Официальный бланк депутата Государственной Думы
Председателю Комитета Государственной Думы по обороне В.М. Заварзину
Уважаемый Виктор Михайлович!
24 сентября 2010 года на пленарном заседании Государственной Думы мною было вынесено на голосование протокольное поручение Комитету по обороне по вопросу о стратегии реформирования военного образования и мерах, принимаемых по защите интересов работников военных учебных заведений, а также о последствиях проводимой реформы для обеспечения военной безопасности страны. (Копия протокольного поручения прилагается).
По этому вопросу от Комитета по обороне выступил И.Е. Пузанов, сообщив, что «полная исчерпывающая информация по данным вопросам имеется в Комитете по обороне». (Копия стенограммы прилагается).
Прошу Вас предоставить мне исчерпывающую информацию по данному вопросу.
Приложения на 4-х листах.
С уважением,
заместитель председателя
Комитета Государственной Думы
по образованию O.H. Смолин
Фрагмент стенограммы заседания Комитета Государственной Думы по обороне от 10 июня 2010 года
Для депутата Государственной Думы О.Н. Смолина
Фральцова Т.А., начальник управления военного образования Главного управления кадров Минобороны РФ.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вы все прекрасно помните, что отправной точкой оптимизации военного образования явилось решение президента от 21 июля 2008 года. Именно это решение подтолкнуло к тому, что мы начали реформировать систему военного образования. И здесь уже чётко написано, вы посмотрите, вот: в этой связи иметь десять системообразующих высших учебных заведений, в том числе три военно-научных центра, академия и один военный университет.
После этого документа нам пришлось выпустить ещё два дополнительных документа: постановление правительства от 24 декабря 2008 года № 1952-р и 11 ноября 2009 года – № 1695-р.
В связи с этим, на сегодня мы с вами имеем три военно-учебных научных центра. Это военно-учебный научный центр Военно-морских сил, Сухопутных войск и ВВС.
Под этими военно-учебными центрами пока на сегодня у нас есть ещё сеть филиалов. Они называются сетью филиалов, но сегодня они проходят перерегистрацию правоустанавливающих документов. Поэтому, чтобы вы понимали: некоторые учебные заведения ещё пока носят статус юрлица самостоятельного вуза.
Сегодня, в связи с оптимизацией данных образовательных учреждений, а у нас по плану стоит к 1 сентября завершить выполнение постановления правительства № 1695-р, мы переходим к другой задаче, которую поставил перед нами президент, вы знаете, на итоговой коллегии Министерства обороны, чтобы существенно сократить количество филиалов военно-учебных заведений, особенно малочисленных.
Чтобы вы понимали, та сеть, которая у нас была к началу момента реформирования – это 64 военно-учебных заведения. Мы должны дойти с вами до десяти крупных военно-учебных заведений, но с определённой сетью филиалов. Вот по этой сети филиалов сейчас как раз, наверное, и поступает очень много обращений и к вам, и к нам, потому что командующие главкомы родами и видами войск прорабатывают сегодня, как лучше оптимизировать данные образовательные учреждения.
Потому что получается, в то время, когда гражданское образование идёт к созданию укрупнённых вузов, которые обладают мощной научно-педагогической, учебно-материальной базой, рассматривая подготовку офицеров на новый облик Вооружённых Сил, мы сегодня имеем очень маломощные филиалы и так называемые вузы. Эта маломощность сводится к тому, что численность переменного состава у нас достигает от 500 до 700 человек. Мы понимаем, что это неэффективно, вузы наши начинают проигрывать по сравнению с гражданскими вузами.
Поэтому основную задачу видим такую – создание чётко выстроенной структуры военного образования, каждый из вузов которой не просто бы соответствовал вузам гражданского образования по материальной оснащённости, но и превосходил их.
Поэтому мы считаем, качество подготовки слушателей-курсантов, в любом случае, не должно пострадать. Мы обязаны сохранить наши научные школы, особенно широко известные и признанные. Мы обязаны эффективно использовать те фонды, которые у нас освобождаются. И мы обязаны, конечно, выполнить те права и обязанности, и гарантии для переменного состава и преподавателей при проведении оргштатных мероприятий.
