Состоялось последнее пленарное заседание Государственной Думы, которое завершило осенне-зимнюю сессию. И о некоторых итогах работы российского парламента поговорим с Олегом Смолиным, членом фракции КПРФ, заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию…
– Подводя итоги года, хотелось бы услышать вашу точку зрения; представители правящей партии уже высказались, оценив работу народных избранников; теперь хотелось бы послушать оппозицию…
– Как там у Андрея Миронова: «Совершите вы массу открытий, иногда не желая того»?! В этом году мы совершили три важных открытия, но, к сожалению, не совершили четвертого. Итак, во-первых, мы открыли, что у нас есть кризис. И правильно сказал председатель правительства: хотели рыночную экономику – получайте ее вместе с кризисами… Но не все любят говорить правду, а именно, что по глубине кризиса мы оказались рекордсменами в «восьмерке» и едва ли не рекордсменами в «двадцатке».
Президент Медведев признал, что по итогам года будет почти девять процентов спада по валовому внутреннему продукту, но не все знают, что, по оптимистическим прогнозам правительства, которые зафиксированы в бюджете, к концу 2011-го года мы все еще не выйдем на уровень 2008-го года. И не все помнят, что в 2008-м году даже по общему объему валового внутреннего продукта мы не достигли уровня 1990-го года, а по натуральным показателям – тем более. То есть, к 2012-му году мы все еще не достигнем уровня 1990-го года.
– Так в 12-м году может случиться конец света, как предсказывают календари майя…
– Я знаю про календари майя, но хочу успокоить наших слушателей: в 12-м году конца света не будет. Если же он случится, я готов ответить за точность моих прогнозов депутатской зарплатой…
Второе открытие, которое мы сделали в этом году (это открытие сделал президент Медведев): оказывается, у нас отсталая экономика, и вообще говоря, до сих пор модернизацией в России никто не занимался. Это ровно то же самое, что мы говорили по крайней мере с 2001-го года, объясняя, что нужно делать с пролившимся на нас нефтяным золотым дождем. В итоге – упомянутое признание президента.
Возвращаясь к первой теме, – мы не случайно рекордсмены по кризису; производящая экономика оказалась гораздо более устойчивой к кризису, чем экономика, сидящая на нефтяной игле. Мы перегнали Америку: в Штатах за первый квартал был зарегистрирован спад порядка двух с половиной процентов, у нас – порядка семи с половиной. Не знаю, что будет в Штатах по итогам года, но, думаю, меньше, чем у нас… А в Китае – вообще рост порядка девяти процентов! У нас девятипроцентный спад – у них рост.
– Там народу много…
– Думаю, дело не только в этом. Дело в том, что там нет своего, извините за выражение, министерства финансов, которое огромные доходы экономики загоняет неведомо куда и не дает развиваться ни самой экономике, ни человеческому потенциалу России. Кстати, уже после того как мы в прошлый раз встречались в программе «От первого лица», был опубликован очередной доклад о развитии человеческого потенциала в мире; так вот положение России в этом докладе изменилось следующим образом. Согласно предпоследнему докладу, мы были 67-е, сейчас мы – 71-е… По благосостоянию (предпоследний доклад) мы были 56-е, остались на том же месте. По образованию были 26-е, стали – 41-е, по долголетию были 119-е, сейчас – 124-е.
Доклад сделан на основе данных за 2007-й год, то есть когда наш бюджет просто ломился от денег… И несмотря на это, мы все время ухудшали свои показатели состояния человеческого потенциала…
И третье открытие сделала наша правящая партия: оказывается, модернизироваться мы будем на основе консервативной идеологии. Вообще-то консерватизм предполагает сохранение, а модернизация – обновление. Как правящая партия предполагает соединить ежа и ужа – этот вопрос, что называется, не ко мне…
А теперь последнее, четвертое открытие, которого мы не сделали. Мы должны были сделать из кризиса открытие, которое могли сделать гораздо раньше – стране необходим левый поворот! Левый поворот – это куда? Левый поворот – это поворот к более социальной, более человечной экономике и к более социальной, более человечной политике. Фракция компартии в Государственной Думе в прошедшем году делала, что могла в положении меньшинства именно для того, чтобы обеспечить этот самый левый поворот. По каким-то частным вопросам это удавалось, по политике в целом это, конечно, не удалось.
– Олег Николаевич, вы уже частично ответили на вопрос, который я хотела вам задать… «левые закидоны» не всегда заканчивались хорошо…
– Наталья Павловна, закидоны в любую сторону всегда чреваты. Дело не в том, левая или правая политика, дело в том, какой степени радикализма эта политика. Когда мы перегибаем палку влево, например военный коммунизм, это приводит к вполне определённым последствиям. Кстати, первым, кто повернул рулевое колесо вправо в новейшей российской истории, был В. Ленин, вводя новую экономическую политику. Но, между прочим, например, президент Рузвельт, которого я считаю лучшим президентом США 20 века, совершил в Америке после кризиса именно левый поворот. Тогда Т. Драйзер, знаменитый американский писатель, произнес известную фразу: «За это я благодарю Маркса и красную Россию».
