От чиновников разного уровня, но, как правило, одной серой масти обычно за глаза, а ближе к выборам — по телевизору, нередко приходится слышать: Смолин там, в Москве, выступает, а что он сделал для Омской области или для сельского района Х.?
Такие заявления понятны: команды надо выполнять, а зарплату — отрабатывать. Хуже другое: многие “простые” люди в стране и в нашем регионе не понимают двух важных вещей, а потому позволяют себя обманывать снова и снова.
Во-первых, для депутата Парламента законодательная работа не только самая важная, но и самая продуктивная. “Толкач”, лоббист приносит пользу ограниченному количеству людей — от нескольких человек до нескольких тысяч; законодатель — от нескольких тысяч до нескольких десятков миллионов. Законы, в которых установлены социальные гарантии для тех, кто нуждается в поддержке государства, нельзя представлять себе, как булки хлеба, растущие на деревьях. Каждый такой закон — результат тяжелого труда, профессиональной подготовки, а когда находишься в меньшинстве, — больших затрат нервов и здоровья.
Во-вторых, во всех четырех парламентах я принадлежал не к большинству, не к “партии власти”, но к политической оппозиции. Даже во Второй Думе, как уже говорилось, депутаты левой, патриотической и социальной ориентации составляли чуть более 210 человек из 450, а в Третьей Думе наше представительство сократилось менее чем до 1/3. Понятно, что оппозиция за действия власти отвечать не может: американцу никогда не придет в голову спрашивать с демократов за результаты работы, если у власти республиканцы; англичанину — ругать оппозиционных консерваторов за действия правящих лейбористов.
Только в России можно услышать: “Все вы одинаковые…”, когда на самом деле — разные. Или: “Почему ваша антинародная Дума…” — когда она действительно антинародная, но совсем не наша.
Разумеется, как человек, принадлежащий к политической оппозиции, я не могу отвечать за действия власти, в т.ч. и в Парламенте, а за действия Третьей Думы не собираюсь отвечать и подавно. И тем не менее сегодня я могу называть те группы людей, которые пользуются конкретными результатами моей работы в виде социальных гарантий, льгот, дополнительных денег и других видов поддержки.
Не говорю о том, за что просто голосовал. Принципа “мы пахали” никогда не придерживался: присваивать результаты чужого труда нет необходимости — достаточно своего. Говорю лишь о том, что принято по моей инициативе, проведено через Парламент в значительной степени моими усилиями или о тех результатах общей работы, где мое участие было реальным и заметным. Прочитав и просчитав таблицу, легко убедиться в том, что от моей работы в четырех парламентах пусть маленький, но реальный результат получили не менее, чем две трети моих земляков в городе и на селе. Могу сказать с полной ответственностью: сделал всё или почти всё, что мог.
Группы населения в России и Омской области, получившие реальный результат от работы депутата четырех парламентов Олега Смолина
№ | Общественная группа | Форма социальной поддержки | Численность группы в России | Численность группы в Омской области |
1 | Дети, студенты, все, кто учится в государственной системе образования, их родители (лица, их заменяющие) и близкие родственники, работники государственных образовательных учреждений | Срыв правительственных планов приватизации образовании и введения образовательных ваучеров. Это немедленно сделало бы образование полностью или частично платным для всех | Только по системе образования 38 млн., с учетом родителей и близких родственников — не менее, чем каждый второй гражданин России | Только по системе образования около 600 тыс., с учетом родителей и близких родственников — не менее, чем каждый второй в Омской области |
2 | Дети, студенты, все, кто учится в государственной системе образования, их родители (лица, их заменяющие) и близкие родственники, работники государственных образовательных учреждений | Отмена в основном Постановления Правительства С.В. Кириенко № 600, частичный срыв других планов “реформирования” образования. Сохранены: надбавки учителям за классное руководство, проверку письменных работ, заведование кабинетами; преподавателям вузов — за ученые степени и звания; студентам — относительно низкая оплата общежитий и права получать стипендии; не введена всеобщая частичная оплата образования | Только по системе образования 38 млн., с учетом родителей и близких родственников — не менее, чем каждый второй гражданин России | Только по системе образования около 600 тыс., с учетом родителей и близких родственников — не менее, чем каждый второй в Омской области |