Так вот я сегодня могу сказать, посмотрите, как изменилась динамика укомплектованности профессорско-преподавательским составом или учёными в наших высших учебных заведениях. То есть, например, в среднем она составляет 62 процента, но в некоторых образовательных учреждениях, в частности, благодаря оптимизации, которую мы провели в учреждениях Военно-воздушных сил, там уже процент укомплектованности учёными достиг 64-х процентов, в Академии связи дошел до 70 процентов, в Академии тыла и транспорта – до 64 процентов. То есть, на сегодня мы видим положительную динамику, её отрицать никак нельзя. Мы смогли сохранить наши кадры, создать для них условия, чтобы они не шли из системы военного образования, а остались в ней.
Хочу сказать и обратить ваше внимание. Несмотря на то, что идут оргштатные мероприятия, идёт изменение системы образования, но вузы продолжают эффективно выполнять свои задачи. Мы провели сравнительный анализ свой и посмотрели, сравнили с гражданским образованием. Единое интернет-тестирование, которое мы в обязательном порядке заставили проходить наши военно-учебные заведения, которое проходят и все гражданские учебные заведения, показало, что качество преподавания и качество сдачи тестов всех (все они сдаются анонимно, вы прекрасно понимаете), на 30 процентов выше, а порой даже на 40 процентов, чем в высших учебных заведениях гражданских.
С 2009 года мы приступили к переподготовке наших военнослужащих по одной из гражданских специальностей. И сегодня мы, кстати, готовим нормативный документ, он проходит регистрацию в Минюсте, чтобы позволять проходить переподготовку не только по той специальности высшего профессионального образования, которую имел военнослужащий, но и, в том числе, по среднему профессиональному образованию, и даже на заказ востребованной рабочей специальности, которую бы хотели освоить офицеры.
Поэтому в 2009 году у нас прошли переподготовку 4 тысячи 250 военнослужащих, в планах 2010 года у нас стоит около 10 тысяч человек. На сегодня (вот ещё не прошло и полгода) у нас уже переподготовлено свыше 4 тысяч. То есть, в прошлом году за весь год – 4 тысячи, а сейчас за неполных 5 месяцев – свыше 4 тысяч офицеров и прапорщиков.
При этом вузы стали реализовывать такую практику. Например, наша Академия РВСН, вы знаете, Петра Великого, которая находится вот здесь, в центре Москвы, они прекрасно отработали на Дальнем Востоке и получили очень хорошие отзывы, и преподаватели приглашают ещё наших преподавателей для того, чтобы осуществлять этот процесс.
Мы сегодня понимаем, что приоритетом, как всегда, у нас должно быть, в первую очередь, качество военного образования. Этот вопрос стоит очень остро. И выход на высокое качество военного образования, это не очередной лозунг, а объективная реальность. И поэтому мы считаем, для этого мы должны изменить совершенно, скажем так, многие вещи в нашем военном образовании.
Первое. Это обновить содержание организации и методики обучения слушателей и курсантов. Затем, укрепить научно-педагогический потенциал, совершенствуя мастерство профессионально-преподавательского состава, привлекать на учёбу в военно-учебные заведения наиболее подготовленную и профессионально мотивируемую молодёжь. И создавать, конечно, современную инфраструктуру и материально-техническую базу, которая необходима нам для организации образовательного процесса. Что мы в этом плане делаем?
По совершенствованию организации методики обучения и содержания, вы знаете, что в 2007 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, внесены изменения в Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», установлено три уровня: бакалавриат, магистратура и специалитет. Вы помните, как в Думе об этом активно дискутировали. То есть, закон был принят в 2007 году. С его необходимостью реализации мы столкнулись как раз летом прошлого года. Поэтому, кстати, Министерство обороны выступило в данном случае ведущей группой от всех силовиков. Мы объединили их под своей эгидой, всех силовиков и, благодаря этому, реализовано 29 специальностей по программе специалитета. В целом бакалавриат для нас неприемлем.
Мы много изучали зарубежный опыт, где есть программы бакалавриата. Для разных должностей военнослужащих есть программы бакалавриата. Но мы понимали, что если мы перейдем на программу бакалавриата в целом, да, то мы можем действительно нанести большой урон системе военного образования.
Поэтому юридически мы смогли закрепить в документах и постановлении правительства для себя три уровня. Мы можем реализовывать и бакалавриат, и программу специалитета, и магистратуры. И сегодня реализованы все эти программы.
