Образование относится к категории, где не хватает ни денег, ни идей. Хотя, есть некоторые позитивные моменты, о которых скажу чуть позже.
Впервые за последние месяцы министр образования А. Фурсенко высказался в поддержку Единого Государственного Экзамена, объявив, что он будет вводиться теперь законно. Ну, что сказать про ЕГЭ? Про него говорят разное. Одни – что это наше спасение. Другие – что это безобразие из трёх букв. Я думаю, что правды больше у вторых. Но самое главное вот в чём. Когда предлагали ЕГЭ, нам объясняли: он спасёт страну от коррупции. Говорили: посмотрите (не буду называть республику, буду политкорректным), в таких-то республиках России процент медалей выпускников больше, чем в престижных московских школах. Откуда? Ясно, говорили нам, что эти медали покупаются. А теперь смотрим на результаты Единого Государственного Экзамена по математике в 2005 году. Оказывается, что примерно в тех же республиках результаты ЕГЭ по математике выше, чем в московских и престижных питерских школах. Ничем не прибавили, не убавили. Добавлю. Немало людей с творческими способностями к ЕГЭ не приспособлены. Я думаю, Александр Пушкин ЕГЭ не сдал бы. У него был бы 0 по математике. А. Эйнштейн, скорее всего, тоже его бы не сдал: он заявлял: «Я специально забыл, кто открыл скорость света, потому что это можно посмотреть в любом справочнике». Экс-министр образования Е. Ткаченко сказал, что в своё время один из выдающихся учёных взял его к себе в лабораторию за оригинальные ошибки. То есть, его преподаватель увидел за ними творческий ум.
Допустим, выпускник поступил в вуз. Что дальше? Учиться можно либо на бюджетной основе, либо на платной основе. На бюджетной основе в Германии учится далеко за 90% всех студентов, во Франции – под 90%, в России – менее половины всех студентов. Хотя минимальная заработная плата у нас пока ещё 800 рублей, с 1 мая будет 1100. А минимальная заработная плата где-нибудь в Европе – 1000 евро.
В текущем учебном году, впервые за последние 10 лет, произошло сокращение бюджетного набора студентов, примерно на 4,3%.
Когда мы пытались в Законе о высшем образовании сохранить положение о том, что нельзя сокращать бюджетные места, результаты голосования были такие:
Родина — 85%,
КПРФ – 82,5%,
«Единая Россия» — 1%,
ЛДПР – 0%.
Второй способ обучения – платный. Плата зависит от многих причин, в том числе, от налоговой системы. В 2006 году отменены льготы по налогу на землю и на имущество. То есть, те негосударственные вузы, которые уже создали материальную базу, наказаны. Есть все основания ожидать, что плата за обучение в них вынужденно будет повышена. Возрастёт цена и всех платных образовательных услуг. Когда мы пытались сохранить 40 статью об образовании, которая сохраняла налоговые льготы для системы образования, итоги голосования были такие:
КПРФ – 94%,
Родина – 79%,
«Единая Россия» — 0,3%,
ЛДПР – 0%.
Студент поступил на бюджетное место, а дальше выясняется: надо жить. Министр образования и науки в недавней телепередаче уверял, что студенту на жизнь никогда не хватало и всегда приходилось подрабатывать. И правда, и не правда. Когда я учился в вузе, стипендия была 40 рублей в месяц, это примерно 2 тысячи рублей на нынешние деньги, а повышенная – 2,5 тысячи. Сейчас расчётная студенческая стипендия 600 рублей. И когда мы пытались поднять её в 1,5 раза, коммунисты дали 96%, Народная воля – 67%, Родина – 30%, «ЕР» — 1%, ЛДПР – 0. Такие же результаты были, когда мы пытались поднять стипендии учащимся ПТУ и студентам ссузов до 350 рублей. В стране есть все возможности поддержать студентов. Хотя бы поднять стипендию до советского уровня в реальных деньгах. Во Франции на поддержку студентов тратится в 1,5 раза больше, чем на само высшее образование. Возможности у страны огромные. Кстати, когда в той же телевизионной передаче провели опрос: будет ли высшее образование более доступным, 31% сказали «да», 69% — «нет».
Заканчивая, я вспоминаю знаменитую студенческую фразу: лучше иметь красное лицо и синий диплом, чем синее лицо и красный диплом. Хочу пожелать студентам, чтобы и лицо, и диплом были красными, по-русски говоря, красивыми, но для этого нужно правильно выбирать себе власть. От вас, ребята, это зависит.
Спасибо за внимание.
Фрагменты выступления на радио ГТРК «Иртыш». – 2006. — 30 января.