3 | Студенты вузов и техникумов, учащиеся ПТУ и школ, обучающиеся на платной основе в государственных и негосударственных учебных заведениях, их родители и близкие родственники | Сохранение льготы по налогу на добавленную стоимость за образовательные услуги. Без этой льготы цена образования была бы на 20 % выше. | 3,2 млн. учащихся, с членами семей — около 9,5 млн. человек | 42 тыс. учащихся, с членами семей — более 125 тыс. |
4 | Ветераны труда | Жилищно-коммунальные, транспортные и другие льготы, установленные Законом «О ветеранах». Особенно важно сохранение коммунальных льгот, которые Правительство предлагало отменить сначала с 2003, а затем с 2005 года | Примерно каждый седьмой гражданин России | Около 270 тыс. |
5 | Люди предпенсионного возраста (женщины 45-55, мужчины 50-60 лет) | Срыв планов Правительства повысить пенсионный возраст (отражены в Постановлении В.С. Черномырдина № 790 от 07.08.1995 г. и в первых вариантах “программы Грефа”) | Примерно каждый седьмой гражданин России | Почти 270 тыс. |
6 | Абоненты телефонных сетей (за исключением мобильных систем) | Сохранение в Федеральном законе “О связи” права выбора между абонентской и повременной оплатой телефонных переговоров (экономия денег, сохранение возможности нормального человеческого общения, работы в Интернет и т.п.) | Точных данных нет; некоторые регионы уже перешли на повременную оплату, которую придется отменять, если закон будет подписан Президентом и вступит в силу | Более 315 тыс. семей |
7 | Интеллигенция и все работники бюджетной сферы | Повышение заработной платы с 1 декабря 2001 г. в 1,54 раза, а тарифной части зарплаты в 1,89 раза | Примерно 15 млн. | Около 210 тысяч |
8 | Инвалиды всех групп | Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (исполняются в большинстве регионов), а также по проезду на транспорте (исполняются частично) | Около 11 млн. человек | По данным Главного управления соцзащиты Омской области, более 90 тыс., а с учетом перехода инвалидов на пенсию по старости — около 120 тыс. |
9 | Инвалиды всех групп | Льготы по оплате за пользование телефоном | Данных нет. Потенциально — все инвалиды | 31,5 тыс. |
10 | Дети-инвалиды и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов | Распространение социальных гарантий, установленных для детей-инвалидов, на лиц от 16 до 18 лет и, соответственно, членов их семей | Непосредственно 100 тысяч детей-инвалидов только в этом возрасте. Потенциально — более 2 млн. | Непосредственно около 1,5 тыс. Потенциально (когда достигнут 16 лет) около 30 тыс. человек |
11 | Студенты очной формы обучения высших и средних учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, аспиранты, учащиеся ПТУ | Сохранение в основном права на отсрочку от военной службы для получения профессионального образования. Президент Б. Ельцин, Правительство и Минобороны предлагали право на отсрочку резко ограничить | Более 3,6 млн. | 150 тыс. |
12 | Учащиеся школы в возрасте от 18 до 20 лет | Закрепление в Законе права на отсрочку от военной службы | В настоящее время около 15 тыс. юношей. После возможного перехода к 12-летнему образованию абсолютное большинство юношей | Точных данных нет. |
13 | Студенты государственных высших учебных заведений | Повышение стипендии в 2 раза с 1 сентября 2003 г. (Закон был внесен группой депутатов, включая автора) | Получают стипендию1317,9 тыс., потенциально — все студенты, обучающиеся на бюджетной основе (2919,7 тыс.) | Получают стипендию около 20 тыс. человек, потенциально — все студенты, обучающиеся на бюджетной основе (более 80 тыс.) |
14 | Студенты государственных средних специальных учебных заведений | Повышение стипендии в 2 раза с 1 сентября 2003 г. (Закон был внесен группой депутатов, включая автора) | Более 2,4 млн. | Почти 45 тыс. |
15 | Учащиеся государственных ПТУ | Повышение стипендии в 2 раза с 1 сентября 2003 г. (Закон был внесен группой депутатов, включая автора) | Более 1,7 млн. | Почти 24 тыс. |
