Маленький «подарочек» для большой компании

ноябрь

В праздники принято дарить и получать подарки, причем неважно от кого. В преддверии Международного дня студента мы встретились с первым заместителем председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олегом Смолиным, чтобы узнать, чем же в ближайшее время порадует нас, «узников» застенков образования, государство.

— Планируется ли повышение стипендий, в том числе и социальных?

— С первого сентября 2007 года планируется повысить студенческие стипендии в 1,5 раза. Расчетная стипендия студента вуза должна составить 900 рублей, а студента ссуза и учащегося ПТУ — 315 рублей. Но если учитывать, что цены выросли в 60 раз, то студенческая стипендия в вузе должна составить 2 400 рублей, в ссузе — 1700, в ПТУ — 2 400. Сегодня «зарплата» учащихся примерно в пять и восемь раз меньше. Вторая проблема заключается в том, что в последнее время в связи с крайним ростом социального неравенства стипендия в России все больше из поощрения академических успехов превращается в социальное пособие, поэтому разрыв между стипендиями вузов, ссузов и ПТУ, я считаю неправильным.

При обсуждении бюджета на 2007 год мы предлагали поднять академические стипендии федеральных вузов до 1200 рублей, то есть не в полтора, а в два раза. Фракция «Народная воля» полностью проголосовала за нашу инициативу, КПРФ — на 98%, «Родина» — 58%, «Единая Россия» и ЛДПР нас не поддержали. Также мы предлагали поднять студенческие стипендии в ссузах и ПТУ не до 315, а до 500 рублей, и получили следующую поддержку: «Народная воля» — 100%, КПРФ — 98%, «Родина» — 65%, «Единая Россия» и ЛДПР — 0%. Я говорю это, чтобы студенты знали, кто на самом деле их поддерживает, а кто начинает любить их только перед выборами. Многие студенты говорят: мол, для «прикола» я проголосую за Владимира Вольфовича. Так вот, он, в свою очередь, для «прикола» голосует против них.

Хочу заметить, что уровень стипендии студентов сейчас значительно ниже, чем был у сверстников 17 лет назад. Тогда «зарплата» студента — первокурсника составляла 40 рублей, а прожиточный минимум оценивался примерно в 50 рублей. Студент технического вуза получал 60 рублей и более, студент — отличник, соответственно, получал на четверть больше, чем сорок рублей.

Поэтому размер стипендии, безусловно, надо поднимать, но и требования к студентам тоже не должны остаться прежними. Потому как далеко не все студенты могут ответить на вопросы, требующие элементарных знаний. Я считаю, это не только проблема студентов, но и наших электронных СМИ. Нужно возобновлять образовательный канал, чтобы каждый человек, который хочет образовываться не только в аудитории, но и через средства массовой информации, такую возможность получил. Меньше «развлекухи» — больше образования, тогда будет более здоровое общество.

Существует ли какая-нибудь программа финансирования ремонта студенческих общежитий?

— Да, есть специальный код в федеральном бюджете, по которому ремонтируются студенческие общежития. За последние годы эти деньги увеличились заметно, но поскольку в девяностых годах денег на ремонт общежитий почти не выделялось, то рост расходов на эти цели отстает от скорости старения студенческих «домов». Безусловно, нужно наращивать эти средства, потому как школы у нас уже горели и хочется, чтобы студенческие общежития этой участи избежали.

— Планируется ли повышение платы за проживание в общежитиях?

— Дело в том, что сейчас плата за жилье взимается по усмотрению вузов. В зависимости от объёмов финансирования вуза, он либо может установить низкую плату за проживание, либо вынужден её повышать.

Финансирование вузов в последнее время растет. Например, в следующем году оно вырастет в среднем на 38 процентов. То есть, вроде бы, денег у вузов становится больше, но при этом, как говорит нам руководитель федерального агентства по образованию Григорий Балыхин, все равно это составляет лишь 40% от потребностей.

К сожалению, в этом году государство одной рукой, вроде бы увеличивает выделение средств на общежития, другой же — пытается обложить вуз налогами. Государственным вузам частично компенсируют затраты на уплату налогов, а негосударственным вообще не компенсируется ничего. И еще, я знаю, что государственным вузам компенсация расходов на налоги за первый квартал пришла только в четвертом квартале, то есть в октябре. Естественно, это толкает вуз повышать не только плату за общежитие, но и за обучение.

Мы всегда выступали против того, чтобы образование платило налоги. Кстати, в России льготы по налогам для образования и науки идут от Петра Первого, а в западных странах образование платит меньшие, по сравнению с коммерческими структурами, налоги. Мы хотим, чтобы и у нас было так.

И в завершение, вопрос, ответ на который, думаю, будет интересен абитуриентам. Произошли ли какие-нибудь изменения в системе ЕГЭ?

— Концепция законопроекта, по сравнению с той, которая была пару лет назад, практически не изменилась. Единый государственный экзамен объявляется обязательной формой аттестации в школе. Исключение (по решению правительства) может быть сделано только для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей, которые либо находятся в колониях, либо в специальных образовательных учреждениях.

По закону ЕГЭ признан универсальной формой вступительных испытаний при приеме в вуз. Правда, сделано два исключения: по творческим специальностям (живопись, музыка и т. д.) будут дополнительные испытания. Также правительством решено установить список вузов, которые будут принимать студентов не на основе ЕГЭ, — таких «отличившихся» учебных заведений будет порядка десяти. Я же считаю, что технология единого экзамена должна использоваться в системе, а не как разовый акт, потому что экзамен — это всегда лотерея. Всем известны случаи, когда ребята прохлаждались во время учебы, а потом методом «тыка» сдали экзамен лучше тех, кто в течение года добросовестно трудился.

К тому же, есть сферы, где ЕГЭ в принципе не применим. Это касается гуманитарных предметов. Посудите сами, как можно сдавать литературу посредством «угадайки»? Также не надо забывать, что люди с разным мировоззрением могут по-разному отвечать на один и тот же вопрос. В ЕГЭ все это не укладывается.

Одним словом, тестирование — это натаскивание на «зубрежку» вместо развития мышления. Кстати, Российский философский конгресс, Ассоциация учителей истории и другие организации категорически против тестирования. И, знаете, однажды на заседании Госдумы я предложил подвергнуть эксперименту ЕГЭ двух докладчиков, задав им такой вопрос: «В чем историческое значение Куликовской битвы?». В тесте на него существует четыре ответа, причем среди них нет ни одного правильного. Видимо, авторы этого пособия по ЕГЭ оказались исторически не очень грамотными. Что же касается докладчиков, то они не смогли ответить на вопрос и обвинили меня в использовании дешевых трюков…

Мария Бубенко

Опубликовано: газета «Класс». — 2006. — ноябрь. — № 21. — C. 2-3.