. Москва. Государственная Дума
Председательствует председатель экспертного совета «Пойти в образование!» В.П. Тихомиров.
Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги. Как куратор экспертного совета по информационным технологиям образования, я тоже хочу сердечно приветствовать здесь всех участников и в особенности иностранных гостей и начать с того, что развитие электронного обучения, смарт-образования и так далее продолжает вызывать в нашей стране довольно активные дискуссии.
С одной стороны, существует целая теория, согласно которой разным стадиям общественного развития соответствуют разные типы образовательных систем. Доиндустриальное общество — это индивидуальное обучение, индустриальное общество — это классно-урочная аудиторная система и постиндустриальное, информационное и так далее общество — это система, связанная с электронным обучением и другими аналогичными явлениями, которые существуют под разными названиями.
С другой стороны, всем понятно, что даже при таком подходе, мы понимаем, что появление новой системы не означает исчезновение старой. Старая система остаётся, как часть реализации образовательных программ и, соответственно, более того, можно даже сказать, что электронное обучение позволяет соединять массовое и индивидуальное образование, о чём уже говорил уважаемый Вячеслав Алексеевич. Поскольку, действительно, позволяет работать преподавателю со студентом и индивидуально, по индивидуальному маршруту, и в электронной форме.
Мы знаем, что во многих странах мира электронное обучение признано главным направлением развития образовательной политики в технологическом плане и, действительно, оно определяет конкурентоспособность образования, оно определяет во многом конкурентоспособность экономики в целом, и оно во многом определяет в настоящее время борьбу за человеческие ресурсы.
В России действительно не очень велик рынок электронного обучения, поскольку значительная часть этого рынка отдана, извините, нашим зарубежным конкурентам. Российские слушатели занимают, например, пятое место в мире при том, что доля России в мировом населении значительно ниже. Порядка девятого места мы занимаем в мировом населении. Но я хотел бы подчеркнуть, что проблема электронного обучения далеко выходит за чисто технологические рамки. Она связана с глубокими социальными последствиями.
Например, сейчас всё больше и больше говорят о безопасном Интернете. Американские эксперты насчитали, что сейчас количество интернет-зависимых в мире уже превзошло количество наркозависимых. Нам кажется, что решать проблему безопасного Интернета нужно, в том числе и с помощью электронного обучения. Собственно, образование позволяет сделать Интернет не просто безопасным, но образовательным и крайне полезным явлением для развития общества в целом.
Я уже не говорю о том, что, например, в России бодро обсуждаются вопросы о сохранении сельской школы. Россия, конечно, не Индонезия. У нас гораздо меньше островов, но в целом у нас гораздо больше территорий и поэтому здесь возможности развития электронного обучения тоже чрезвычайно важны.
Сравнительно недавно министр образования и науки Дмитрий Ливанов призывал остановить ликвидацию и закрытие сельских школ. Один из путей, который позволяет это сделать, — превратить сельскую школу, собственно, в такой центр электронного обучения, где бы необязательно было иметь учителя по каждому предмету, где бы детям были доступны уроки лучших учителей России по всем предметам. А, соответственно, учитель играл бы роль, с одной стороны, педагога, воспитателя, а, с другой стороны, такого оператора электронных систем. Короче, проблем достижения и противоречий много. Мы стремимся каким-то образом воплотить развитие электронного обучения в российском законодательстве.
Здесь уже говорилось о том, что федеральный закон № 273 сделал в этом отношении существенный шаг вперёд и концепция закона, на наш взгляд, прописана достаточно внятно. С одной стороны, учебные заведения, которые собираются реализовать образовательные программы исключительно через электронное обучение, должны создать необходимую электронную образовательную. Электронную информационно-образовательную среду в полном объёме для того, чтобы возможности всякого рода халтуры были исключены.
С другой стороны, закон предполагает, что те учебные заведения, которые будут реализовывать программы исключительно или главным образом в форме электронного обучения и дистанционных технологий, должны получить в обмен на создание настоящей электронной информационно-образовательной среды и снятие целого ряда ограничений, которые существуют в России, для других учебных заведений.
В рекомендациях парламентских слушаний, которые были приняты комитетом Государственной Думы 19 мая, фиксируются положения о том, что особенности реализации образовательных программ с помощью электронного обучения должны быть учитываемы при лицензировании, при аккредитации, при мониторинге высших учебных заведений. Мы полагаем, что российские вузы, занимающиеся электронным обучением, должны получить все те же права и не иметь тех же ограничений, которые имеют зарубежные вузы, занимающиеся аналогичным направлением. Мы хотим, чтобы российское электронное обучение было не хуже чем в передовых странах и будем для этого делать всё возможное.
Забегая вперёд, хочу сказать, что это должно стать предметом моих обсуждений с Председателем Правительства Российской Федерации, которые предварительно намечены на 1 октября текущего года. Я ещё раз благодарю всех наших коллег за участие в «круглом столе» и хочу пожелать нам всем чтобы, соответственно, российское образование сумело соединить лучшие отечественные традиции с новейшими образовательными технологиями. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич. Олег Николаевич является куратором и руководителем нашего экспертного совета.
Смолин О.Н. Руководителем является Владимир Павлович Тихомиров. А я куратор.
Полный текст стенограммы (файл PDF, 389 Кб).