Протокольное поручение Комитету ГД по охране здоровья
К заседанию Государственной Думы
По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина
Поручить Комитету Государственной Думы по охране здоровья в связи с выходом доклада Всемирной организации здравоохранения об угрозе распространения в мире, и особенно на территории бывшего СССР, формы туберкулеза, не поддающейся лечению с помощью традиционных лекарств, запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о мерах, принимаемых с целью предотвращения этой угрозы.
Полученную информацию довести до сведения депутатов Государственной Думы.
Информация о выполнении
Официальный бланк Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Председателю Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации Т.В. Яковлевой
Уважаемая Татьяна Владимировна!
Министерство здравоохранения Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение о проблеме туберкулеза, вызванного микобактериями устойчивыми к противотуберкулезным лекарственным препаратам, и сообщает.
По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время во всем мире отмечается рост распространенности туберкулеза, вызванного микобактериями, устойчивыми к основным противотуберкулезным лекарственным препаратам (далее — лекарственноустойчивый туберкулез). Это вызывает глубокую озабоченность у правительственных и неправительственных международных организаций, ведущих борьбу с туберкулезом.
Начало распространения таких форм туберкулеза отмечено в мире с 1963 года и связано с активным внедрением в практику химиотерапии данного заболевания, особенно в странах, не имеющих достаточно развитой структуры здравоохранения и имеющих весьма ограниченный опыт лечения туберкулеза.
Основными причинами развития лекарственной устойчивости микобактерий, прежде всего, являются плохая организация проведения химиотерапии: недостаточная обеспеченность противотуберкулезными лекарственными препаратами, применение неадекватных режимов химиотерапии, отсутствие обученных медико-социальных работников, отсутствие мотивации лечения у больных, неудовлетворительное оснащение бактериологических лабораторий или отсутствие таковых.
С 1997 г. Всемирная организация здравоохранения осуществляет глобальное исследование распространенности лекарственноустойчивых микобактерий. В первую очередь оно проводится в странах с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом. Отмечено, что страны, имеющие развитую систему здравоохранения, выявляющие больных туберкулезом активным способом, а также определяющие лекарственную устойчивость микобактерий туберкулеза в ходе лечения, имеют достаточно высокий уровень лекарственной устойчивости (по данным на 01.01.2004 от числа впервые выявленных бактериовыделителей: Россия — 8,3%, Эстония — 12%, Литва — 13%, Латвия — 12,5%, Израиль — 14,5%). Страны, не имеющие развитой лабораторной сети и проводящие разовые исследования для определения уровня лекарственной устойчивости среди впервые выявленных больных, демонстрируют невысокие показатели: Индия — 1-2%, Китай — 2%.
В России проблема лекарственной устойчивости микобактерий впервые отмечена в 1978 году. Особенно остро она начала развиваться в середине 90-х годов прошлого века, когда было резко децентрализовано управление противотуберкулезными мероприятиями. Одновременно значительно сократилась обеспеченность лечебных учреждений противотуберкулезными лекарственными препаратами, ухудшилось питание больных. Неудовлетворительное материально-техническое состояние большинства противотуберкулезных учреждений, интенсивные миграционные процессы, безработица, алкоголизм, наркомания, бездомность поддерживали уровень заболеваемости в стране. В этот период сформировались основные эпидемические процессы, приведшие к распространению лекарственноустойчивых микобактерий.
Для предотвращения дальнейшего развития и распространения лекарственноустойчивых микобактерий в 1998 году Минздравом России была сформирована концепция противотуберкулезной помощи населению России, учитывающая отечественный и международный опыт борьбы с туберкулезом. Концепция предусматривала разработку нормативных документов, позволявших более эффективно использовать выделяемые ресурсы в новых условиях.
С целью осуществления контроля за распространением лекарственноустойчивого туберкулеза в Российской Федерации с 1999 года внесены изменения в государственную статистическую отчетность, направленные на сбор сведений о больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью. С этого времени информация о таких больных ежегодно поступает из каждого субъекта Российской Федерации и федеральных округов.
С целью увеличения эффективности работы противотуберкулезных учреждений Минздрав России реализовывал программу курации субъектов Российской Федерации ведущими научно-исследовательскими институтами. Указанные научно-исследовательские институты осуществляют контроль, экспертную оценку, обучение, организационно-методическую и практическую помощь субъектам Российской Федерации по организации и проведению профилактических противотуберкулезных мероприятий, внедрению новых форм и методов диагностики и лечения и другим вопросам борьбы с туберкулезом, в том числе лекарственно-устойчивым.
