Один из наших отечественных парадоксов заключается в том, что идея защиты прав человека, поборниками которой на Западе в абсолютном большинстве случаев выступают левые политические силы, была монополизирована правыми, которые объявили себя демократами и правозащитниками. Однако их победа над советским политическим режимом оказалась вместе с тем победой и над демократией, и над правами человека, по меньшей мере, в области социальной и экономической.
По мнению многих серьезных экономистов, советский рубль можно примерно приравнять к американскому доллару. Если принять эту точку зрения и поделить современные показатели на курс доллара (32 рубля за 1 доллар), некоторые «социальные гарантии» спустя 12 лет после начала «реформ» в советских рублях — долларах выглядят в России следующим образом:
- минимальная зарплата — менее 15 (была 70);
- минимальная пенсия — около 20 (была 70);
- средняя зарплата — около 130 (в 1998 г., по данным Михаила Шмакова, была 170, а в 1985 — 199);
- расчетная студенческая стипендия — 6, а после повышения в сентябре — 12 (в 1990 г. минимальная составляла 40);
- детское пособие — чуть более 2;
- ставка начинающего учителя или врача — менее 30 (была 130);
- надбавки за ученые степени кандидата и доктора наук после повышения в 3 раза с 1 января 2003 г. — менее 30 и менее 50 (были, соответственно, 160 и 240).
Как уже говорилось, после кратковременного расширения политической свободы в конце 1980 — самом начале 1990 гг. она также начала свертываться. Так, согласно опросу журналистов, проведенному международной организацией «Репортеры без границ», по уровню свободы печати Россия заняла 121 место из 139. Ниже нас из бывших республик СССР только Белоруссия и Туркменистан.
Нарушения неприкосновенности частной жизни в послесоветскую (или антисоветскую) эпоху не только не исчезли, но приобрели вызывающий характер. По оценкам либерально-демократических экспертов (не путать с ЛДПР В. Жириновского), в каждом крупном городе построен дополнительно центр для прослушивания телефонных переговоров. Наиболее известные примеры такого рода — публикация переговоров Чубайса и Илюшина по поводу истории с коробкой из-под ксерокса в 1996 г. (напомню: в коробке, изъятой в Доме Правительства, было найдено 538 тыс. долларов наличными), а также история с… человеком, похожим на Генерального Прокурора, заснятая в частной бане.
Регулярно слыша, например, в день 1 Мая характерные звуки в собственной телефонной трубке, привычно и грустно повторяю: «И Вас с праздником международной солидарности, товарищ майор! Знаю, что в душе Вы думаете и чувствуете в общем, так же, как и я. Просто работа у Вас такая…».
В целом, ситуацию достаточно точно описывают результаты социологического исследования, проведенного в начале 2003 года в Ульяновской области. Согласно опросу, 50 % граждан полагают, что в настоящее время права человека нарушаются чаще, чем в советскую эпоху, и только 2 % придерживаются противоположного мнения. Спрашивается: за что боролись?..
Как известно, в странах с демократическими традициями для защиты прав человека парламентами создаются специальные должности типа «уполномоченный по правам человека», «уполномоченный по правам детей», «уполномоченный по правам инвалидов», «уполномоченный по правам национальных меньшинств» и т.п. В России также принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и первым Уполномоченным на основе этого закона назначен О. Миронов. По итогам его визита в Омск в конце февраля 2003 г. нами совместно подготовлены, а им направлены Президенту, Правительству, губернатору Омской области и мэру г. Омска обращения в защиту:
- прав граждан в области экологии — в связи с угрозой загрязнения р. Иртыш ртутью со стороны Павлодарского АО «Химпром»;
- прав инвалидов, прежде всего на рабочие места;
- прав граждан на жилище в связи с коммунальной реформой (по материалам Омского района);
- права на труд работников ПО «Полет» — в связи с отказом Правительства финансировать выпуск самолета АН-70, конкурс на производство которого выиграл наш завод.
Понятно, что одному Уполномоченному справиться с океаном нарушения прав человека в России невозможно. Поэтому подобные должности учреждены уже в 22 субъектах Российской Федерации (на 1 марта 2003 г.). Стремясь хоть как-то повлиять на ситуацию совместно с аппаратом российского Уполномоченного по правам человека нами был подготовлен и мною внесен в Государственную Думу проект Федерального конституционного закона, обязывающий ввести должности Уполномоченного по правам человека во всех регионах России. Увы, президентско-правительственное большинство Госдумы провалило и этот законопроект!
О нарушении прав человека в российском избирательном процессе речь шла выше. Более подробно о состоянии социально-экономических прав и попытках его улучшить будет рассказано в следующем разделе. Именно за защиту этих прав средствами законодательства я в числе десяти лиц и организаций в 2001 г. был награжден серебряным знаком Уполномоченного по правам человека.