Протокольное поручение Комитету ГД по экологии
По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина
Запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о мерах, принимаемых для предотвращения разлива нефти в грунт, и соответственно довести ее до сведения депутатов.
Информация о выполнении
Официальный бланк Комитета по экологии Государственной Думы РФ
Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову
Уважаемый Борис Вячеславович!
Направляем информацию МПР России от 02.02.2006 г. № 03-12-25/679 о мерах, принимаемых для предотвращения разливов нефти в грунт. Указанная информация получена Комитетом Государственной Думы по экологии по запросу, направленному в Правительство Российской Федерации в соответствии с поручением Государственной Думы от 23 декабря 2005 г. (выписка из протокола заседания Государственной Думы
№ 227) по предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина.
Приложение: на 4 л.
С уважением, Председатель Комитета В.А. Грачев
Официальный бланк Министерства природных ресурсов РФ (МПР России)
Председателю Комитета Государственной Думы по экологии В.А. Грачеву
Информационная справка о мерах, принимаемых для предотвращения разливов нефти в грунт
Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 12.01.2006 №П9-338
Уважаемый Владимир Александрович!
В соответствии с указанным письмом Аппарата Правительства Российской Федерации, МПР России направляет информацию о мерах, принимаемых для предотвращения разливов нефти в грунт.
Приложение: информационная справка — на 3 л.
Заместитель министра В.Г. Степанков
Информационная справка о мерах, принимаемых для предотвращения разливов нефти в грунт
Основные экологические проблемы в регионах нефтегазодобычи связаны, в первую очередь, с нефтяным загрязнением окружающей среды, нарушением эксплуатации земель при строительстве точечных и линейных объектов, а их острота обуславливается масштабами нефтегазодобычи и природно-географическими условиями конкретных регионов.
Аварийные разливы нефти (преимущественно из внутрипромысловых трубопроводов) остаются одной из самых острых экологических проблем. Ликвидация последствий нефтяного разлива может занимать несколько лет и зависит от объема пролитой нефти. При этом ликвидация последствий крупных разливов (тыс. тонн пролитой нефти и более), как правило, ведется под контролем природоохранных органов, а мелкие разливы зачастую скрываются компаниями.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Правительством Российской Федерации приняты постановления от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» и от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов».
Указанными нормативными правовыми актами регулируются отношения, связанные с консервацией и рекультивацией земель, в том числе и нефтезагрязненных, а также с их использованием.
В целях организации и обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, а также внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
Указанными нормативными правовыми актами определены:
- классификация разливов нефти и нефтепродуктов для отнесения их к соответствующей категории чрезвычайной ситуации;
- организации, обязанные иметь планы по предупреждению и ликвидации возможных аварийных разливов нефти, специализированные формирования (подразделения) по ликвидации аварийных разливов или договоры с профессиональными формированиями, резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов;
- порядок разработки, согласования с уполномоченными органами и утверждения указанных планов, а также требования к их содержанию;
- основные этапы работ по ликвидации как самих разливов, так и их последствий (рекультивация нефтезагрязненных земель);
- понятие «допустимый уровень остаточного содержания нефти в почвах и грунтах»;
- порядок сбора и обмена информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, подготовки отчетов о ликвидации аварийных разливов и их последствий.
В развитие указанных нормативных правовых актов приказами МПР России установлены нижние уровни разлива нефти в зависимости от объема разлива и видов использования земель для отнесения разливов к чрезвычайной ситуации (от 03.03.2003 № 156, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2003 г. № 4516), а также временные рекомендации по разработке и утверждению региональных нормативов допустимого остаточного содержания нефти в почвах после ликвидации разливов (от 12.09.2002 №574).
В настоящее время такие нормативы введены в действие в Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Коми и в ряде других регионов.
Для нефтегазодобывающих предприятий Западно-Сибирского региона вопросы рекультивации земель, отводимых под шламовые амбары, по своей остроте сопоставимы с проблемами ликвидации аварийных загрязнений, ввиду значительного их количества. В настоящее время ведутся разработки и внедрение как безамбарных способов бурения, так и различных технологий рекультивации шламовых амбаров.
В лицензии на право пользования недрами включаются в качестве обязательных требования по организации и проведению работ по устранению последствий нефтяного загрязнения земель как в результате «свежих» разливов, так и накопленных в результате прошлой деятельности. Выполнение указанных требований контролируется природоохранными органами при проведении мероприятий в рамках государственного экологического контроля.
Изменения в законодательстве Российской Федерации, связанные с перераспределением полномочий между федеральным уровнем власти и уровнем субъектов Российской Федерации, обусловили необходимость корректировки нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области рекультивации нарушенных и загрязненных земель, в частности — определяющих технологические и природоохранные требования к рекультивации нефтезагрязненных земель в зависимости от их целевого назначения и видов землепользования, процедуры сдачи-приемки рекультивированных земель в зависимости от формы собственности.
Наличие эффективных технологий, средств и методов ликвидации поверхностных разливов нефти и нефтепродуктов, нормативной правовой базы, регламентирующей действия природопользователей и государственных органов в случае аварийных разливов нефти и при ликвидации их последствий, а также целенаправленная работа большинства крупных компаний по поддержанию внутрипромысловых и магистральных трубопроводов в надлежащем состоянии создают предпосылки к тому, что указанная проблема со временем утратит свою остроту для «наземных» промыслов и поверхностного нефтяного загрязнения земель.
На современном технологическом уровне практически не решаемой остается проблема загрязнения нефтью грунтов и грунтовых вод.
Поступление нефти и нефтепродуктов в грунтовую толщу, сопровождающееся, как правило, загрязнением водных горизонтов, отмечается практически у каждого длительное время функционирующего хранилища нефти и нефтепродуктов. Это аэродромы, распределительные и перегрузочные терминалы, хранилища нефтеперерабатывающих заводов и т. п.
В качестве мер, направленных на предотвращение загрязнения грунтов, можно рассматривать существующую в последнее время практику размещения емкостей на земной поверхности, а не в грунтовой толще, что позволяет своевременно выявлять нефтяные протечки.
В настоящее время не существует эффективных технологий по ликвидации загрязнения грунтов и грунтовых вод нефтью и нефтепродуктами, особенно керосиновой фракции. Более того, отсутствуют теория и модели, описывающие поведение нефти в почвенно-грунтовой толще, которые могли бы стать основой разработки эффективной технологии по ликвидации нефтяных загрязнений почвенно-грунтовой толщи.
В этой связи актуальным становится вопрос разработки технического регламента, определяющего требования по обеспечению безопасности, в том числе и экологической, и инженерной защиты геологической среды и грунтовых вод при строительстве, эксплуатации, рекультивации и ликвидации нефтехранилищ и объектов трубопроводного транспорта.
Директор Департамента государственной политики
в сфере охраны окружающей среды А.Г. Ишков
Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (48 Кб), страница 2 (37 Кб), страница 3 (63,3 Кб), страница 4 (65 Кб), страница 5 (54 Кб).