальная образовательная политика России сосредоточена на реформе педобразования? Ответ простой: помните, как человек искал часы под фонарём, потому что там светлее?
Так и здесь, реформа педобразования – это самое дешёвое, что можно себе позволить для улучшения качества школьного образования.
Четвёртое. Какое влияние окажут известные предложения федеральной власти на педагогическое образование? Ответ: противоречивое влияние.
Я, безусловно, приветствую идею восстановления права на повышение квалификации педагогического работника. Прекрасно. Привлечение в школу людей без педагогического образования. Всё зависит от того, как будем реализовывать.
На мой взгляд, те, кто придёт в школу без педагогического образования, должны его получать в заочной или вечерней форме, но главное в другом. При данном статусе и зарплате педагогов в большинстве регионов хорошие специалисты в школу не пойдут, а плохих там просто не надо.
Что касается превращения педвузов в факультеты классических университетов. На мой взгляд, это, скорее, плохо, скорее, принесёт вред.
Мы же говорим, коллеги, что нам нужно усиливать педагогическую подготовку, но в университетах педагогическая подготовка будет меньше, это совершенно очевидно. Выпускники университетов ещё хуже будут идти в школу, чем выпускники педагогических вузов. Наконец, педагогические специальности в классических университетах будут на втором плане, если не вообще в загоне.
Далее. Что касается закона «Об автономных учреждениях», закона об АУ, БУ и КАУ. АУ – это автономные учреждения, БУ – бюджетные, а КУ – казённые.
Я полагаю, что этот закон принесёт вред российской системе образования, поскольку ещё больше вытолкнет её в рынок, и людям придётся всё больше думать о зарабатывании денег и всё меньше – о реальном образовательном процессе. Я уж не говорю о том, что, на мой взгляд, я поддерживаю людей из регионов, в Год учителя совершенно недопустимо было федеральному бюджету отказываться участвовать в повышении заработной платы педагогов в регионах. В итоге, реальная зарплата в пересчёте на прожиточный минимум в последние 2 года в большинстве регионов сокращается. И я считаю совершенно недопустимым передавать ответственность за коммунальные льготы в регионы, поскольку это действительно приведёт к их сокращению, если не ликвидации.
Вопрос пятый. Нужна ли модернизация педобразования? Уверен, что модернизация нужна, но во многом другая.
В ноябре 2008 года Комитет проводил «круглый стол» по модернизации педобразования. Мне кажется, что этот «круглый стол» и его рекомендации никак не устарели. Я позволю себе напомнить основные вопросы, которые тогда ставились и предлагаемые ответы.
Первое. Где учить будущего педагога? Уверен, что система педагогического образования в России в основе своей должна быть сохранена. Этому учатся во многих странах, как нам сегодня говорили, и отказываться от собственных достижений было бы неправильно.
Второе. Кого учить? Как отбирать будущих педагогов? Понятно, что не каждый, лучший сдавший ЕГЭ, будет лучшим учителем, так же, как и врачом. Нужна специальная система отбора, в частности, на мой взгляд, основанная на использовании паспорта достижений выпускника, практического опыта работы с детьми, общественной работы и так далее.
Третий вопрос. Чему учить? Уверен, что учитель будет интересен ученикам только тогда, когда он сам будет интересным человеком. Вся социология это подтверждает. Поэтому нужны различные программы дополнительного образования, с одной стороны. А с другой стороны, нужно, чтобы в педвузах быстрее внедрялась система электронного обучения, поскольку современные дети живут уже в сетях, в Интернет-среде, и педагог должен в этом смысле от детей не отставать.
Четвёртое. Сколько учить? Полагаю, что по двум специальностям принудительно переводить в 4-летний бакалавриат неправильно. Нужно либо 5-летний бакалавриат, либо допуск в школу, в особенности в старшие классы выпускников со степенью магистров.
Пятое. Как поднять статус будущего педагога? Уверен, что надо идти тем же путём, каким когда-то шли в Советском Союзе. Тогда в оборонных вузах устанавливали более высокие стипендии, теперь нужно это делать в педагогических вузах для того, чтобы отбирать наиболее подготовленных для педагогического образования.
В заключение повторю. Если мы хотим поднять качество школьного образования, начинать надо с главного – со статуса педагога. Поддерживаю идею о том, чтобы принять по этому поводу специальный закон или же специальную главу в рамках интегрированного закона и информационно-культурной среды.
Только в этом случае при слове «реформа» у нас люди перестанут хвататься за карман, а у кого в карманах пусто, за сердце, и только в этом случае у нас исчезнет из лексикона детей унизительное слово «училка», и всё больше выпускников будут повторять вслед за поэтом: «Учитель, перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени». Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.
(Продолжительные аплодисменты.)
