Вспомните, как было раньше, при Советах — власть стремилась приблизить возможности сельских ребят к возможностям городских. Во всех сельских районах была создана система сельского профессионально-технического образования, причём с хорошей материально-технической базой. Более того, в вузах существовали так называемые рабфаки для ребят из села. На них попадали и парни после армии. Льготная система получения образования также способствовала повышению образовательного уровня на селе. Нельзя сказать, что качество образования на селе было абсолютно таким, как в городе, но и различия были небольшими.
Иная картина сейчас. При нынешней власти колоссально вырос уровень социального неравенства. Причем доходы на селе качественно ниже, чем в городе. Мы знаем, что работники сельского хозяйства в нашей стране занимают последнее место по уровню заработной платы. Расходы бюджета на сельское хозяйства в стране ничтожно малы (в 2006 году они составили лишь 0,5%! В советские годы в 1990 году они составляли 19,2%). И национальный проект по образованию также не подкреплен соответствующими финансами. При такой ситуации очень трудно обеспечить право на достойное образование, где бы то ни было.
В законе есть положение, принятое по инициативе депутатов от КПРФ, которое дает возможность сельским ребятам на так называемой льготной основе целевую подготовку. К сожалению, в последнее время вузы трактуют ее по-своему. За каждое направление в вуз с родителей выпускников сельской школы, в зависимости от фантазии, требуют от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Получается платное обучение, но платишь один раз. И сейчас для сельских ребят целевая подготовка доступна тем, у кого есть приличные деньги. Интересно, что я в свое время направлял запрос в министерство образования с предложением дать инструктивное письмо в вузы, запрещающее подобную практику. Мне ответили, что у них нет фактов. Но на местах, сколько я ни просил дать факты, молчат. Видно, те, кто поступил, не хотят ссориться с вузами, а те, кто еще не поступил, надеются с ними не поссориться заранее.
Очень сложная проблема сельской школы — это проблема оборудования. Известно, что российское правительство запустило систему грантов. Но если гранты будут давать с той же скоростью, с какой дают их сейчас, то последняя школа получит грант примерно через 60 лет, а последний учитель, вероятно, через 150. Одним словом, гранты не заменяют основного финансирования!
В целом по России расходы на все отрасли хозяйства в бюджете возрастают на 40%, а по образованию только на 26%. В селе рост затрат на образование достигает и того меньше — лишь 10-20%. О каких приоритетах образования можно говорить в такой ситуации?!
Вопиющий факт: в стране есть школы, где ребята не посещают занятия, потому что им не в чем ходить. При Советской власти подобного не было.
Серьезной проблемой является и проблема кадров. Несмотря на то, что в стране принимаются какие-то меры для стимулирования молодых специалистов, обеспеченность кадрами сельских школ оставляет желать много лучшего. Те стимулы, которые предлагаются, не компенсируют разницы уровня жизни в городе и селе. В Государственной Думе предлагали вернуться к идее распределения выпускников, в частности, медицинских и педагогических вузов. Я в этом вопросе придерживаюсь следующей позиции. К этой советской методике распределения выпускников вузов можно вернуться. Но при этом нужно вернуться хотя бы к советскому уровню заработной платы. Сейчас уровень заработной платы учителя по сравнению с советскими временами в 2-3 раза ниже до сих пор. Значит нужно сначала обеспечить социальные гарантии, а потом параллельно требовать ответственности человека. Тогда не придется загонять кадры в сельские школы.
Еще одна тема — компьютеризация школ, которой наш Комитет и фракция КПРФ очень много и активно занимаются. Дать сельским ребятам компьютерные классы — здорово. Сейчас никуда на работу не устроишься, не зная компьютер. Правильная идея и подключить сельские школы к Интернету. В Интернете ребята получают такие знания, которые не могут получить в библиотеке, так как многие из них закрыты. К сожалению, политика российской власти напоминает человека в шляпе и, извините, без брюк. Имею в виду то, что компьютеризация не заменяет отсутствия учебников. Я уж не говорю о том, что качество имеющихся учебников также оставляет желать лучшего. По официальным данным, 50% учебников в школах морально устарели. А каждый пятый ребенок находится в селе. Многие не имеют учебников вообще. Компьютер может только дополнить учебник! Как видите, чтобы обеспечить равные возможности сельским ребятам и городским, надо многое сделать.
Прежде всего, резко увеличить финансирование образования вообще — примерно в 2,5 раза, а в селе — в 5-10 раз. Причем никто меня не убедит (никакая кудриномика, никакой министр финансов), что если мы отремонтируем и оборудуем сельскую школу, дадим сельскому ребенку горячее питание, то от этого в стране будет дикая инфляция.
Нужно также решить кадровую проблему. Уверен, зарплата сельского учителя должна быть выше, чем в городе. Более того: чем сложнее условия в селе, тем выше должна быть компенсация этих сложностей.
Закон о монетизации, который мы получили по большому счету благодаря депутатам от «Единой России», отменил даже 20-процентную надбавку к зарплате сельского учителя и сбросил эту ответственность на регион. Дай бог, чтобы Омской области и без «Сибнефти» хватило денег на это.
Этот закон ликвидировал 112(!) важнейших социально значимых законов. Так, был полностью отменен закон о моратории на приватизацию в системе образования, который запрещал закрытие любого учебного заведения без согласия законодательного органа. После этого по стране резко ускорилось закрытие сельских школ. Недавно мною был предложен закон о дополнительных гарантиях реализации права граждан на образование. Я предлагаю вернуть то, что было в законе о моратории, а именно: нельзя закрывать сельскую школу без согласия Совета депутатов, в ведении которого она находится. Да, у нас в законодательстве осталось, что сельскую школу нельзя закрыть без согласия сельского схода, но, к сожалению, часто это положение закона нарушаются. Порой этот сельский сход «уламывают» уговорами, угрозами: то горючки на посевную не дадим, то воду отключим… Точно как на выборах. Надо обязательно вернуть это положение в закон.
Наконец, над сельской школой нависла еще одна угроза — это предложение президента, отчасти правительства ввести систему подушевого финансирования в школе, когда деньги следуют за учеником. В принципе это было всегда. Но не могут ВСЕ деньги следовать за учеником! Крупные школы в таком случае окажутся в выигрыше, а сельские школы проиграют. Сельские школы нуждаются в дополнительной поддержке! Не надо забывать, что новые российские реформы были проведены на костях крестьянина, который от них наиболее и пострадал. Пока у власти есть деньги, а у нее огромное количество денег, она обязана их потратить на село, на образование сельских ребятишек, чтобы возместить те потери, которые они несут с начала 90-х годов.
Уверен, что сельское образование заслуживает особого внимания, и мы, фракция КПРФ в Государственной Думе, будем поддерживать сельскую школу всеми имеющимися возможностями.
Нельзя экономить на детях — это безумие полное. Если президент, правительство продолжают экономить на детях, то через 45 лет нас останется 100 миллионов человек, появятся огромные пустые территории, угроза сокращения территории России, сырьевой характер экономики и тому подобное. Для того чтобы этого не произошло, стране, регионам в законодательной власти всей вертикали нужны истинно народные представители, а не послушное режиму большинство от «Единой России», как сейчас. Тогда и село будет развиваться!
Опубликовано: газета «Красный путь». — 2006. — 27 декабря. — № 51. — C. 5.