Например, сегодня в Рязани та школа, которую мы открыли для сержантов, где время обучения 2,9 – это программа бакалавриата. В то же время академии, которые у нас родовые, они сегодня реализуют двухгодичную программу, заявляются программами магистратуры.
Поэтому в перечень постановления правительства от 30 декабря, вы можете открыть этот перечень за номером 1136, прописаны все вот эти наши военные специальности, по которым мы будем реализовывать и реализуем обучение.
Помимо этого с 2011 года мы должны перейти к реализации новых образовательных стандартов.
Ну, кто давно занимается этим вопросом, тот прекрасно понимает: Министерство образования этими стандартами занималось свыше 10 лет, и вот только что они у них появились на выходе.
Нам в декабре было дано чёткое задание. Вышел документ, который подписан и является нормативным по отработке стандартов, вернее, постановление правительства. На сегодня в течение трех месяцев все наши военные вузы и мы смогли подготовить стандарты по всем нашим специальностям военного образования. И могу сказать, что первое заседание, которое проходило в Министерстве образования, где рассматривалось 50 стандартов, из них было принято всего 20, из них 15 стандартов наших. У нас не отклонили ни одного стандарта. Это межведомственная комиссия, где есть представители разных вузов совершенно. И просто я вам этот аргумент говорю, чтобы показать, насколько качественно сработали наши военно-учебные заведения и насколько качественно по сравнению с другими, в том числе и гражданскими вузами, мы отработали наши стандарты.
Мы готовим своего автомобилиста, а гражданский вуз готовит своих по автомобильным специальностям, мы должны были совпасть в чем-то и с ними, и с МВД, и с МЧС. И в том числе сохранить свою военно-профессиональную составляющую. Почему? Потому что в основу разработки госстандарта мы заложили совершенно иной подход. Это компетентностный подход к подготовке слушателей и курсантов.
Знаете, об этом очень много можно рассуждать. Вот если кто бывшие военные, служили в армии, прекрасно понимают: рода и виды войск задают военному образованию свои квалификационные требования. Когда берешь этот документ, это вот такая большая пачка документов, где написано очень пространно: знать, уметь, способны и прочее, и прочее. Компетентностный подход предполагает совершенно иные компетенции к той должности, на которую будет приходить офицер, и будет занимать офицер в новом облике Вооруженных Сил. А в новом облике Вооруженных Сил, вы знаете, у нас все части в боевой готовности.
Поэтому сегодня все командующие и рода, и виды войск, они нам представляют совершенно новые квалификационные требования, которые основаны на точке зрения компетентности. А мы уже на этом разработали свои стандарты.
Поэтому мы сегодня с вами говорим, что действительно в военном образовании происходят значительные перемены, которые вбирают лучший опыт гражданской школы и в то же время сохраняют свою специфическую военно-профессиональную составляющую.
Лучший опыт гражданской школы в том, чтобы по-новому организовывать учебный процесс и по-новому преподносить свою военно-профессиональную составляющую. Так, кстати, вот сейчас разрабатывается закон новый «Об образовании», и мы, я это тоже считаю, как плюс положительный, потому что никогда в Законе «Об образовании» не было отдельной статьи о военно-учебных заведениях. Поэтому вот когда к вам придет проект, он уже на выходе этот проект закона, я прошу вас просто внимательно посмотреть, и мы рассматриваем это как достижение, что Минобраз пошел нам навстречу и под эту статью теперь мы, все силовики подходим. Но мы сохранили там за собой право и лицензирования, и право формирования, есть очень много интересных передовых вещей, которые находятся в новом проекте закона «Об образовании».
Так вот, в этот закон «Об образовании» в рабочих группах было предложено как норму внести подход к организации учебного заведения в модульные рейтинговые системы. Мы в течение этого года провели большую работу с нашими руководителями учебных заведений и сегодня уже начали внедрять модульно-рейтинговую систему. То есть, когда все содержание учебного материала развивается на модуле, это европейская система, у нас в России она апробирована, доказала своё преимущество в лучших вузах страны. Это высшая школа экономики, МГУ, МВТУ. И мы её сейчас начали внедрять в свои учебные заведения.
