Депутатский запрос
Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову
Уважаемый Дмитрий Викторович!
В ноябре 2012 года были опубликованы результаты работы Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных учебных заведений.
В ходе мониторинга были обследованы 502 государственных вуза и 930 филиалов. По его итогам, у 136 вузов и 450 филиалов были выявлены признаки неэффективности. Ведомство разделило общий список «неэффективных» вузов на четыре группы.
В первую группу попали вузы, имеющие признаки неэффективности, связанные со спецификой их деятельности.
Во второй группе оказались учебные заведения, имеющие признаки неэффективности и нуждающиеся в оптимизации. В третьей – неэффективные вузы, которые нуждаются в реорганизации.
А к четвертой группе были отнесены 110 вузов и филиалов, в отношении которых не удалось достичь согласованных решений.
Показатели, пороговые значения и критерии, на основе которых проведено выделение образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности, подготовлены в соответствии с рекомендациями Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета (протокол Совета Ассоциации ведущих университетов от 20 сентября 2012 г. № С-03/2012) (далее – Ассоциация ведущих университетов). Позднее ректор МГУ им. Ломоносова В.А. Садовничий подверг указанные показатели публичной критике.
Впоследствии эти показатели были одобрены решением Президиума Российского союза ректоров от 12 октября 2012 г. № 1 и приняты решением Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений и их филиалов (протокол от 17 октября 2012 г. № ДЛ-7/05пр) (далее Межведомственная комиссия).
Состав Межведомственной комиссии утвержден приказом Минобрнауки России от 18 сентября 2012 г. № 730 «О межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений».
Предложенный Межведомственной комиссией алгоритм оценки эффективности вуза предполагает оценивать 5 направлений его деятельности по 5 показателям, т.е. по одному показателю на каждое направление. При этом были избраны следующие критерии оценки эффективности вуза:
1) образовательная деятельность – средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение);
2) научно-исследовательская деятельность – объем НИОКР в расчёте на одного научно-педагогического работника;
3) международная деятельность – удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение основных образовательных программ высшего профессионального образования, в общем выпуске студентов (приведённый контингент);
4) финансово-экономическая деятельность – доходы вуза из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника;
5) инфраструктура – общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.
По мнению многих экспертов, подобный механизм оценки эффективности вузов не выдерживает никакой критики. Помимо прочего вызывает сомнение соответствие его требованиям законодательства Российской Федерации. На законодательном уровне четко определены порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации образовательных учреждений, успешное прохождение которых подтверждает соответствие качества образования в вузе федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.
Показатели, пороговые значения и критерии, на основе которых был проведен мониторинг эффективности вузов, установлены произвольно, необоснованно завышены, идут в разрез с требованиями законодательства. Кроме того, указанные критерии не были официально опубликованы и не прошли процедуру регистрации в Минюсте России, были введены для вузов фактически «задним числом».
Так, показатель оценки эффективности образовательной деятельности (средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме) стал известен вузам только после окончания летней приемной кампании 2012 года.
Для того, чтобы соответствовать этому критерию эффективности, вузы в ближайшем будущем будут вынуждены отказывать абитуриентам в зачислении, если этот показатель у абитуриента ниже порогового значения, принятого решением Межведомственной комиссии. Это может привести к повсеместному нарушению прав граждан на образование, поскольку выпускники российских школ, имеющие, например, средний балл ЕГЭ менее 63, фактически теряют право на получение высшего образования в столичных вузах.
Публикация результатов мониторинга вузов и отнесение к числу неэффективных тех из них, кто успешно прошел процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации, уже нанесло урон деловой репутации вузов. Если же программа мониторинга будет реализована, Минобрнауки России рискует «захлебнуться» в волне исковых заявлений, поданных гражданами в связи с нарушением их конституционного права на получение высшего образования.
В связи с изложенным прошу Вас, уважаемый Дмитрий Викторович, представить для ознакомления полные результаты мониторинга эффективности деятельности вузов, включая их филиалы, по всем показателям, а также стенограммы обсуждения итогов мониторинга на заседаниях Межведомственной комиссии.
Прошу также разъяснить:
– почему за основу оценки эффективности вузов и их филиалов были взяты показатели, не совпадающие с показателями, использующимися в процессе аккредитационной экспертизы;
– почему в ходе проведения мониторинга не подвергались оценке показатели вузов, входящих в Ассоциацию ведущих университетов;
– каковы юридические основания предлагаемой реорганизации и ликвидации вузов, если действующее законодательство не допускает этого на основе произвольно устанавливаемых критериев оценки их деятельности.
С уважением, О.Н. Смолин