21.05.1991
Уважаемые коллеги! Безусловно, вопрос, который мы сегодня обсуждаем, — один из важнейших. Я не был поклонником президентской власти ни тогда, когда она вводилась в Союзе, ни тогда, когда она вводилась в России. Но теперь прошел референдум, и вопроса, вводить ли президентство в России, больше нет. Воля народа выражена однозначно: Президент в России будет. Вопрос только в том, каким будет этот Президент.
Я должен сказать, что концепция закона, который принят Верховным Советом, в целом меня устраивает. Вместе с тем при всем уважении к Верховному Совету мне представляется, что Закон “О Президенте РСФСР” не свободен от серьезных недостатков. На один из этих недостатков я уже указал, когда задавал вопрос уважаемому Сергею Михайловичу Шахраю. Действительно, приостанавливая членство будущего Президента в любой политической партии, мы не заботимся о том, чтобы он не занимался коммерческой деятельностью. В принципе, не нарушая Конституцию и закон, наш Президент может стать, скажем, банкиром или заодно президентом какой-либо компании, что запрещено во всех цивилизованных странах. Объяснения уважаемого Сергея Михайловича Шахрая меня не вполне убедили, поэтому мне представляется, что поправка к статье 1 законопроекта абсолютна необходима.
Посмотрим теперь на статью 8, которая предусматривает, что Съезд или Верховный Совет Российской Федерации могут отменить указы и распоряжения Президента лишь по представлению Конституционного Суда. Однако хорошо известно, что бывают решения, вполне законные с точки зрения права, но неверные по существу. Например, недавнее применение войск в Баку, видимо, законно, но я совсем не уверен, что оно правильно. В таком случае ни Верховный Совет, ни Съезд народных депутатов исправить ошибку не смогут. Надо обязательно в статью добавить, что отменять решения, распоряжения и указы Президента Верховный Совет может и по заключению Конституционного Суда.
Обратимся далее к статье 5, пункту 5. Этот пункт представляется мне неприемлемым, потому что он почти полностью выводит правительство из-под контроля Верховного Совета. Депутаты смогут повлиять на правительство практически два раза за пять лет. Один раз, когда дадут согласие о назначении премьера, второй раз, когда дадут такое же согласие на отставку правительства. Наш парламент в этом случае превратится по преимуществу в Гайд-парк. Случись, скажем, новое дело о каких-нибудь новых миллиардах, депутаты не смогут отправить в отставку провинившегося министра, если этого не захочет Президент.
Мне кажется, что при наших генсековских традициях снимать контроль с исполнительной власти очень опасно, мы можем легко получить новый вариант авторитарного режима.
Поэтому я призываю всех, кто действительно заботится о демократии в России, о ее демократическом будущем, не принимать некоторых положений закона. Мне представляется, что надо поручить соответствующей редакционной комиссии принимать поправки к законопроекту и Конституции, надо провести нормальное постатейное обсуждение. Если уж мы приняли неудачное решение: сначала закон, а потом Конституцию, то в постановлении надо было лишь в основном одобрить концепцию закона, а затем внести в него изменения, которые пройдут в Конституцию, и только постатейно.
И последнее, о сроке. Конечно, 22 дня от регистрации кандидата до выборов Президента — это слишком мало, это ненормальная гонка. Она ставит известных кандидатов (в данном случае это наш Председатель, а также бывший премьер Союза) в неравное положение с кандидатами менее известными. Уже много раз говорилось на Съезде о кризисе лидерства. А президентские выборы — это хороший путь для выявления новых лидеров. Жаль, что авторы законов, стремясь ослабить и без того слабую конкуренцию, лишили Россию такой возможности. Поэтому, мне кажется, что по крайней мере на будущее, в законе надо было бы указать, что от регистрации кандидатов до выборов должно пройти не менее трех-четырех месяцев, как в цивилизованных странах. Я заканчиваю. Прошу учесть эти предложения и нормально, спокойно принять закон о президентстве на этом Съезде. Спасибо за внимание.
Опубликовано: Четвертый съезд народных депутатов РСФСР. 21-25 мая 1991 года. Стенографический отчет. Т. 1. М.: Издание Верховного Совета РСФСР, 1991. — С. 80-82.