V.11. Ветераны: будет ли оплачен невозвратимый долг?

Как известно, уровень гуманности и цивилизованности любого общества определяется его отношением к детям и старикам. Применительно к российским ветеранам эта истина справедлива вдвойне, ведь почти все, что создано в стране, создано их руками. Именно они всю жизнь прибавляли и умножали общественное богатство, которое затем отнимали и делили в 1990-х гг. “новые русские”.

В свое время, работая в Совете Федерации первого созыва, я не мог быть одним из главных разработчиков Федерального Закона “О ветеранах”. Однако, во-первых, немало сделал для того, чтобы Закон прошел через верхнюю палату Парламента; во-вторых, регулярно направлял запросы в Правительство о необходимости исполнения и финансового обеспечения различных статей Закона; в-третьих, не просто голосовал, но убеждал депутатов и активно выступал против предложений Правительства, которые предусматривали сокращение социальных гарантий для ветеранов труда; в-четвертых, многократно выступал с законодательными инициативами по улучшению этого Закона.

Ключевыми направлениями работы депутатов левой, патриотической и социальной ориентации и моей собственной законодательной работы по отношению к ветеранам считаю следующие.

1. Ветераны труда. На мой взгляд, принятие закона “О ветеранах” — это одно из важнейших достижений Российского Парламента. Вместе с тем уверен: звания “Ветеран труда” заслуживают не только те, кто получил одноименную медаль или другие знаки отличия, но и множество ничем не награжденных тружеников, буквально на руках своих поднимавших страну от сохи до космической ракеты. Поэтому неоднократно вносил сам и всеми силами поддерживал любые предложения, направленные на расширение круга людей, которые по Закону могли бы получить звание “Ветеран труда” и связанные с ним социальные гарантии.

Еще Госдума второго созыва четыре раза принимала новую редакцию статьи 7 Федерального Закона “О ветеранах”, и четыре раза ее отклоняли то Совет Федерации, то Президент Б. Ельцин. Между тем, если бы Закон был подписан, власть хоть отчасти выполнила бы свой долг перед пожилыми людьми: по Закону звание “Ветеран труда” смогли бы получить все мужчины с 40-летним и женщины с 35-летним трудовым стажем, а те, кто работал на вредных производствах — и при стаже работы на 5 лет меньше. Несмотря на резкое ухудшение состава депутатов, аналогичный Закон приняла и Госдума Третьего созыва, добавив к нему положение о том, что граждане, начинавшие работать в период Великой Отечественной войны, имеют право получить звание “Ветеран труда” при стаже 35 лет мужчины и 30 лет женщины. Однако закон был отклонен и попытки преодолеть вето Президента закончились неудачей. За преодоление вето Президента голосовали: Агропромышленная депутатская группа – 100 %, КПРФ – 97,6 %, “Яблоко” — 88,2 %, “Регионы России” — 74,5 %, “Народный депутат” — 38 %, “Союз правых сил” — 30,6 %, “Отечество – Вся Россия” — 16 %, ЛДПР – 8,3 %, “Единство” — 1,2 %.

Пожалуй, главным нашим достижением во Второй Думе стала новая редакция статьи 7 Закона, предложенная Законодательным собранием Омской области. Она предусматривает возможность получить звание “Ветеран труда” той части людей с большим трудовым стажем, кто начинал работать в период Великой Отечественной войны. Закон практически не требовал денег: каждый год тысячи и тысячи наших ветеранов находят себе место в гамзатовском журавлином строю, а значит, число их непрерывно уменьшается. Однако и этот Закон Президентом Б. Ельциным был отклонен.

Имея от Законодательного Собрания Омской области доверенность на право представлять Закон в Госдуме на случай, если бы до Москвы не успел добраться инициатор закона А. Алехин, я несколько раз выступал в Парламенте, убеждая депутатов принять закон и преодолеть президентское вето. К счастью, на сей раз удалось набрать 2/3 голосов не только в Госдуме, но и в Совете Федерации, а, следовательно, Закон вступил в силу. Если до принятия этого Закона только в Омской области звание “Ветеран труда” и связанные с ним социальные гарантии имели около 300 тысяч человек, то новый закон прибавил к ним еще примерно 15 тысяч. Это еще один реальный результат нашей работы в Парламенте.

Увы, по отношению к ветеранам труда Третья Дума может похвалиться лишь одним достижением, да и то весьма относительным. В рамках коммунальной “реформы” и связанных с нею законов Правительство предлагало с 1 января 2003 г. отменить для ветеранов труда и членов их семей льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

С огромным трудом нам удалось сорвать эти планы, но лишь частично. Рассмотрение правительственного Закона на пленарном заседании переносилось 4 раза. Не считая себя специалистом в ЖКХ, я стал соавтором альтернативного законопроекта и от имени Агропромышленной депутатской группы входил в специальную комиссию по доработке закона. Однако в первом чтении было принято положение о том, что льготы ветеранам труда действуют до 2005 г., а затем вопрос передается на усмотрение регионов: хотят – сохраняют за свой счет, хотят – отменяют. Во втором чтении нам частично удалось “провалить” и это предложение Правительства, хотя коммунальные льготы для членов семьи ветеранов с 2005 года по-прежнему будут устанавливаться или отменяться региональными законами. Мы продолжаем борьбу, но ее результат будет определяться исходом парламентских и президентских выборов.