Вернемся к лингвистической подготовке, то есть это один из показателей того, насколько меняется у нас содержание образования в наших военно-учебных заведениях. Посмотрите, вышел документ в Министерстве обороны, это приказ министра об организации непрерывной лингвистической подготовки военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Это направлено на усиление и углубление лингвистической подготовки в наших военно-учебных заведениях. Если в настоящее время военно-учебное училище также как и все гражданские вузы предусматривает изучение иностранного языка на первом и втором курсах в объеме 340 часов, то сегодня наши военно-учебные заведения осваивают 828 часов. Такого нет ни в одном гражданском учебном заведении. То есть, Министерство обороны целенаправленно пошло на выделение дополнительных средств для того, чтобы все наши слушатели в своей анкете не просто писали: читаю, перевожу со словарем, а писали: владею английским или немецким, или французским языком, и при этом они могли бы защищать дипломные работы на иностранном языке.
Кстати, это мы взяли, европейский опыт, тот, который есть в странах НАТО, он называется «Единый уровень лингвистической подготовки в странах НАТО», у них свой стандарт. Так вот это 5 тысяч лексических единиц, сегодня это разрабатывается уже и начинает внедряться, это будет наш стандарт лингвистического военного языкового образования, тот, который не уступает ни натовскому, ни европейскому, ни американскому стандарту на выходе.
Дополнительно в военных академиях, посмотрите, если раньше иностранный язык был 90 часов и только первый семестр, теперь в течение всех двух лет в военных академиях 360 часов. И в Академии Генштаба тот же самый принцип.
То есть, сегодня мы полагаем, если на выходе из ВАКШа, мы будем иметь офицера, который должен встать во главе управления Вооруженными Силами, то это должен быть человек, который обладает оперативным мышлением, хорошо знает иностранный язык и его языковые компетенции на уровне передовых генералов. Кстати, лингвистический центр создан, министр уже подписал документы, это есть, на базе нашего военного университета. Он будет координировать всю работу во всех военно-учебных заведениях и в том числе даже вот после того, как военнослужащий выйдет из военного училища.
Помимо этого мы продумали очень интересные формы и военного обмена с европейскими и с западными учебными заведениями для того, чтобы наши курсанты не были ограниченными.
Я хочу сказать, что подходы очень многие являются с какой-то стороны неожиданными для общественности. Например, когда мы издали документ о том, что мы сегодня изменили порядок отчисления курсантов, и мы отчисляем за одну двойку без права пересдачи. Это тоже вызвало очень много разных вопросов. Много пришло писем. Но я могу сказать, что на сегодня курсанта не надо заставлять идти на самоподготовку. Курсант сегодня сам понимает и готовится. И сегодня качественная успеваемость в наших вузах выросла в разы. Тема, конечно, интересная.
Затем. Я прошу это рассматривать не как способ избавления от нерадивых курсантов, от них мы всегда избавимся, тем более сейчас знаем, их у нас переизбыток, а как способ повышения качества образования и способ формирования менталитета офицера нового уровня.
Сегодня мы наращиваем меры материального и морального стимулирования учащихся. Вы знаете, вот в декабре прошлого года курсанты, которые обучаются на отлично, все получили премию порядка 120 тысяч рублей. Это были персональные премии министра обороны.
Сегодня у нас отдельно разработаны документы по стимулированию курсантов….
Фрагмент стенограммы заседания Комитета Государственной Думы по обороне от 17 сентября 2010 года
Панков Н.А., заместитель министра обороны. Уважаемые депутаты!
Я, прежде всего, хотел бы от имени руководства Министерства обороны поздравить вас с началом новой сессии и пожелать вам плодотворной результативной работы, в том числе, и, прежде всего, с Минобороны России.
В соответствии с обращением председателя Комитета Госдумы по обороне Заварзина Виктора Михайловича сегодня мы докладываем об итогах, основных мероприятиях, проведённых в Вооружённых Силах Российской Федерации в 2010 году.
Мы запросили информацию у всех центральных органов военного управления, она получилась весьма объёмной, и это вполне объяснимо – текущий год является особенно насыщенным как по количеству, так и по масштабам проводимых мероприятий. И, кстати говоря, все вы были участниками основных из этих мероприятий.
Вместе с тем, в представленных в наш адрес материалах очень много информации, которая уже доложена Комитету по обороне начальником Генерального штаба, моими коллегами и заместителями Министерства обороны, другими должностными лицами. В этой связи свою задачу вижу в том, чтобы максимально уйти от повторений и акцентировать ваше внимание на актуальных в настоящее время вопросах.