По инициативе Минздрава России, Минюста России и Всемирной организации здравоохранения из представителей ведущих профильных научно-исследовательских институтов, РАМН, при участии экспертов ВОЗ организованы тематические рабочие группы, деятельность которых направлена на разработку практических документов по организации диагностики и лечения больных лекарственноустойчивым туберкулезом. В настоящее время в ряде территорий проходят апробацию программы лечения больных, страдающих лекарственноустойчивым туберкулезом.
С 2001 г. активно функционирует рабочая группа «Лабораторная диагностика туберкулеза», деятельность которой направлена на разработку руководств по современной лабораторной диагностике туберкулеза, программ обучения врачей-лаборантов. Одним из результатов деятельности данного коллектива явилось издание и направление в субъекты Российской Федерации руководств по микроскопии для лабораторий общей лечебной сети и по бактериологической диагностике и контролю химиотерапии туберкулеза.
Научно-исследовательские институты фтизиопульмонологии и туберкулеза Минздрава России систематически проводят анализ распространенности лекарственноустойчивого туберкулеза в территориях России и взаимосвязи ее развития и распространения с результатами лечения. В 2003 году больные, выделяющие микобактерии туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, в целом по России составили 3,0% от числа всех впервые выявленных больных и 8,3% от числа впервые выявленных бактериовыделителей. В федеральных округах (далее — ФО) частота выявления лекарственноустойчивого туберкулеза среди всех впервые выявленных больных в 2003 году составила: в Центральном ФО — 8,1%, Северо-Западном ФО — 8,8%, Южном ФО — 9,7%, Приволжском ФО — 8,8%, Уральском ФО — 5,5%, Сибирском ФО — 8,7%, Дальневосточном ФО- 6,6%.
Стабильное финансирование подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (в первую очередь обеспечение основными противотуберкулезными препаратами), восстановление активного выявления больных туберкулезом, внедрение мониторинга лечения больных, развитие лабораторной базы, восстановление курации территорий позволяют сдерживать распространение лекарственноустойчивого туберкулеза. Показатели его распространения на протяжении последних трех лет достаточно стабильны.
Доля больных лекарственноустойчивым туберкулезом среди всех впервые выявленных больных туберкулезом варьирует по субъектам Российской Федерации. Так в Костромской области она составляет 2,2%, а в Читинской — 48,2%. Однако сведения о больных с лекарственноустойчивыми формами туберкулеза нельзя считать абсолютно достоверными, так как они зависят в определенной мере от оснащенности современным оборудованием и обеспеченности расходными материалами бактериологических лабораторий противотуберкулезных учреждений, а также квалификации персонала.
В целях более адекватного формирования данных показателей в 2003-2004 годах профильными научно-исследовательскими институтами разработаны программы внешнего и внутреннего контроля качества диагностики туберкулеза, что совместно с мониторингом деятельности лабораторий противотуберкулезных учреждений способствует более адекватному формированию показателей распространения лекарственноустойчивого туберкулеза.
Таким образом, решение проблемы лекарственноустойчивого туберкулеза требует развития и совершенствования лабораторной диагностики туберкулеза на этапах от клинических лабораторий общей лечебной сети до специализированных бактериологических лабораторий противотуберкулезных учреждений.
Большое значение для решения проблемы лекарственноустойчивого туберкулеза имеет реализация Проекта займа Всемирного банка «Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа» (подкомпонент «туберкулез»).
В рамках данного подкомпонента предусматривается создание (на базе существующих учреждений здравоохранения), дооснащение и обучение сотрудников координационных центров федерального, окружного и регионального уровней, на которые будут возложены функции общефедеральной системы мониторинга и контроля качества диагностики туберкулеза. Одновременно будут осуществлены закупки лабораторного оборудования (более 3000 комплектов) с набором реактивов и расходных материалов и проведение профессиональной подготовки персонала лабораторий. В реализации займа принимают участие учреждения Минздрава России, Минюста России и территориальных органов управления здравоохранением.
Одновременно Минздравом России, Минюстом России, РАМН подготовлена заявка Российской Федерации в Глобальный фонд по борьбе с туберкулезом, ВИЧ/СПИДом и малярией. Бюджет и структура заявки сформированы в соответствии с мероприятиями федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального Характера (2002-2006 годы)» и Проектом займа Всемирного банка «Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа» и направлены на развитие противотуберкулезных мероприятий в части борьбы с лекарственноустойчивыми формами туберкулеза.
С уважением, заместитель Министра В.И. Стародубов