Проект
Федеральное Собрание Российской Федерации
Государственная Дума
Комитет по образованию
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний по теме: «Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования»
13 апреля 2010 г. г. Москва
Заслушав и обсудив доклад Комитета Государственной Думы по образованию и выступления, участники парламентских слушаний отмечают, что система педагогического образования, являясь составной частью системы образования России, выполняет важнейшую задачу кадрового обеспечения дошкольного, общего и дополнительного образования, специального образования, а также начального и среднего профессионального образования.
За последние годы законодательство в области образования и вся система российского образования существенным образом изменились. Стало обязательным среднее (полное) образование, введен Единый государственный экзамен, реализуется переход на новые федеральные государственные стандарты. Проведены информатизация всех общеобразовательных учреждений, их подключение к Интернету, повышение квалификации педагогических кадров по вопросам использования информационных технологий.
Прошедшее десятилетие четко высветило новые вызовы, вставшие перед страной: построение новой инновационной экономики, основанной на знаниях, создание информационного общества, переход к глобальной конкуренции образовательных систем. Все это привело к формированию новой образовательной политики. В соответствии с ней должна быть проведена модернизация системы педагогического образовании и, в первую очередь, ее нормативной правовой базы.
Участники слушаний обращают внимание на необходимость преодоления ряда системных проблем, которые препятствуют позитивным изменениям в системе педагогического образования. Прежде всего, к ним следует отнести:
- отсутствие полноценной концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации, обоснованного долгосрочного прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров;
- слабость материально-технической базы многих педагогических университетов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования;
- наличие противоречий между сегодняшним содержанием педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога;
- низкую эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров, ее региональную разобщенность;
- снижение престижности педагогической профессии, понижение социального статуса педагога в российском обществе.
Целью и результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям инновационной экономики, основанной на знаниях, требованиях, предъявляемых обществом к педагогическим кадрам.
К главным задачам модернизации педагогического образования могут быть отнесены:
- совершенствование содержания и форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов;
- оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, активизация форм сетевого взаимодействия;
- научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования;
- разработка и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих совершенствование статуса педагога.
Участники парламентских слушаний отмечают, что успешное решение этих задач невозможно без усиления консолидации действий федеральных и региональных органов государственной власти по модернизации системы педагогического образования в России, включения в этот процесс всех заинтересованных в повышении качества педагогического образования участников – учащихся, педагогов, родителей, потенциальных работодателей.
Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить их одному из важнейших умений – «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть не только традиционными, но и принципиально новыми средствами организации учебно-воспитательного процесса – обладать новым педагогическим мышлением, уметь осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода, владеть инновационными технологиями обучения.
Участники парламентских слушаний в целях содействия реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в части правового обеспечения модернизации системы педагогического образования, повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда лиц, получивших среднее профессиональное и высшее профессиональное образование по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля, рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1. Рассмотреть вопрос о создании во всех федеральных округах центров непрерывного педагогического образования на базе ведущих педагогических университетов с объединением необходимых для этого однопрофильных учебных заведений (академий, институтов, их филиалов, педагогических колледжей, учреждений повышения квалификации и др.);
2. Предусмотреть при разработке Федеральной целевой программы развития образования на очередной период включение в нее самостоятельного направления и соответствующих мероприятий, направленных на создание в Российской Федерации системы непрерывного педагогического образования, комплексное решение вопросов кадрового обеспечения образовательных учреждений и образовательных организаций всех уровней образования.
3. Рассмотреть возможность законодательного установления требования прохождения годичной подготовки (интернатуры) для лиц, освоивших программы бакалавриата по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля, для занятия ими педагогических должностей в общеобразовательных учреждениях.
Министерству образования и науки Российской Федерации:
1. Рассмотреть возможность включения в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» главы, посвященной вопросам установления статуса работников образовательных организаций, в том числе педагогических работников (с учетом типов и видов образовательных организаций), а также статуса лиц, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность.
2. Рассмотреть возможность включения в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» норм:
- устанавливающих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления по прогнозированию кадрового обеспечения находящихся в их ведении образовательных учреждений;
- обязывающих органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местного самоуправления направлять педагогических работников системы общего образования, начального и среднего профессионального образования на повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет;
- предоставляющих органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления право направлять за счет средств соответствующих бюджетов на переподготовку по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля не имеющих педагогического образования работников находящихся в их ведении образовательных учреждений;
- предусматривающих совершенствование целевой контрактной подготовки педагогов в ведущих университетах Российской Федерации, в том числе по заказам муниципальных образований, включающих обязательство лиц, зачисленных на обучение на условиях целевой контрактной подготовки, отработать по направлению направившего их органа управления образованием не менее установленного срока.
