Протокольное поручение Комитету ГД по труду и социальной политике
По предложению депутатов Государственной Думы О.Н. Смолина и И.И. Мельникова
В связи с предстоящим заслушиванием отчёта Правительства Российской Федерации и с учётом того, что, по последним данным Росстата, число бедных в России возросло на полтора миллиона, поручить Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о мерах, принимаемых для борьбы с бедностью, и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.
Информация о выполнении
Официальный бланк Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ пятого созыва
Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову
Уважаемый Борис Вячеславович!
Прошу Вас довести до сведения депутатов Государственной Думы информацию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы статистики, представленную в соответствии с протокольным поручением Государственной Думы (протокол № 177), принятым по предложению депутатов Государственной Думы О.Н. Смолина и И.И. Мельникова на пленарном заседании 11 сентября 2009 года.
Приложение: на 18 л.
Председатель Комитета А.К. Исаев
Официальный бланк Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России)
Министр
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике
В соответствии с письмом Председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.К. Исаева в Правительство Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 3.2-15/1211 Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Росстатом подготовил и направляет информацию о мерах, принимаемых для борьбы с бедностью.
Приложение: на 4 л.
Т.А. Голикова
О мерах, принимаемых для борьбы с бедностью
Мировой финансовый кризис, начавшийся осенью прошлого года, негативно отразился на всех сферах жизни населения. В связи с сокращением производства резко увеличились безработица и неполная занятость. Потеря работы привела к потере заработка. Отсюда – снижение в конце 2008 года реальной заработной платы, рост задолженности по оплате труда.
В результате запланированные ведущие показатели социального развития оказались не выполненными в полном объеме, хотя по большинству из них были достигнуты положительные результаты.
В I квартале 2009 года реальные располагаемые денежные доходы населения составили к соответствующему периоду предыдущего года 99,9%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в I квартале 2009 года по сравнению с I кварталом 2008 года возросла на 1,5 млн. человек (с 23 млн. человек, или 16,3% к общей численности населения, до 24,5 млн. человек, или 17,4% к общей численности населения).
В результате предпринятых Правительством Российской Федерации мер во II квартале текущего года отмечены положительные изменения в области доходов населения: реальные располагаемые денежные доходы составили 101,8%. В целом за I полугодие 2009 года зарегистрирован рост реальных располагаемых денежных доходов на 100,9%. По предварительной оценке, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в целом за полугодие сохранилась на уровне прошлого года.
Для предотвращения крайне негативных последствий финансово-экономического кризиса в конце 2008 года пришлось включить специальные меры социальной поддержки, которые были направлены, в первую очередь, на обеспечение выполнения социальных обязательств государства, на защиту наиболее пострадавших от кризиса групп населения – это, прежде всего, граждане, потерявшие работу, пенсионеры и работники бюджетных учреждений.
Основной упор был сделан на мероприятия по снижению напряженности на рынке труда. И не только в части обеспечения занятости населения. Многое было сделано для материальной поддержки населения, в том числе потерявшего работу или часть заработка.
Численность занятого населения в августе 2009 года уменьшилась до 70,5 млн. человек против 72,1 млн. человек в августе 2008 года. Численность безработных по методике МОТ за этот период увеличилась с 4,5 млн. человек до 6 млн. человек. Уровень безработицы в августе текущего года составил 7,9% экономически активного населения (в августе 2008 года – 5,8%).
Число безработных граждан, поставленных на учет в службе занятости, увеличилось до 2,1 млн. человек в августе 2009 года по сравнению с 1,3 млн. человек в августе 2008 года. По предварительным прогнозным оценкам, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году может возрасти до 2,2 млн. человек.
Правительством Российской Федерации приняты специальные меры по поддержанию занятости и стабилизации ситуации на рынке труда.
С начала 2009 года в 1,5 раза повышен максимальный размер пособия по безработице (до 4900 рублей).
Бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций выделено 77,5 млрд. рублей, в том числе на социальную поддержку безработных граждан – 57,1 млрд. рублей, на реализацию мероприятий активных программ занятости – 7,4 млрд. рублей.
В целях реализации мер по сохранению занятости населения в рамках реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, выделено из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий 43,7 млрд. рублей.
