Январь
Окончание. Начало читайте в № 12.
Пользуясь случаем, хочу сообщить, что в мае я был в Минтруде у Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, а затем встречался с первым замом министра финансов Татьяной Нестеренко. В итоге в 2015 году субсидии для предприятий всех пяти всероссийских общественных организаций инвалидов будут увеличены с одного миллиарда 282 миллионов рублей до одного миллиарда 499,3 миллионов, следовательно, финансирование будет дополнительно увеличено на 217,3 миллиона рублей. Это подтверждает официальное письмо из Минфина. Возможно, не так много, как хотелось бы, но попробуйте найти того, кто сможет достать больше! Скажу откровенно, убеждён: в условиях экономической стагнации, которая не сегодня-завтра может перейти в очень тяжёлый кризис, получить дополнительные деньги — редчайший успех.
У наших хозяйственных обществ не хватает оборотных средств, причём не важно, идёт ли реализация готовой продукции или нет. Эти проблемы ещё раз поставлены на уровне поправки к законопроекту, в котором подчёркивается, что необходимо выделять сферы деятельности, где предприятия, использующие труд инвалидов, должны иметь преференции в получении государственного заказа. Повторяю: нельзя гарантировать, что пройдёт наш вариант, но обязательно будем пытаться.
Мы неоднократно обращались в Комиссию по делам инвалидов и в Минэкономразвития, в результате чего, с одной стороны, сделан шаг вперёд, а с другой — назад. Если в предыдущем 94-м законе о госпоставках было написано, что органы местного самоуправления могут давать инвалидам преференцию в 15% цены, то теперь в новом 44-м указано, что они обязаны это делать, но «до пятнадцати процентов», что, как правило, меньше. Это полностью зависит от позиции руководства субъекта Федерации, которому даётся возможность принять самостоятельное решение, а оно далеко не всегда будет в пользу инвалидов.
Действующее законодательство недостаточно способствует трудоустройству незрячих на открытом рынке, хотя и существует целый блок соответствующих предложений. Мы категорически против свёртывания системы предприятий ВОС, но сверх того предлагаем вернуться к целевому квотированию рабочих мест. Уж одного-то маломобильного гражданина можно устроить даже на предприятии с числом работников не более тридцати, особенно если учесть, что речь идёт об инвалидах разных категорий, или нозологий. Создание специальных условий труда для каждого инвалида по зрению обычно обходится не менее чем в 150 тысяч рублей. Для недобросовестных предпринимателей в «Административном кодексе» сейчас установлены символические штрафы, которые гораздо дешевле заплатить, чем реально исполнить норму закона. Нужно, чтобы сопоставимые суммы попадали в специальный фонд или бюджет субъекта Российской Федерации. Пусть эти средства целевым назначением достанутся ВОС, ВОИ или ВОГ.
Проблема острейшая, тем более что на каждом Центральном правлении ВОС я слышу, что после вступления во Всемирную торговую организацию сложности для наших хозяйственных обществ резко увеличились, впрочем, как и для экономики в целом. Зачем нам рискованные эксперименты? Нефть и газ итак успешно экспортируем, зато мы открываем дорогу для зарубежных товаров. По этому поводу фракция КПРФ обращалась в Конституционный суд. Однако «не было бы счастья, да несчастье помогло» — сейчас все заговорили об импортозамещении. Власти вдруг осознали, что на чужих харчах не проживёшь и необходимо самим выпускать высокотехнологичную продукцию. Не может существовать государство, которое преимущественно лишь торгует добытыми полезными ископаемыми.
Мы знаем, что вступили в силу поправки в действующий «Воздушный кодекс», вследствие чего многие аэропорты и компании перевозчиков, в том числе «Аэрофлот», сейчас его ревностно выполняют, хотя не все и не всегда. При удачном раскладе, если инвалид по зрению вовремя сообщит, кому следует, что при посадке и в полёте нуждается в помощи, его должны особым порядком зарегистрировать и доставить к трапу. Иногда я с помощником или кем-то из членов семьи прилетаю из Омска, а в Шереметьево нас уже встречают, даже без заявки. Понятно, когда есть сопровождающий, вежливо отказываюсь от услуг, а в противном случае, с благодарностью соглашаюсь на разумную опеку. Считаю, что это полезная вещь для нашего брата. Особенно учитывая, что пятидесятипроцентная скидка на оплату билетов отменена. Это вам не «проклятая эпоха застоя» или «лихие девяностые», когда действовала соответствующая льгота. Извините за непарламентское выражение, прежней «лафы» давно нет. Теперь аналогичные изменения предлагается внести в законы о железнодорожном, автомобильном и водном транспорте.