Первый из них – формирование перспективного облика Вооружённых Сил.
Реально коренным образом именно сейчас изменяется структура управления Вооружёнными Силами. Объединённое стратегическое командование становится межвидовым органом военного управления. Как вы знаете, 6 июля этого года Президентом Российской Федерации подписан соответствующий Указ за № 843-СС. В соответствии с этим указом в Минобороны организована вся необходимая работа по его безусловному выполнению, в том числе и с определением конкретных исполнителей на уровне заместителей Министра обороны Российской Федерации. В частности, начальник Генерального штаба отвечает за формирование Восточного военного округа, в состав которого входит Дальневосточный военный округ и часть Сибирского военного округа, Тихоокеанский флот, командование ВВС и ПВО. Первый заместитель Министра обороны – за формирование Центрального военного округа. Статс-секретарь заместитель Министра обороны – за формирование Южного военного округа. И, кстати говоря, я позавчера вечером вернулся, отработав там с очень большой группой должностных лиц центрального аппарата Минобороны. И заместитель Министра обороны, генерал-полковник Булгаков отвечает за формирование Западного военного округа, который объединяет Московский и Ленинградский военные округа, Северный и Балтийский флоты.
В настоящее время допущены или назначены к исполнению должностных обязанностей все офицеры номенклатуры Президента Российской Федерации, за исключением одного, и все офицеры номенклатуры Министра обороны Российской Федерации. Идёт активная работа по назначению офицеров другой номенклатуры, уровень укомплектованности по этой категории от 50 до 92 процентов. К 1 сентября осуществлена реорганизация Московского, Ленинградского военных округов в Западный военный округ. К 1 октября остальные военные округа будут реорганизованы в Центральный, Южный и Восточный военные округа. В целом работа идёт планово и нормально, но это не значит, что нет проблемных вопросов. Они реально есть, но они решаемые. И, если хотите, моя работа на территории СКВО тому конкретное подтверждение. Но, тем не менее, проблем много и о некоторых из них я ниже ещё буду говорить.
Ранее мы докладывали, что создан новый боевой состав войск и сил. В Сухопутных войсках это 85 бригад, из них 39 общевойсковых и четыре военных базы. В ВВС 11 бригад военно-космической обороны и 33 авиационные базы. Хотел бы вам доложить, что, кроме того, мы осуществляем в настоящее время формирование трёх общевойсковых армий. Одна из них будет сформирована в Каменке – это в Западном военном округе, Шестая армия. Принято решение в Каменке посадить армию. 49-я армия будет дислоцирована в Южном военном округе и сейчас изучается три варианта дислокации вот этой армии. Все они интересные. Это очень достойный вариант. Я думаю, что мы доложим Министру обороны, и после этого будет основание поделиться этой информацией с вами. И 29-я армия будет с местом дислокации в Чите. И семи авиационных баз армейской авиации. Это тоже очень важный вопрос. Идёт переформирование 31 авиационной базы в семь авиационных баз первого разряда и две авиационные базы второго разряда.
Очень важный, новый, если хотите, непривычный для нас вопрос – разделение функций на (как мы раньше говорили) административные и оперативные. Выстраиваются два ствола функциональной ответственности. Один ствол: планирование, применение и строительство Вооружённых Сил. И второй ствол – обеспечивающий применение и строительство Вооружённых Сил.
Очень важный вопрос связан с созданием системы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил, формированием соответствующих органов управления, бригад и баз материально-технического обеспечения. Если говорить проще, то мы на уровне нормативно-правовых актов уже объединили, и сейчас идёт живая реальная работа по объединению тылового и вооруженческого стволов под одним руководством, под одним заместителем Министра обороны, генерал-полковником Булгаковым Дмитрием Витальевичем. По сути, он сейчас стал заместителем Министра обороны по материально-техническому обеспечению.
Ряд задач обеспечения и обслуживания, как вы знаете, возлагается на ОАО «Оборонсервис» и соответствующие субхолдинги, входящие в ОАО «Оборонсервис» и другие сторонние организации, не входящие в структуру Вооруженных Сил. Вот здесь, конечно, реальные вопросы есть, и я в этом имел возможность убедиться, в том числе в Ростове-на-Дону, и не только там, собирал руководителей вот этих структур и организаций. Проблемы, прежде всего, связаны с тем, что старые структуры упразднены или почти упразднены, и они реально не работают или почти не работают, а новые в полном объеме пока не заработали. И вот задача задач заключается в том, чтобы сейчас в ручном режиме заниматься тем, чтобы вот эти новые структуры начали работать в полном объеме и решали возложенные на них задачи.