Всеми субъектами Российской Федерации приняты и реализуются региональные программы. Программы предусматривают опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность, развитие малого предпринимательства безработных граждан.
Региональные программы являются важным инструментом поддержки работников, находящихся под риском увольнения: занятых неполное рабочее время, находящихся в простое по вине работодателя или в отпуске без сохранения заработной платы.
Программы охватили около 1,9 млн. человек. Создано более 1,5 млн. временных рабочих мест. Почти 350 тыс. человек прошли переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Более 110 тыс. человек получили или получат до конца года материальную поддержку своей предпринимательской инициативы.
Получен следующий результат. Численность граждан, не имеющих работу, но активно ищущих ее, сократилась с 7,1 млн. человек в феврале текущего года до 6,0 млн. человек в сентябре (снижение на 15%).
Из-за нестабильности деятельности ряда отраслей экономики, спада объемов производства, снижения спроса на выпускаемую продукцию обострилась проблема с выплатой заработной платы работникам.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, принимаются максимально возможные меры для того, чтобы не допустить снижение уровня жизни населения.
В антикризисной программе Правительства Российской Федерации задача поддержки граждан поставлена на первое место.
Все существующие социальные обязательства перед населением в 2009 году выполняются в полном объеме.
Размеры социальных выплат и пособий в 2009 году были проиндексированы на 13%. Повышение касается, прежде всего, государственных пособий семьям с детьми, материнского капитала, выплат инвалидам и ветеранам, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Дальнейшая их индексация будет осуществляться с учетом прогнозного роста потребительских цен.
Более 1 млн. семей, имеющих сертификат на материнский капитал, получили по 12 тысяч рублей на текущие нужды (выделено почти 7,5 млрд. рублей). Более 66 тысяч семей из числа владельцев «материнского капитала» получили почти 18 млрд. рублей для погашения долга по кредитам и займам, взятым на приобретение жилья.
Особое внимание уделяется вопросам материального обеспечения пенсионеров.
Осуществлено повышение базовой части трудовой пенсии по старости на 8,7% с 1 марта 2009 года. Одновременно повышены базовые части трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Страховая часть трудовой пенсии увеличена с 1 апреля 2009 года на 17,5% и с 1 августа 2009 года еще на 6%. С 1 декабря 2009 года базовая часть трудовых пенсий вновь будет увеличена на 31,38%.
Принятые решения по развитию пенсионной системы позволят радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.
Размер социальной пенсии к концу 2010 года достигнет величины прожиточного минимума пенсионера. Средний размер трудовой пенсии возрастет в 2009 году на 24%, в 2010 году – еще на 46%.
Пенсионеры, у которых размер материального обеспечения окажется ниже прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе, с 1 января 2010 года будут получать специальную социальную доплату к пенсии. Соответствующие изменения внесены в законодательство.
Предусмотрены также меры по существенному повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, имеющих длительный «советский» стаж (до 1991 года) путем введения механизма валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионера. С 1 января 2010 года у таких лиц произойдет увеличение денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, на 10 процентов и повышаемых на 1 процент за каждый год работы до 1 января 1991 года.
Вводится новой порядок индексации социальных пенсий и иных выплат, размеры которых будут рассчитываться исходя из величины социальной пенсии, с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год.
Повышена заработная плата работников бюджетных учреждений. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на оплату труда работников бюджетных учреждений, увеличены в упреждающем порядке с 1 декабря 2008 года на 30%.
С 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты повышен в 1,9 раза – до 4330 рублей в месяц.
Меры по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, дополняются региональными и муниципальными органами государственной власти, которые применяют различные формы помощи многодетным семьям, пожилым гражданам, малоимущим гражданам, лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Официальный бланк Федеральной службы государственной статистики (Росстат)
Заместитель руководителя
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Комитет по труду и социальной политике
О мерах, принимаемых для борьбы с бедностью
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № П12-31115 о рассмотрении письма председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.К. Исаева от 15 сентября 2009 года № 3.2-15/1211 по вопросу предоставления информации о мерах, принимаемых для борьбы с бедностью, Федеральная служба государственной статистики направляет имеющиеся статистические данные, характеризующие динамику доходов населения в соотношении с величиной прожиточного минимума, а также численность и распределение малоимущего населения по основным социально-экономическим категориям в целом по России и по субъектам Российской Федерации.