Если мы сейчас сравним социальные показатели экономики социальных государств Европы и России, то увидим, что когда-то средняя продолжительность жизни в России была на уровне среднеевропейской, это были 80-е годы. Сейчас мы 124-е, видимо, народ мрёт от счастья и поэтому продолжительность жизни в России столь низка.
Когда-то у нас студентов 100 процентов учились на бюджете, в Германии сейчас более 90 процентов – на бюджете, во Франции более 80 процентов студентов учатся бесплатно, у нас – только треть, остальные вынуждены платить. Здесь тоже нужен левый поворот.
В этом году мы поддержали принятие в целом правильных решений по пенсиям. Пенсионная реформа, которая со следующего года начинается, я бы её назвал так: вперёд – назад от Зурабова. Правда я так и не добился от правительства, на сколько повысятся пенсии? Ответы варьировали: от 30 до 50 процентов. При этом пенсии будут чуть более 8 тысяч. Размеры пенсий в государствах Европы: Дания – 89 тыс. рублей, Голландия – 83, Греция – 63 тысячи, конечно, там другой масштаб цен, но положение пенсионера и в следующем году, несмотря на решение, которое мы поддержали, останется непростительно нищенским в нашей стране.
– Олег Николаевич, беспокоят проблемы образования…
– Бюджет 2010 года в части образования будет меньше, чем в 2009 году, примерно на 5 процентов. Впервые за почти 20 лет моей работы в парламенте федеральный бюджет отказывается помогать регионам повышать заработную плату российской интеллигенции. Если мы признаём, что человеческий потенциал это главное, то платить тем, кто его создаёт, надо не меньше, чем тем, кто создаёт другие материальные блага.
Второй год подряд реальная заработная плата интеллигенции и других работников бюджетной сферы будет снижаться, потому что рост цен никто не остановил. Хотя формально инфляция замедлилась, планируется в размере 8%, в прошедшем году была за 13%. Но это официальный рост цен, мы знаем, что так называемая социальная инфляция, то есть рост цен на товары первой необходимости, в полтора – два раза выше.
В следующем году предполагается примерно в 5 раз сократить бюджетные деньги на выплаты лучшим учителям. Напомню, следующий год президентом объявлен Годом учителя. На региональные бюджеты в 2010 году передается финансирование пособий (компенсаций) за пребывание детей в дошкольных учреждениях. Минфин нам говорит: мы в бюджетах регионов это предусмотрели, разрешили поднять транспортный налог в 10 раз и за счёт этого финансировать социальные программы. Не хотите поднимать – не финансируйте.
В Комитете Государственной Думы находится поддержанный правительством законопроект, который предусматривает ликвидацию коммунальных льгот для сельского учителя. Я удивляюсь, почему Госдума в недостаточной степени завалена письмами протеста против принятия подобного законопроекта. Лучше бы не объявляли Год учителя, чем понижать его статус и реальные доходы.
Завершена работа двух комиссий по единому государственному экзамену, членом обеих я являюсь. И если с выводами комиссии Совета Федерации я более чем на 90 процентов солидарен, то с выводами президентской комиссии по ЕГЭ я расхожусь радикально. Наши предложения в этой комиссии всерьёз не были рассмотрены, большинство было отклонено, видимо в начале следующего года совместно с Иваном Мельниковым, зампредом Государственной Думы и первым зампредом Геннадия Зюганова в ЦК КПРФ, профессором Московского университета мы будем совместно проводить пресс-конференцию, представляя наше особое мнение.
На мой взгляд, итог доклада президентской комиссии по ЕГЭ можно было бы сформулировать так: два маленьких шага вперёд, остальные – на месте. Мы долго обсуждали, пользоваться ли на экзамене мобильными телефонами, в предварительном варианте доклада был даже раздел, который назывался «Создание положительного образа ЕГЭ», но после того, как я сказал: не заменяйте свободу информации свободой пропаганды, из окончательного текста доклада это название ушло. Но два шага вперёд я бы оценил следующим образом.
Первое. Наконец принято наше предложение и теперь не только на вечернее и заочное, но и на очное отделение вуза и техникума смогут поступать без ЕГЭ те, кто окончил школу до 2009 года. Наконец согласились, что закону нельзя придавать обратную силу. Я призывал депутатов последовать моему примеру и попробовать сдать ЕГЭ хотя бы по русскому языку. Ни одного желающего не нашлось. А вот я прорешал ЕГЭ по русскому языку и точно знаю, что диктант выявляет грамотность несравненно лучше, чем ЕГЭ; изложение выявляет навыки письменной речи несравненно лучше ЕГЭ; сочинение лучше выявляет творческие способности. Безграмотные отличники – ноу-хау ЕГЭ.
Следующий год будет, согласно китайскому календарю, годом Тигра. Я хочу от души пожелать всем нашим слушателям, чтобы в этот год вы проявили лучшие свои качества – решительность, быстроту реакции, смелость, в том числе в отношениях с депутатами Государственной Думы, и, наконец, заставили их голосовать за те законопроекты, которые мы вносим в ваших интересах.
Опубликовано: Радио России. – «От первого лица». – 2009. – 25 декабря.