16 | Студенты, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий | Уравнивание в правах на основе закона со студентами, обучающимися по обычным технологиям | В настоящее время только в ведущих вузах около 200 тыс. | Около 1,5 тыс. |
17 | Педагогические работники школ, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений | Ежемесячная денежная компенсация на обеспечение учебно-методической литературой (выплачивалась на основе Закона РФ “Об образовании” до 1997 года и примерно с начала 2000 г.) | Около 3,5 млн. | Более 34 тыс. |
18 | Участники Великой Отечественной войны | Жилищно-коммунальные, транспортные и другие льготы, установленные Федеральным законом “О ветеранах” | На 1 января 2002 г. — 12 343 тыс. | 15,8 тыс. |
19 | Ветераны, начавшие работать в годы Великой Отечественной войны | Расширение возможности получить звание “Ветеран труда” при стаже 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин (установлено Законом, принятом по инициативе Омской области, в отношении которого Госдума преодолевала вето Президента Б. Ельцина при активной работе О. Смолина) | Точных данных нет. Не менее 1 млн. | Точных данных нет. Не менее 15 тыс. |
20 | Военнослужащие, в т.ч. уволенные в запас, инвалиды и участники боевых действий | Льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения, в т.ч. в отдельных случаях право внеконкурсного поступления | Точных данных о тех, кто воспользовался, нет. Потенциально все военнослужащие | Потенциально все военнослужащие, т.е. около 40 тыс., в т.ч. участников боевых действий — более 10 тыс., военнослужащихомского гарнизона — 20 тыс., в запасе 8,7 тыс. |
21 | Сельская интеллигенция: работники образования, медицины, культуры | 25-процентная надбавка к заработной плате в соответствии с Федеральным законом “О социальном развитии села”. Удалось “отбить” предложение Правительства об отмене надбавки с 2003 года | Около 1 млн. | 16,5 тыс. |
22 | Работающие инвалиды | Сохранение права на полную пенсию при продолжении работы (правительственный законопроект “О трудовых пенсиях” угрожал либо отменить, либо сократить пенсию работающим инвалидам) | Около 1 млн. | Точных данных нет. Около 15 тысяч. |
23 | Инвалиды I группы | Увеличение базовой пенсии до 900 рублей с 1 января 2002 г. с последующей индексацией | 1,8 млн. | 7845 |
24 | Дети-инвалиды | Увеличение базовой пенсии до 900 рублей с 1 января 2002 г. с последующей индексацией | 685 тыс. | 11346 |
25 | Инвалиды детства | Увеличение базовой пенсии до 900 рублей с 1 января 2002 г. с последующей индексацией | 421 тыс. | 19835 |
26 | Педагогические работники детских дошкольных учреждений, школ, ПТУ, части учреждений среднего специального образования, части учреждений дополнительного образования детей | Досрочная пенсия (до 2002 г. — пенсия за выслугу лет), в т.ч. при продолжении работы по специальности | Непосредственно получают пенсию более 388 тыс., из них продолжает работать более 336 тыс. Потенциально могут получить досрочную пенсию все, выработавшие необходимый стаж | Непосредственно получают пенсию 6810 человек, потенциально — все. |
27 | Медицинские работники (в селе и рабочих поселках при стаже 25 лет, в городе — 30 лет) | Сохранение досрочной пенсии (до 2002 г. — пенсии за выслугу лет), в т.ч. при продолжении работы по специальности | Непосредственно получают пенсию более 176 тыс., из них продолжает работать около 146 тыс. Потенциально могут получить досрочную пенсию все, проработавшие необходимое количество лет | Непосредственно получают пенсию 5205 человек, потенциально — все. |
28 | Ветераны боевых действий (в т.ч. участники афганской, чеченской войн) | Жилищно-коммунальные, транспортные и другие льготы, установленные Федеральным законом “О ветеранах” | Точных данных нет. | Более 10 тыс. |
29 | Преподаватели вузов, имеющие ученые степени | Установление Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” надбавки к заработной плате за ученую степень; ее сохранение после фактической отмены Постановлением № 600 Правительства С.В. Кириенко; увеличение надбавки специальным законом в 3 раза с 1 января 2003 г. | Примерно 156,5 тыс. | Почти 2,5 тыс. |
30 | Преподаватели вузов, имеющие ученые звания | Введение Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” надбавки к заработной плате за ученое звание; ее сохранение после фактической отмены Постановлением № 600 Правительства С.В. Кириенко | Около 120 тыс. | 1,8 тыс. |