Появляются нововведения и в уголовной исполнительной системе. Персонал пенитенциарных учреждений должен быть подготовлен для общения со слепыми и ампутантами, для которых невыносимы ужасные условия тюремного содержания! Эта тема поднималась на Комиссии по делам инвалидов при Президенте, и я выступил с некоторой критикой обсуждаемой нормы, заявив, что за преступления, кроме особо тяжких, людей с ограниченными возможностями здоровья лучше бы вообще не сажать в тюрьмы, а подвергать их другим формам наказания. Уже сейчас существуют условные сроки, домашний арест, освобождение под залог и контролирующие браслеты. Наверняка, маломобильные граждане заслуживают снисхождения не меньше, чем какие-нибудь недобросовестные чиновники, расхитившие неимоверные суммы из государственного бюджета.
В своё время я сделал запрос по тому же поводу и получил ответ от министра юстиции, который заявил, что правительство пока не готово избавлять от заключения всех маломобильных граждан.
В большой законопроект мы вносим предложение о необходимости включения инвалидности в «Уголовный кодекс» в качестве смягчающего обстоятельства при вынесении приговора, что уже будет серьёзным послаблением. Конечно, лучше бы вообще не совершать преступления, но в нашей стране «от тюрьмы и от сумы зарекаться нельзя», поскольку часто суровость наказания зависит исключительно от точки зрения. Российское законодательство чрезвычайно зыбко, поэтому должностные лица могут легко оказаться под следствием, порой даже не ведая, что они совершили преступление.
Затрону и ещё один реабилитационный вопрос. Далеко не всегда рядом найдётся зрячий, готовый прочитать названия лекарств, поэтому требования к производителям подписывать их по Брайлю вполне соответствуют концепции независимой жизни инвалида, ведь рельефно-точечный шрифт грамотный слепой сам разберёт. У нас уже изготавливается довольно много подобных этикеток, но исключительно на добровольной основе, а мы предлагаем сделать это для всех строго обязательным, тем более что на Украине подобный проект уже реализован. Чем Россия хуже?
Я и мой коллега, генеральный директор ИПТК «Логос» ВОС Владислав Сергеевич Степанов, будучи вице-президентами Всероссийского общества слепых на общественных началах, подготовили предложения по развитию производства «говорящей» книги, обеспечению незрячих тифлофлешплеерами и реализации проекта «Говорящий город». Данные вопросы будем ставить перед руководством Министерства труда и социальной защиты, с которым скоро предстоит очередная встреча.
Естественно, даже значительных средств всегда не хватает. Конечно, надо бы увеличить размер государственной материальной поддержки, потому что она пока компенсирует лишь половину нынешних затрат. То есть мы поставлены в худшие условия, а нужно добиваться экономического и финансового равноправия. Впрочем, справедливости ради должен сказать, что ВОС по части предложений и программ по закупке оборудования специального назначения и тифлотехники действует оперативней и грамотней, чем другие аналогичные организации, вследствие чего получает бюджетные субсидии не пропорционально количеству членов, а в гораздо большем размере.
В заключение хочу подчеркнуть, что все мои думские инициативы осуществляются, прежде всего, в интересах незрячих. Вот и вопрос о развитии программы «Доступная среда» мною был поставлен перед Председателем Правительства Российской Федерации. Это произошло 7 марта на Совете по попечительству в социальной сфере. Накануне Паралимпиады Дмитрию Анатольевичу Медведеву было вообще трудно отказывать инвалидам. Он сказал: «Хорошо, вы настаиваете, мы примем решение. Программа будет продлена ещё на 5 лет. Но про суммы сейчас сказать не могу. Финансы определяются при непосредственной подготовке очередного бюджета». Как известно, «под лежачий камень вода не течёт». Поэтому стараемся делать, что можем. Несомненно, чем больше будет конструктивных инициатив, тем весомей окажутся результаты!
Олег Смолин,
Депутат Государственной Думы,
вице-президент ВОС
Опубликовано: Журнал «Наша жизнь». – 2015. – Январь. – № 1.