Вторая и очень тоже важная задача, актуальная задача – оптимизация штатной численности центральных органов военного управления, воинских частей обеспечения и охраны. Эта работа нами проводится с 2008 года. И я бы хотел вам напомнить, в частности, и назвать цифры, которые вы слышали неоднократно, что в 2008 году центральный аппарат насчитывал 10523 человека, органы военного управления Министерства обороны насчитывали ещё 11290 человек, воинские части обеспечения и охраны – 29500 человек. И таким образом, это 51213 человек. В этом плане проведена очень большая и очень для нас болезненная работа, в том числе связанная и с пиар-издержками, работа по реформированию центрального аппарата. На сегодняшний день центральный аппарат Министерства обороны Российской Федерации насчитывает 5600 человек, воинские части обеспечения и охраны вместо почти 30 тысяч 3400 человек. Мы полагаем, что эту работу завершили, и я думаю, мы прошли реально очень болезненный, очень непростой этап.
Третья задача – оптимизация штатной численности должностей офицеров. Напомню, что на 1 января 2008 года численность должностей офицерского состава составляла 355 300 единиц. Мы с вами говорили, что на тот период времени некомплект офицерских кадров составлял около 45 тысяч человек. Нам нужно выйти в перспективном облике на 150 тысяч должностей офицерского состава. За 2008, 2009 и 2010 годы из рядов Вооруженных Сил уволено около 119 тысяч человек, около 6 тысяч переведено в другие федеральные органы исполнительной власти. Таким образом, если применять такой узаконенный в нормативно-правовых актах, но не очень звучный термин как «убыль офицерского состава», она составляет чуть больше 125 тысяч человек. Вот почему я и говорю, что в принципе свет в конце тоннеля виден, что мы на самом деле проделали уже основную и тоже очень непростую работу по сокращению численности офицерских кадров.
По структуре офицерских должностей тоже необходимая работа проделана. Говоря уже в привычной для нас терминологии осуществлён переход от яйца в структуре должностей офицерских к пирамиде.
И сегодня из 150 тысяч единиц офицерских должностей 40 процентов – это будут должности лейтенантов и старших лейтенантов, 26,7 процента – капитаны, 16,7 процента – майоры, 10 процентов, это 15 тысяч должностей, будут подполковники, 6,6 процента – генералы и полковники.
Кстати, вы, наверное, знаете, что совсем недавно Президентом Российской Федерации утверждён новый перечень генеральских должностей. Пересмотрены подходы по содержанию офицеров на всех уровнях управления. Ряд должностей заменяется на гражданский персонал. При этом замена производится в финансово-экономических органах, подразделениях юридической службы, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск, в подразделениях всех органов военного управления, несвязанных с управлением войск.
Четвёртый и тоже очень важный вопрос, и тоже вопрос, находящийся непосредственно, в том числе и в моём функционале, вопрос сохранения молодых офицеров. Я его осознанно сам выделил как вопрос самостоятельный по нескольким соображениям.
Задача сохранения молодых офицеров ещё в 2008 году была поставлена перед нами Министром обороны. Она неоднократно актуализировалась в вашем повышенном внимании. Я помню, как на Комитете по обороне этот вопрос неоднократно адресовывался мне.
Ну, и, наконец, не надо забывать и о том, что именно сейчас в войска пребывают выпускники 2010 года. И я тоже помню, помню, помню, как звучали предостережения, что мы по выпуску будем вручать молодым лейтенантам погоны и дипломы и отправлять их на гражданку.
Этот вопрос держу на личном контроле, еженедельно заслушиваю доклады начальника ГУКа и еженедельно докладываю Министру обороны.
По состоянию на сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: мы выпустили 12300 молодых лейтенантов. Они очень активно и организованно прибывают в войска. На сегодняшний день не прибыло всего лишь 142 лейтенанта, неделю назад таких было 377. Назначено на должности 9680 человек, из них 2251 человек назначены на сержантские должности. Около 800 человек назначены на смежные специальности. Если говорить жёстче, они назначены не по специальности. Мы сейчас занимаемся тем, чтобы организовать доподготовку или переподготовку. Будем организовывать вот эту переподготовку и доподготовку как непосредственно в воинских частях, в гарнизонах, так и в близлежащих военно-учебных заведениях.