3. Сформировать систему непрерывного педагогического образования, обеспечивающую текущие и перспективные потребности российской системы образования в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических работников всех уровней образования с учетом перехода на двухуровневую модель высшего профессионального образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального педагогического образования.
При создании системы непрерывного педагогического образования предусмотреть:
- переход на кредитно-модульный принцип построения образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля, создание условий для прохождения предусмотренных образовательной программой модулей в различных образовательных организациях;
- расширение числа образовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;
- реализацию возможностей по выбору учителя пройти обучение (стажировку) на базе лучших школ, педагогических или других высших учебных заведений, образовательных учреждений повышения квалификации или научно-исследовательских институтов Российской академии образования, за счет средств, специально выделяемых на эти цели;
- формирование механизмов участия работодателей (органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) в обновлении федеральных государственных образовательных стандартов, содержания основных образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;
- переход к общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ повышения квалификации по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;
- создание системы внешней независимой сертификации получаемых в результате подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных квалификаций по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;
- создание условий для обеспечения образовательной мобильности студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;
- меры по совершенствованию практической подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;
- возможности применения электронных образовательных технологий.
4. Внести изменения в действующую нормативную правовую базу в части государственно-общественного характера аттестации педагогических работников.
5. Рассмотреть вопрос об усилении мер поддержки:
- фундаментальных и прикладных научных исследований в области педагогики, психологии;
- ведущих научных школ педагогических университетов, реализующих инновационные программы подготовки кадров для систем дошкольного и общего образования;
- научно-исследовательской деятельности студентов по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;
- международных, всероссийских и региональных конкурсов научно-исследовательских работ студентов и аспирантов, направленных на совершенствование педагогического образования;
- образовательных учреждений, обеспечивающих возможности получения педагогического образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
6. Разработать комплекс мер по укреплению кадрового потенциала вузов, осуществляющих обучение по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля, в том числе включающий развитие аспирантуры и докторантуры по соответствующим группам научных специальностей, привлечение преподавателей с базовым университетским образованием, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в ведущих российских педагогических университетах.
7. Разработать комплекс мер, обеспечивающих начало подготовки бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям наряду с началом подготовки в соответствии с уже разработанными федеральными государственными образовательными стандартами педагогического образования.
8. При разработке примерных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля обратить особое внимание на обеспечение формирования у обучающихся общекультурных компетенций, профессиональных компетенций в области культурно-просветительской деятельности, воспитания и духовно-нравственного развития учащихся. Ускорить завершение с участием педагогических университетов – разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования формирование примерных основных образовательных программ и организовать экспертизу основных образовательных программ вузов по соответствующим направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля.
9. Привлечь органы управления образованием субъектов Российской Федерации к разработке примерных основных образовательных программ и другой методической документации по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
10. Организовать разработку образовательных программ переподготовки кадров по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля для лиц, имеющих высшее образование непедагогического профиля.
11. Разработать систему мер по совершенствованию механизмов планирования и размещения государственного задания (контрольных цифр приема) для переподготовки и повышения квалификации кадров по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля на основе прогноза потребностей.
Министерству культуры Российской Федерации:
Рассмотреть вопросы:
- об установлении нормативов оптимальной нагрузки педагогических работников в образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства;
- о совершенствовании требований к условиям осуществления образовательного процесса по образовательным программам в сфере культуры и искусства, а также в части установления показателей деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, используемых при государственной аккредитации соответствующих образовательных учреждений.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. Принять меры по совершенствованию региональной правовой базы нормативного финансирования образовательных учреждений, в том числе в части создания условий для повышения квалификации педагогических работников.
2. Рассмотреть возможность усиления мер социальной поддержки выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве в образовательные учреждения по педагогическим специальностям.
3. Провести модернизацию системы повышения квалификации работников образования, обеспечив непрерывность и адресный подход к повышению квалификации, учет индивидуальных потребностей работников, введение персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного профессионального образования.
4. Принять меры по совершенствованию деятельности методической службы органов управления образованием с использованием принципов сетевой организации и маркетинга.
5. Содействовать организации педагогических практик студентов на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы.
Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, Совету по педагогическому образованию, Российской академии образования:
1. Инициировать широкое публичное обсуждение проблем инновационной педагогики, деятельности педагогических вузов по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования, выполнению задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
2. Разработать и представить в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения по критериям отбора образовательных учреждений, на базе которых целесообразно создание базовых центров педагогического образования.
Комитету Государственной Думы по образованию:
1. Направить настоящие рекомендации Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Обсудить ход выполнения данных рекомендаций на заседании Комитета Государственной Думы в декабре 2010 года.
Председатель Комитета Г.А. Балыхин