2. “Блокадники”. В свое время я стал одним из авторов законодательных предложений, на основе которых ленинградские “блокадники” были внесены в Федеральный Закон “О ветеранах”. Однако место, которое они в нем занимали, явно не соответствовало подвигу ленинградцев и перенесенным страданиям. Президент Б. Ельцин издал даже Указ от 18.01.1994 № 163 “О социальных гарантиях и льготах гражданам, награжденным медалью “За оборону Ленинграда” и знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, согласно которому на “блокадников” должны были распространить режим пенсионного обеспечения и другие социальные гарантии, установленные для участников Великой Отечественной войны, однако Указ долгое время не исполняется.

На основании обращения секции “блокадников” Совета ветеранов Омской области во Вторую Госдуму мною был внесен проект Закона, суть которого как раз и заключается в том, чтобы заставить Правительство исполнять президентский Указ. В соответствии с аналогичным законом, предложенным депутатом О. Дмитриевой, лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Ленинграда в период блокады и награжденные медалью «За оборону Ленинграда» вошли в категорию участников войны и пользуются всеми льготами участников войны, включая право на получение двух пенсий. К сожалению, в данный закон нам не удалось включить граждан, награжденных Знаком “Житель блокадного Ленинграда”.

3. “Последний призыв”. Еще в период работы в Совете Федерации первого созыва вместе с коллегами мы выступали с депутатскими запросами и законодательными инициативами по решению проблемы ветеранов 1927 года рождения, которые были призваны в армию в 1945-м, в боях второй мировой войны поучаствовать не успели, но прослужили по 7-8 лет в условиях, нередко приближенных к боевым. Ссылаясь на отсутствие денег, Правительство постоянно предлагало отложить решение проблемы на более поздний срок. И хотя срок этот давно прошел, а многих ветеранов последнего призыва уже нет среди нас, позиция Правительства не изменилась

15 ноября 2002 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О ветеранах” и Федеральный закон “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, подготовленный большой группой депутатов с моим участием и предусматривающий равенство по льготам, в том числе и право на вторую пенсию, всех участников Великой Отечественной войны, включая:

  • военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев,
  • военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

К обеим категориям ветеранов относится и так называемый “последний призыв”. Совет Федерации отклонил данный законопроект, 19 февраля 2003 г. Государственная Дума приняла его в редакции, предложенной согласительной комиссией, состоящей из представителей Госдумы и Совета Федерации, однако, несмотря на это, Совет Федерации вновь отклонил закон. За этот закон при его принятии в третьем чтении думские фракции голосовали следующим образом: “Яблоко” — 100 %, группа “Народный депутат” — 98,1 %, КПРФ – 97,6 %, СПС – 97 %, Агропромгруппа – 95,3 %, группа “Регионы России” — 76,6 %, “Отечество” — 43,1 %, “Единство” — 2,4 %, ЛДПР – 0.

4. Участники боевых действий на территории России. Статус и социальные гарантии участников боевых действий на территории других государств были отрегулированы Законом раньше и лучше чем тех, кто участвовал в боях на территории России, прежде всего – в Чеченской войне.

Конечно, Федеральный Закон “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” предусматривал для них некоторые меры социальной поддержки, а дополнения к его 5-ой статье от 19 января 1997 г. эту поддержку усилили. В частности:

  • время выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного (т.е. внутреннего) характера засчитывается — 1 месяц военной службы за 3 месяца;
  • участники боевых действий в таком конфликте вне конкурса принимаются в военные образовательные учреждения и учреждения МВД;
  • путевки в лечебно-оздоровительные учреждения предоставляются им в первоочередном порядке;
  • на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных во время таких конфликтов, распространяются права и льготы, установленные законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны и т.п.

Свой вклад в решение проблемы внесла, отдадим ей должное, Третья Дума. Поправками в закон “О ветеранах” участников “чеченских кампаний” отнесли к ветеранам боевых действий, т.е. приравняли по льготам к «афганцам».

5. Дети-сироты войны. Предложения к Федеральному Закону “О ветеранах”, предусматривающие социальные гарантии для детей тех, кто погиб в период Великой Отечественной и других войн, вносились мной неоднократно, причем как в форме поправок, так и в форме специальных законодательных инициатив.

Увы, ни одно из этих предложений принято не было, а разработка Федерального закона “О жертвах Великой Отечественной войны”, в который руководство Комитета по делам ветеранов обещало включить эти наши предложения, неимоверно долго затягивается. Чувствуя себя без вины виноватым, постараюсь в оставшиеся полгода сделать для детей-сирот войны все, что только смогу.


Сравнительно низкая эффективность нашей законодательной работы по социальной защите ветеранов обусловлена прежде всего позицией Президента и Правительства (точнее, двух президентов и пяти правительств, проводивших одну и ту же линию), а в Третьей Думе – еще и ее собственным составом. Вся эта линия такова, что в случае победы “партии власти” на будущих парламентских и президентских выборах депутатам левой, патриотической и социальной ориентации придется бороться уже не столько за восстановление справедливости и расширение круга лиц с ветеранским статусом и социальными гарантиями, сколько за то, чтобы у современных ветеранов не отобрали то, что ими было получено по закону в 1990-х годах.