Приложение: на 12-ти листах.
А.Е. Суринов
Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 2000-2009 гг. (в среднем на душу населения; рублей в месяц)
Все население
|
В том числе по социально-демографическим группам населения
|
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов
|
|||
трудоспособное население
|
пенсионеры
|
дети
|
|||
2000 |
1210
|
1320
|
909
|
1208
|
189
|
2001 |
1500
|
1629
|
1144
|
1499
|
204
|
2002 |
1808
|
1968
|
1379
|
1799
|
218
|
2003 |
2112
|
2304
|
1605
|
2090
|
245
|
2004 |
2376
|
2602
|
1801
|
2326
|
270
|
2005 |
3018
|
3255
|
2418
|
2896
|
269
|
2006 |
3422
|
3695
|
2731
|
3279
|
298
|
2007 |
3847
|
4159
|
3065
|
3679
|
328
|
2008 |
4593
|
4971
|
3644
|
4389
|
330
|
I квартал
|
4402
|
4755
|
3508
|
4218
|
281
|
II квартал
|
4646
|
5024
|
3694
|
4448
|
320
|
Ш квартал
|
4630
|
5017
|
3660
|
4418
|
343
|
IV квартал
|
4693
|
5086
|
3712
|
4472
|
371
|
2009 I квартал |
5083
|
5497
|
4044
|
4857
|
275
|
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с вышеназванным Федеральным законом; за год – оценка на основе указанных данных.
На основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. № l34-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с 2005 года изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода в 2004-2009 гг.
(Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения)
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
1 квартал 2009
|
|
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
|
|
|
|||
млн. человек |
25,2
|
25,2
|
21,5
|
18,7
|
18,5
|
24,5
|
в процентах от общей численности населения |
17,6
|
17,7
|
15,2
|
13,3
|
13,1
|
17,4
|
в процентах к предыдущему году |
86,0
|
87,7 (в сопоставимой методологии исчисления величины прожиточного минимума)
|
85,3
|
87,0
|
98,9
|
106,5
(в процентах к 1 кварталу 2008 г.) |
Дефицит денежного дохода: | ||||||
млрд. руб. |
225,6
|
286,9
|
276,6
|
270,3
|
319,5
|
116,9
|
в процентах от общего объема денежных доходов населения |
2,1
|
2,1
|
1,6
|
1,3
|
1,2
|
2,0
|
На основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с 2005 года изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам в 2004-2009 гг.
(Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения)
(процентов от общей численности населения соответствующей возрастной группы)
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
|
Всё население |
17,6
|
17,7
|
15,2
|
13,3
|
13,1
|
Дети в возрасте до 16 лет |
21,0
|
22,1
|
19,0
|
17,2
|
18,3
|
Дети в возрасте до 7 лет |
16,8
|
17,4
|
15,1
|
13,7
|
15,3
|
Дети в возрасте от 7 до 16 лет |
23,5
|
25,0
|
21,7
|
19,9
|
20,8
|
Молодежь в возрасте 16-30 лет |
18,2
|
18,0
|
15,3
|
13,2
|
13,2
|
Мужчины в возрасте 16-30 лет |
17,4
|
17,3
|
14,6
|
12,7
|
12,5
|
Женщины в возрасте 16-30 лет |
19,0
|
18,7
|
16,1
|
13,7
|
13,9
|
Лица трудоспособного возраста старше 30 лет |
18,1
|
18,3
|
15,7
|
13,6
|
13,2
|
Мужчины в возрасте 31-59 лет |
16,7
|
16,9
|
14,4
|
12,5
|
12,2
|
Женщины в возрасте 31-54 лет |
19,6
|
19,8
|
17,0
|
14,7
|
14,3
|
Население старше трудоспособного возраста – всего |
12,4
|
11,9
|
10,4
|
9,1
|
8,4
|
Мужчины в возрасте 60 и более лет |
11,5
|
11,5
|
10,2
|
9,1
|
8,3
|
Женщины в возрасте 55 и более лет |
12,8
|
12,1
|
10,5
|
9,1
|
8,4
|
Распределение общей численности малоимущего населения по основным группам
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)