Март
9 февраля Госдума не смогла выразить недоверие Правительству, но и доверия тоже не выразила. Зато думское выступление Премьера имело самое прямое отношение к образованию. Не подумайте, что к вашему или ваших детей. На эту тему Премьер сказал только одно: новые реформы в образовании должны быть продуманными. Что называется, и на том спасибо, если, конечно, действия будут соответствовать словам. Говорил же Премьер об образовании собственном, точнее, о пяти уроках, извлеченных из годичного пребывания у власти.
Урок первый: “проведение социальных реформ необходимо увязывать с обеспечением надлежащего уровня доходов населения”. По словам М. Фрадкова, в России ВВП на душу населения в 3-4 раза ниже, чем в других странах восьмерки. При этом на здравоохранение в этих странах тратится 6-8 % ВВП, а в России – 3 %; на образование, соответственно, 4-6 % и менее 4 %. “Можно ли в таких условиях рассчитывать, — задал вопрос Премьер, — что без дополнительных финансовых вложений социальные реформы дадут ожидаемый эффект?”
Задал, видимо, сам себе, ибо мы говорим уже пятый год, что дополнительные доходы федерального бюджета необходимо инвестировать в человека, а не “загонять” в иностранные ценные бумаги, помогая Бушу младшему финансировать войну в Ираке, и не гноить в стабилизационном фонде, когда в социальной сфере наступает полный “стабилизец”.
Далее М. Фрадков предложил за четыре года увеличить реальную заработную плату примерно в полтора раза. В переводе на русский это означает, что если в 2004, согласно данным Госкомстата, минимальная зарплата составляла 23,2 % (т.е. менее четверти прожиточного минимума), то к началу 2009-го она должна вырасти аж до 34,8 % (т.е. чуть более чем до трети того же минимума). Как можно будет прожить на такую зарплату, Премьер, естественно, умолчал.
Урок второй: “необходимо плотно работать с регионами по всем вопросам, касающимся социально-экономической политики. Что касается социальных вопросов, то ответственность центра и регионов просто невозможно разделить”. Еще раз удивил! Не мы ли сто крат говорили, что ФЗ № 95 и № 131, распределяющие полномочия между центром, регионами и местным самоуправлением таким образом, чтобы деньги собрать в центр, а ответственность передать на места, – это не “священные коровы”, что в них допущены грубейшие ошибки, которые 122-ым законом нужно было исправлять, а не усугублять.
Урок третий: “Нужно расширить подходы к поддержке экономического роста. От этого в конечном счете зависят финансовые ресурсы и населения, и государства”. Еще одна новость! О том, что государству необходимо поддерживать высокие технологии, сельское хозяйство и национальный экспорт, как это делается во всем цивилизованном мире, аппозиция говорит уже более десятка лет, а Закон о бюджете развития через парламент пыталась “продавливать” многократно.
В России, — продолжал Премьер, — доля сбережений одна из самых высоких в мире — около 30 %, а вот уровень инвестиций весьма средний – всего лишь 21 %. На исследования и разработки в стране тратится в 2-3 раза меньше, чем в Европе, на порядок меньше, чем в Японии и США. Увы, при этом Минобрнауки, как известно, предлагает приватизировать научные организации и сокращать бюджетное образование.
Урок четвертый: “нужно повышать эффективность рыночных институтов и делать это на основе доверия бизнеса и власти”. — После показательных процессов над нелояльными “олигархами”, после того, как Президент называет никому не известную “Байкалфинансгрупп” “Балтийская – как ее там”, провозглашение равноудаленности власти от бизнеса выглядело бы просто смешным, если бы не было столь грустным. “Новой шоковой терапии у нас не будет”, — провозгласил Премьер, но, кажется, был прав лишь отчасти: шок, и не один, сулят стране Жилищный Кодекс и налог на недвижимость, реформа образования и ликвидация отсрочек, зато предстоящая “реформа” здравоохранения последнюю терапию, похоже, добьет.
Урок пятый и последний: “необходимо увязывать стоимость реформ с имеющимися ресурсами и повышать эффективность бюджетного планирования”. По данным Премьера, в прошлом году за счет повышения цен на нефть и другие экспортные товары мы получили дополнительно около 30 млрд. долларов. Из них 15 млрд. ушли в стабилизационный фонд, на 8 млрд. увеличился вывоз капитала (это, видимо, результат “взаимопонимания” с бизнесом), в экономике же осталось работать только около 9 млрд. долларов – менее одной трети полученных дополнительных ресурсов. “Так что ресурсы в стране, безусловно, есть… но их значительно больше, чем экономика может эффективно потратить”. — Ну зачем же валить на экономику? разве не Правительство надувало стабилизационный фонд вместо того, чтобы инвестировать в человека и высокие технологии?
М. Фрадков предложил повысить собираемость налогов с 65-70 % до 80-85%, что дополнительно должно дать бюджетной системе 6-8 млрд. долларов. Уверен: учитель, родитель или пенсионер готовы поддержать Премьера двумя руками. Вот только пусть скажет, куда пойдут эти деньги? если снова в стабилизационный фонд, то лучше не надо: и у бизнеса отнимут, и людям не дадут.
Реагируя на недоуменные реплики депутатов, Председатель Правительства приговаривал почти после каждого “урока” примерно так: конечно, не ново, но ведь этим нужно заниматься! слышать это от руководителя высшего органа исполнительной власти в стране было удивительно, забавно, но и немного обнадеживающе. Хотелось верить, что Премьер не утратил способности учиться, и хотя его образование обошлось стране, видимо, дороже, чем образование всех остальных граждан, вместе взятых, хотелось верить в перемены, в то, что Правительство станет быстрее повышать уровень доходов населения, инвестировать в производство, что громадный профицит бюджета будет приносить пользу здесь, у нас, а не там, у них, и т.п. Увы, другие люди во власти помогли быстро рассеяться последним иллюзиям.
По сообщениям СМИ, почти одновременно с отчетом М. Фрадкова в Думе ведомство г-на Грефа представило программу экономической политики, прямо противоположную “урокам”, о которых говорил Премьер. В свою очередь, Президент дал согласие А. Кудрину истратить большую часть стабилизационного фонда на опережающую выплату внешних долгов (чужие кредиторы, как всегда, оказались роднее своих ветеранов). Наконец уже 10-го февраля на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке произошел курьезный случай. При обсуждении проблемы наукоградов, пострадавших, как почти все в России от ФЗ №122, автор этих строк высказался примерно следующим образом: конечно, лучше было Закон не принимать, но теперь приходится преодолевать трудности, которые сами перед собой воздвигли. И далее стал вносить предложения к законодательству. В ответ Председатель комитета Н. Булаев заявил: 122-ой Закон хорош и правилен, а те, кто собирается в стране устроить “Оранжевую революцию”, пусть знают, что Россия – не Грузия и не Украина!… Видимо, так устроен мир: кто поумнее, учится на ошибках, а остальные ищут заговоры.
В итоге перспективы не ясны: пока Премьер обещает перемены, находящиеся при власти “васьки”, слушают, да едят, а политические “жучки” старательно облаивают тех, кто пытается помочь Премьеру извлекать уроки.
Опубликовано: Позиция. – 2005. – 10 марта. — № 8.