Нужна ли всеобщая бакалавризация

На протяжении последних двух лет образовательная политика российской власти не переставала удивлять: удивлять сильно, часто и разнообразно, причём, главным образом, своей непоследовательностью.

Выступая в Госдуме 15 июня 2005 г., я заметил министру образования и науки, что он лично ничего особенно плохого сделать ещё не успел, но напряжение в образовательном сообществе — как в середине 1990-х гг., когда учителям не платили зарплату, а они, в свою очередь, бастовали и даже брали в заложники высокопоставленных государственных чиновников. Разгадка проста: позиция правительства меняется, как ветер в мае; оно регулярно принимает документы, а министр делает заявления, которые не только противоречат друг другу, но и периодически повергают образовательное сообщество в состояние лёгкого шока – как правило, не от радости. Именно поэтому студенты бросали в министра яйца и выходили на демонстрации, члены Российской академии наук впервые за почти 300 лет её существования освистали его доклад, а православная общественность заявила о намерении пикетировать здание министерства.

Документ под названием «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», в основном одобренный правительством 9 декабря 2004 г., предполагал переход отечественной системы высшего образования на двухступенчатую структуру. Весной 2007 г. правительство рассмотрело на эту тему специальный законопроект. Обосновывая его перед коллегами, министр образования и науки утверждал, что принятие такого закона приведёт к повышению качества отечественного образования. Однако это, по меньшей мере, сомнительно.

Напомню: возможность двухступенчатой структуры высшего образования («бакалавр – специалист» или «бакалавр – магистр») предусмотрена действующим законом с 1996 г. Однако правительственный законопроект отличается от этого закона принципиально, причём по всем основным позициям.

Во-первых, закон устанавливает минимальный срок обучения по программе бакалавров 4 года. Правительство предлагает «вилку» – 3-4 года. Это значит, что в целях экономии бюджетных денег бакалавров всё более и более будут переводить на трёхлетний срок обучения. Между тем, как однажды заметил ректор Московского медицинского университета М. Пальцев, трёхлетний бакалавр в России всегда назывался фельдшером.

Во-вторых, закон даёт каждому вузу право выбора между традиционной программой специалиста и двухступенчатой (бакавриат + магистратура). Правительство же предлагает сделать бакалаврами подавляющее большинство студентов, а программу специалиста оставить только для узкого круга избранных, который оно же само и определит.

В-третьих, действующий закон позволяет студенту выбирать различные траектории обучения, в т. ч. после бакалавриата стать специалистом, а после «специалитета» – магистром. Правительство же такую возможность исключает: после бакалавриата – только магистратура, а если хочешь стать специалистом, начинай сначала. Ещё более странно, что специалиста в магистры тоже пускать не собираются.

Все эти нелепости касаются не только государственных, но и негосударственных вузов.

В-четвёртых, закон не ограничивает возможности студента получить качественное образование: завершил одну ступень – переходи на вторую. Правительством же предлагается при переходе из бакалавриата в магистратуру устроить конкурсный отбор. При этом полноценного образования все студенты получить не смогут.

В-пятых, в своё время министр А. Фурсенко «озвучивал» предложения, согласно которым бюджетное финансирование магистратуры следует сохранить только в национальных университетах и вузах федерального значения (в общей сложности не более 200). В остальных же вузах – перевести магистратуру на платную основу. Понятно, что в этом случае преимущество получат студенты Москвы и Питера, где будут сосредоточены вузы первой и второй категорий, а студенты из провинции окажутся ещё раз «поражены в правах».

Наконец, в-шестых, действующий закон, устанавливая ступени, а не уровни высшего образования, позволяет студентам получить отсрочку от призыва на военную службу на весь период обучения. Правительство же предлагает вводить именно уровни высшего образования. В свою очередь, закон о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что отсрочкой для получения образования данного уровня студент вправе воспользоваться только один раз. Поэтому в случае принятия предложений правительства, вместе с дипломом бакалавра выпускнику можно будет смело вручать повестку военкомата. Пойдёт ли бакалавр в магистры после армии – вопрос открытый.

Стоит напомнить: по мнению ректора МГУ В. Садовничего за рубежом российские бакалавры в лучшем случае смогут получить места лаборантов, да и в России у них, составляющих меньшую часть всех выпускников, много больше проблем с трудоустройством, чем у специалистов. В определённой мере ситуацию отражает популярная в образовательных кругах шутка неизвестного автора.

Выпускник вуза:

— Здравствуйте, я бакалавр.

Работодатель:

— Вижу, что не Иванов, но расскажи лучше, чему тебя научили?

Ситуация выглядит весьма острой. Ещё 15 июня 2005 г. на Пленарном заседании Госдумы мне пришлось жёстко заявить министру образования и науки, что пора, пожалуй, перефразировать формулу классика. Отныне она должна звучать так: дикий капитализм в России – это есть антисоветская власть плюс принудительная бакалавризация всей страны!

Опубликовано: газета «Короленко, 12». — 2007. — 30 апреля. — № 7. — C. 2.