Не назначены на воинские должности 1771 человек. 278 лейтенантов написали рапорта на увольнение. Это гораздо меньше, чем те предыдущие годы. По 728 лейтенантам у нас есть полное понимание, как мы с ними будем поступать. Работаем по их дальнейшему служебному предназначению. И по 770 молодым лейтенантам есть реальные проблемы. Это лейтенанты как раз вот тех специальностей, которые я называл чуть выше: финансисты, юристы, строители. Здесь, конечно, ситуация у нас посложнее.
На сегодняшний день мы содержим в распоряжении 42 200 офицеров. Делаем это осознанно. И, кстати говоря, не просто содержим, а вот с офицерами-распоряженцами тоже работаем, что называется, в ручном режиме. И в качестве доказательства приведу буквально ещё одну цифру. На 1 января 2010 года у нас в распоряжении было 55 тысяч офицеров. Год не закончился, мы количество распоряженцев сократили до 42 200 человек.
То же самое я мониторю в еженедельном режиме. Если освобождается вакантная должность, обязываем кадровиков и командиров, прежде всего обращаться, к офицерам-распоряженцам. И еженедельно мне докладывать, сколько офицеров назначено из распоряжения. Вот, скажем, по результатам прошлой недели половина офицеров, назначенных на должности, были офицеры, состоящие в распоряжении.
Реформирование системы военного образования. Мы на эту тему говорили на Комитете по обороне неоднократно, поэтому буду максимально лаконичен и попробую доложить несколькими блоками. Первое и, на мой взгляд, главное, о чём мы говорим мало, но на самом деле это действительно очень важный, это определяющий вопрос – мы начали учёбный год по новым образовательным стандартам. За этим кроется очень большая и организационная, и интеллектуальная работа, мы сумели защитить и утвердить все новые государственные образовательные стандарты.
В настоящее время не созданы военные учебно-научные центры видов Вооружённых Сил, сформирована сеть филиалов. В настоящее время практически завершён процесс оформления правоустанавливающих документов созданных и реорганизованных вузов. Должен сказать, что в 2010 году у нас сократилось количество филиалов: было 46, в настоящее время 38, сокращено восемь филиалов. Я думаю, что есть у средств массовой информации, и перечень этих филиалов вам известен. Если есть необходимость, готов воспроизвести.
С 2009 года мы приступили к профессиональной переподготовке увольняемых военнослужащих по одной из гражданских специальностей. И я вам уже докладывал, что потенциал военно-учебных заведений (а мы осознанно сделали ставку на переподготовку увольняющихся военнослужащих именно на базе наших военных вузов), так вот потенциал наших вузов позволяет ежегодно переподготавливать свыше 27 тысяч человек. Мы запланировали на 2010 год переподготовить около десяти тысяч человек. К настоящему моменту переподготовку прошли около восьми тысяч офицеров и прапорщиков.
Что касается довузовских образовательных учреждений. Сеть этих учреждений вам известна, она достаточно большая, и она имеет устойчивую тенденцию на расширение. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минобороны занимается формированием восьми президентских кадетских училищ. Первое президентское кадетское училище было открыто 1 сентября этого года в Приволжском федеральном округе, в Оренбурге, сделал это Президент Российской Федерации. Я приглашаю вас, если будет возможность, как говорят, будет оказия, посетить это образовательное учреждение, очень интересно, и там, по сути, мы пытаемся реализовать самые современные образовательные технологии, и там речь идёт об электронном образовательном учреждении.
И завершить своё выступление я бы хотел перечнем законопроектов. Мы тоже самое их проработали в центральном аппарате Министерства обороны, и по всем из них у нас позиция позитивная, мы благодарны вам за внимание к реальным проблемам военного ведомства. И те вопросы, которые стали предметом правового регулирования законопроектов, о которых идёт речь, как раз свидетельствуют о реальном решении существующих сегодня проблем. Мы, ещё раз говорю, готовы поддерживать эти законопроекты.
Электронная копия письма (23 Кб, откроется в новом окне).