Государство, точнее, пришедшая к власти политическая группировка, безусловно, несет ответственность за 4 “ограбления века”, описанные в разделе “Ситуация”. В отношении вкладчиков Сбербанка советских времен это официально признано Федеральным Законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации”. В Законе эти вклады официально признаны государственным долгом, а, следовательно, сами вкладчики либо их наследники вправе рассчитывать на его возвращение. В свое время, будучи депутатом Совета Федерации, я активно поддерживал этот Закон. Однако исполняется он безобразно по двум главным причинам.
Во-первых, в результате экономического кризиса и разворовывания страны бюджет настолько уменьшился, что для расчета только по долгам вкладчиков Сбербанка советских времен потребовалось бы более 13 годовых бюджетов 1999 г. Если считать по доходной части бюджета — еще намного больше.
Во-вторых, затрачивая от 1/4 до 1/3 расходной части бюджета на обслуживание государственного долга, страна лишь ничтожную часть этой огромной суммы затрачивает на вкладчиков Сбербанка — ветеранов, руками которых создано все богатство в стране. Так, в бюджете 1998 г. из примерно 500 млрд. рублей на обслуживание государственного долга предусматривалось первоначально 125, которые предполагалось поделить следующим образом: иностранным кредиторам — 44 млрд. рублей; банкирам, “новым русским” и иным любителям легких денег, занимавшимся игрой с государственными ценными бумагами — 76 млрд. рублей; ветеранам рождения 1917-20 гг. — 5 млрд. рублей. В бюджете 1999 г. из общей суммы 575 млрд. рублей на обслуживание государственного долга предусматривается 167 млрд. руб., из которых вкладчикам Сбербанка советских времен выделено аж 3 млрд. руб. Соотношение этих чисел — один из самых ярких показателей полного презрения нынешней власти к тем, кто своим трудом создал страну, а равно и готовности служить финансовым воротилам и иностранному капиталу.
Только за время работы Госдумы второго созыва мною были сделаны следующие шаги по защите интересов обманутых вкладчиков, причем все — с подачи омских избирателей.
- Внесен проект Закона, предусматривающий компенсацию вкладов граждан, сделанных в Сбербанке не до 20 июня 1991 г., как по действующему законодательству, а до 1 января 1992 г. Почти 3 года законопроект пролежал в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций и лишь весной 1999 г. аналогичный законопроект, внесенный законодательным органом Московской области, при моей активной поддержке был принят в первом чтении. Надеюсь, до конца срока полномочий Госдума свою часть долга перед людьми, вложившими деньги в Сбербанк с 20 июня 1991 г. до 1 января 1992 г., исполнит.
- В адрес Правительства сделано несколько запросов о возможности погашения долгов вкладчиков “взаимозачетом”: в виде оплаты жилья и коммунальных услуг, выдачи лекарств, приобретения товаров и т.п. К сожалению, ответы получены отрицательные. Работу в этом направлении намерен продолжить.
- После 4-го “ограбления века” 17 августа 1998 г. я активно поддерживал принятие Закона, гарантирующего вкладчикам новых банков компенсацию потерянных вкладов. К сожалению, Закон дважды отклонялся Советом Федерации, причем второй раз в редакции согласительной комиссии. По просьбам омских вкладчиков Инкомбанка мною проведено несколько встреч с председателем Центробанка В.В. Геращенко и его заместителями и направлены соответствующие письма по делам Омского филиала Инкомбанка и других банковских филиалов в Омской области.
Один из самых тяжелых вопросов на встречах с избирателями — когда государство рассчитается с обманутыми вкладчиками. На него я обычно отвечаю так: “Не выбрасывайте Ваши сберкнижки — не Вы, так Ваши дети по ним что-то получат; но по большому счету по настоящему начать рассчитываться можно лишь тогда, когда изменим экономический курс, когда власть будет ценить тех, кто создавал страну, а не тех, кто ее разворовывал”. В экономической программе левого блока во главе с КПРФ в случае победы на выборах предусматривается возвращение вкладов в течении 5-7 лет.