31 | Работники научных организаций и научно-исследовательских подразделений вузов, не являющиеся преподавателями | Выделение в бюджете 2003 года дополнительных средств на увеличение в 3 раза надбавки за ученую степень с 1 апреля | 81,5 тыс., в т.ч. докторов наук — 20,5 тыс., кандидатов наук — 61 тыс. | Около 1,2 тыс. |
32 | Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | Право поступать в государственные и муниципальные профессиональные учебные заведения без конкурса и получать дополнительную государственную поддержку в период обучения | В возрасте 15-17 лет — не менее 100 тыс.,потенциально 700 тысяч | В возрасте 15-17 лет — 2,8 тыс.,потенциально около 8,5 тыс. |
33 | Инвалиды I и II группы, обучающиеся в государственных вузах | Увеличение стипендии на 50 % или введение социальной стипендии | 12 тыс. человек | Точных данных нет. |
34 | Дети-инвалиды, инвалиды I и II группы | Право поступать в государственные профессиональные учебные заведения вне конкурса при наличии положительного медицинского заключения | Только детей-инвалидов в возрасте 16-18 лет около 100 тыс. Потенциально все дети-инвалиды и все инвалиды I и II группы, кто хочет и может учиться | Непосредственно детей-инвалидов в возрасте 16-18 лет около 1,5 тыс. |
35 | Инвалиды, работающие на предприятиях, созданных общественными организациями инвалидов | Сохранение в “урезанном” виде налоговых льгот (в настоящее время переживают кризис, но без оставшихся налоговых льгот были бы закрыты немедленно) | Только по системе ВОС, ВОГ, ВОИ до 50 тыс. | Около 0,5 тыс. |
36 | Дети-сироты | Увеличение в 10 раз средств на программу “Дети-сироты” в федеральном бюджете 2002 года | Потенциально все дети-сироты. Непосредственно рассчитать невозможно | Потенциально все дети-сироты. Непосредственно рассчитать невозможно |
37 | Одаренные дети | Увеличение в 75 раз средств в федеральном бюджете 2002 года | Точно рассчитать невозможно | Точно рассчитать невозможно |
38 | Лица, имеющие право на две пенсии, в т.ч.: граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы; инвалиды — участники Великой Отечественной войны; родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы или вследствие военной травмы; не вступившие в брак вдовы военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной, советско-финской и советско-японской войн | Сохранение права на получение двух пенсий (в правительственных законопроектах “О трудовых пенсиях” и “О государственном пенсионном обеспечении”, принятых Госдумой в первом чтении, это право ликвидировалось) | Приблизительно 1,2 млн. | 13,8 тыс. |
39 | Выпускники школ и профессиональных учебных заведений, устраивающиеся на работу | Сохранение права на бессрочный трудовой контракт (правительственный Трудовой Кодекс требовал переводить их всех на срочные контракты) | Точных данных нет. Потенциально — все. | Точных данных нет. |
40 | Семьи с доходом ниже одного прожиточного минимума на человека, имеющие детей | Перевод выплаты детских пособий на федеральный бюджет. В результате они стали выплачиваться более или менее вовремя, хотя уровень остается нищенским | 22 млн. семей | Около 240 тыс. семей |
41 | Владельцы личных автомобилей | Ограничение возможного произвола Госавтоинспекции нормами нового Административного Кодекса | Примерно каждая седьмая семья | Примерно каждая седьмая семья |
42 | Учащиеся и педагоги специальных школ для незрячих и слабовидящих детей | Обеспечение бюджетного финансирования выпуска учебной литературы по системе Брайля, поставка специальной информационной техники (магнитофоны, читающие машины, специальные принтеры и т.п.) | Около 17 тыс. человек, в т.ч. 14 тыс. учащихся и около 3 тыс. педагогов | 242 |
43 | Читатели специальных библиотек для слепых | Обеспечение бюджетного финансирования выпуска брайлевской литературы, “говорящей книги”, журналов и специальной техники | Около 140 тыс. | Около 1,1 тыс. |
Уверен: никакой самый “пробивной” лоббист, никакой “предвыборный спонсор”, стремящийся украсть всю Россию, чтобы затем “подарить” часть ее “любимым избирателям”, не способен оказать реальную поддержку такому количеству людей, как продуктивно работающий законодатель. Беда в том, что в России это понимают далеко не все, причем сами же и расплачиваются за ошибки.