О мерах, принимаемых для предотвращения разлива нефти в грунт

Протокольное поручение Комитету ГД по экологии

По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина

Запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о мерах, принимаемых для предотвращения разлива нефти в грунт, и соответственно довести ее до сведения депутатов.


Информация о выполнении

Официальный бланк Комитета по экологии Государственной Думы РФ

Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

Направляем информацию МПР России от 02.02.2006 г. № 03-12-25/679 о мерах, принимаемых для предотвращения разливов нефти в грунт. Указанная информация получена Комитетом Государственной Думы по экологии по запросу, направленному в Правительство Российской Федерации в соответствии с поручением Государственной Думы от 23 декабря 2005 г. (выписка из протокола заседания Государственной Думы
№ 227) по предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина.

Приложение: на 4 л.

С уважением, Председатель Комитета В.А. Грачев


Официальный бланк Министерства природных ресурсов РФ (МПР России)

Председателю Комитета Государственной Думы по экологии В.А. Грачеву

Информационная справка о мерах, принимаемых для предотвращения разливов нефти в грунт

Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 12.01.2006 №П9-338

Уважаемый Владимир Александрович!

В соответствии с указанным письмом Аппарата Правительства Российской Федерации, МПР России направляет информацию о мерах, принимаемых для предотвращения разливов нефти в грунт.

Приложение: информационная справка — на 3 л.

Заместитель министра В.Г. Степанков

Информационная справка о мерах, принимаемых для предотвращения разливов нефти в грунт

Основные экологические проблемы в регионах нефтегазодобычи связаны, в первую очередь, с нефтяным загрязнением окружающей среды, нарушением эксплуатации земель при строительстве точечных и линейных объектов, а их острота обуславливается масштабами нефтегазодобычи и природно-географическими условиями конкретных регионов.

Аварийные разливы нефти (преимущественно из внутрипромысловых трубопроводов) остаются одной из самых острых экологических проблем. Ликвидация последствий нефтяного разлива может занимать несколько лет и зависит от объема пролитой нефти. При этом ликвидация последствий крупных разливов (тыс. тонн пролитой нефти и более), как правило, ведется под контролем природоохранных органов, а мелкие разливы зачастую скрываются компаниями.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Правительством Российской Федерации приняты постановления от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» и от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов».

Указанными нормативными правовыми актами регулируются отношения, связанные с консервацией и рекультивацией земель, в том числе и нефтезагрязненных, а также с их использованием.

В целях организации и обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, а также внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

Указанными нормативными правовыми актами определены:

  • классификация разливов нефти и нефтепродуктов для отнесения их к соответствующей категории чрезвычайной ситуации;
  • организации, обязанные иметь планы по предупреждению и ликвидации возможных аварийных разливов нефти, специализированные формирования (подразделения) по ликвидации аварийных разливов или договоры с профессиональными формированиями, резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов;
  • порядок разработки, согласования с уполномоченными органами и утверждения указанных планов, а также требования к их содержанию;
  • основные этапы работ по ликвидации как самих разливов, так и их последствий (рекультивация нефтезагрязненных земель);
  • понятие «допустимый уровень остаточного содержания нефти в почвах и грунтах»;
  • порядок сбора и обмена информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, подготовки отчетов о ликвидации аварийных разливов и их последствий.

В развитие указанных нормативных правовых актов приказами МПР России установлены нижние уровни разлива нефти в зависимости от объема разлива и видов использования земель для отнесения разливов к чрезвычайной ситуации (от 03.03.2003 № 156, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2003 г. № 4516), а также временные рекомендации по разработке и утверждению региональных нормативов допустимого остаточного содержания нефти в почвах после ликвидации разливов (от 12.09.2002 №574).

В настоящее время такие нормативы введены в действие в Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Коми и в ряде других регионов.

Для нефтегазодобывающих предприятий Западно-Сибирского региона вопросы рекультивации земель, отводимых под шламовые амбары, по своей остроте сопоставимы с проблемами ликвидации аварийных загрязнений, ввиду значительного их количества. В настоящее время ведутся разработки и внедрение как безамбарных способов бурения, так и различных технологий рекультивации шламовых амбаров.

В лицензии на право пользования недрами включаются в качестве обязательных требования по организации и проведению работ по устранению последствий нефтяного загрязнения земель как в результате «свежих» разливов, так и накопленных в результате прошлой деятельности. Выполнение указанных требований контролируется природоохранными органами при проведении мероприятий в рамках государственного экологического контроля.

Изменения в законодательстве Российской Федерации, связанные с перераспределением полномочий между федеральным уровнем власти и уровнем субъектов Российской Федерации, обусловили необходимость корректировки нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области рекультивации нарушенных и загрязненных земель, в частности — определяющих технологические и природоохранные требования к рекультивации нефтезагрязненных земель в зависимости от их целевого назначения и видов землепользования, процедуры сдачи-приемки рекультивированных земель в зависимости от формы собственности.

Наличие эффективных технологий, средств и методов ликвидации поверхностных разливов нефти и нефтепродуктов, нормативной правовой базы, регламентирующей действия природопользователей и государственных органов в случае аварийных разливов нефти и при ликвидации их последствий, а также целенаправленная работа большинства крупных компаний по поддержанию внутрипромысловых и магистральных трубопроводов в надлежащем состоянии создают предпосылки к тому, что указанная проблема со временем утратит свою остроту для «наземных» промыслов и поверхностного нефтяного загрязнения земель.

На современном технологическом уровне практически не решаемой остается проблема загрязнения нефтью грунтов и грунтовых вод.

Поступление нефти и нефтепродуктов в грунтовую толщу, сопровождающееся, как правило, загрязнением водных горизонтов, отмечается практически у каждого длительное время функционирующего хранилища нефти и нефтепродуктов. Это аэродромы, распределительные и перегрузочные терминалы, хранилища нефтеперерабатывающих заводов и т. п.

В качестве мер, направленных на предотвращение загрязнения грунтов, можно рассматривать существующую в последнее время практику размещения емкостей на земной поверхности, а не в грунтовой толще, что позволяет своевременно выявлять нефтяные протечки.

В настоящее время не существует эффективных технологий по ликвидации загрязнения грунтов и грунтовых вод нефтью и нефтепродуктами, особенно керосиновой фракции. Более того, отсутствуют теория и модели, описывающие поведение нефти в почвенно-грунтовой толще, которые могли бы стать основой разработки эффективной технологии по ликвидации нефтяных загрязнений почвенно-грунтовой толщи.

В этой связи актуальным становится вопрос разработки технического регламента, определяющего требования по обеспечению безопасности, в том числе и экологической, и инженерной защиты геологической среды и грунтовых вод при строительстве, эксплуатации, рекультивации и ликвидации нефтехранилищ и объектов трубопроводного транспорта.

Директор Департамента государственной политики
в сфере охраны окружающей среды А.Г. Ишков


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (48 Кб), страница 2 (37 Кб), страница 3 (63,3 Кб), страница 4 (65 Кб), страница 5 (54 Кб).