Депутатский запрос
Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.А. Никифорову
Уважаемый Николай Анатольевич!
03 марта 2013 г. отмечался Международный день детского телевидения и радиовещания, учрежденный Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в 1994 году. Ежегодно в первое воскресенье марта все ведущие теле- и радиокомпании мира предоставляют эфир детям и детским передачам, «настраиваются на детскую волну». В этот день тысячи теле- и радиоведущих в более чем ста странах принимают участие в программах, посвященных детям или с участием детей и подростков. Многие часы эфирного времени выделяются на детские программы и передачи.
В России, к сожалению, ситуация иная. Отечественное телевидение даже в этот знаменательный день не проявило заботы об интересах подрастающего поколения и не стало менять обычную сетку вещания.
При ознакомлении с телепрограммами государственных телеканалов на 03 марта 2013 года (воскресенье) выяснилось, что из 24 часов круглосуточного вещания телеканалы «подарили» юным российским гражданам:
– «Первый канал» – две детские программы общей продолжительностью 40 минут (8.15–8.40 – Дисней-клуб «Алладин», 8.40–8.55 – «Смешарики. Пин-код»);
– «Россия 1» – единственную детскую программу продолжительностью 10 минут (20.30–20.40 – программа «Спокойной ночи, малыши»). С пяти утра и до полуночи все передачи, фильмы и сериалы «России 1» транслируются со значками «12+» за исключением телесериала «Тайны института благородных девиц» (15.35–16.35, без обозначения возраста);
– «Культура» – 1,5 часа эфирного времени (9.00–9.30 – «Обыкновенный концерт с Эдуардом Эфировым» и 11.40–12.40 – мультфильмы «Котенок по имени «Гав» и «Теремок»).
Телеканал «Звезда», несмотря на свою «военную» направленность, уделил детям рекордные 2 часа 05 минут (7.40–9.00 – фильм-сказка «Золотые рога», 9.00–9.45 – мультфильмы), но большая часть остальных программ этого канала не подходит детям и снабжена значками «12+» и «16+».
Остальные, транслируемые в течение дня, программы и фильмы перечисленных каналов, хотя в большинстве своем не имеют противопоказаний для детского просмотра, но детям не предназначены.
В программе спортивного государственного телеканала «Россия 2» для передач, рассчитанных на детскую аудиторию, времени не нашлось.
Однако, «забыв» об интересах юных российских граждан, телеканалы не забывают о собственных коммерческих интересах, связанных с детьми. На телеэкране постоянно мелькают рекламные ролики, пропагандирующие памперсы, детское питание и прочие товары для детей.
Международный день детского телевидения и радиовещания практически не коснулся Российского телевидения, и это в полной мере отражает ситуацию с детскими программами на государственных телеканалах страны.
Не намного лучше обстоит дело и на региональных телеканалах, которые в значительной степени ориентируются на примеры федеральных государственных СМИ.
Негосударственные телеканалы, среди которых имеются специализированные детские – «Карусель», «Детский» и др. – в силу платности доступа к ним и небольших территорий трансляции не компенсируют отсутствие детских программ на общероссийских государственных телеканалах.
Прошу Вас рассмотреть вопрос об установлении обязательного минимума эфирного времени для трансляции детских фильмов и программ на государственных телеканалах с учетом особенностей режима дня дошкольников и детей школьного возраста.
С уважением,
Первый зам. председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолин