Болонский процесс в России и Германии


Болонский процесс в России и Германии

21 октября в Омске Филиал Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации (Москва) и Российское общественное движение «Образование – для всех» проведут Международную конференцию «Болонский процесс и национальная образовательная политика», в рамках которой состоится однодневный семинар и круглый стол по теме «Болонский процесс в России и Германии: идеология и технология».

Концепция Международной конференции «Болонский процесс и национальная образовательная политика»

Организаторы: Филиал Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации (Москва), Российское общественное движение «Образование – для всех», омское областное общественное движение «Образование – для всех».

Срок проведения: 21 октября 2008 г.

Место проведения: Сибирский институт бизнеса и информационных технологий.

Адрес: 644116, г. Омск, ул. 24 Северная, 196/1.

Однодневный семинар «Болонский процесс и национальная образовательная политика» организационно будет разделён на две части:

1) круглый стол «Болонский процесс в России и Германии: идеология и технология»;

2) общественные слушания «Болонский процесс в России и Германии: законодательство и общественное мнение».

Круглый стол по теме «Болонский процесс в России и Германии: идеология и технология» с числом участников 20-30 человек предполагается провести в первой половине дня семинара, его продолжительность – около 3 часов. Участниками станут германские и российские эксперты, в т.ч. представители парламента ФРГ, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолин, руководители государственных и негосударственных учреждений высшего и среднего профессионального образования г. Омска, журналисты.

Темы для обсуждения на круглом столе:

•  Болонский процесс: германский опыт;

•  Болонский процесс и российское законодательство;

•  система образовательных зачётных единиц (кредитов): проблемы мобильности студентов и качества образования.

Общественные слушания «Болонский процесс в России и Германии: законодательство и общественное мнение». Аудитория участников – около 200-300 человек. На форум будут приглашены депутаты областного Законодательного Собрания, Городского Совета, муниципальных образований Омской области, представители областного Министерства образования и городского Департамента образования, учреждений образования, науки, культуры, представители политических партий, общественных объединений родителей, студенчества, учителей, а также журналисты.

Программа слушаний будет включать:

•  открытие общественных слушаний;

•  выступления 5-6 заранее подготовленных докладчиков, среди которых, очевидно, будут и некоторые эксперты круглого стола. Кроме того, в качестве докладчиков предполагаются представители региональных и муниципальных органов управления образования, активисты общественных объединений, студенты. Каждый основной доклад продолжительностью 10-15 мин., каждое выступление – до 10 мин.;

•  «свободный микрофон» для всех желающих высказаться по обсуждаемой проблеме с выступлениями продолжительностью 3-5 мин.;

•  ответы на вопросы, поступившие из зала, в адрес докладчиков;

•  подведение итогов семинара.

Темы для обсуждения на общественных слушаниях:

•  двухуровневая система высшего образования: новые возможности и возможные издержки;

•  Болонский процесс и российские средние специальные учебные заведения;

•  права студентов в условиях болонской системы: расширятся ли границы свободы?

Россия и Болонский процесс: обозначение некоторых проблем

В России уже более 6 лет продолжаются дискуссии относительно целесообразности вступления в Болонский процесс. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, подписав осенью 2003 г. соответствующие документы. При этом в отечественном образовательном и политическом сообществе существуют, как минимум, три основных взгляда на то, что сулит российскому образованию Болонский процесс.

Первый – приверженцы всеобщей и максимально быстрой перестройки российской системы высшего и среднего профессионального образования на Болонских началах.

Второй – сторонники осторожной позиции по отношению к Болонье, предполагающей плавное вхождение в процесс при максимальном сохранении достижений отечественного образования.

Третий – противники Болонского процесса, считающие, что он знаменует собой завершение разрушительных тенденций в отечественном образовании и окончательное закрепление роли России как сырьевого придатка развитых стран в системе международного разделения труда.

Эксперты видят как выгоды, которые может обеспечить вхождение России в Болонский процесс, так и проигрыши.

Среди выгод:

•  увеличение возможностей экспорта образовательных услуг российскими вузами;

•  качественный рост академической мобильности путём введения системы зачётных баллов (кредитов);

•  расширение пространства свободы личности для выпускников российских вузов.

Среди возможных негативных последствий:

•  предполагаемое сокращение сроков обучения в российских вузах, как минимум, на 1 год, что может привести к понижению качества (стандартов) отечественного высшего образования и его конкурентоспособности в мире;

•  возможная утрата российским образованием собственного «лица», сформированного отечественной культурной традицией;

•  угроза нарастания «утечки умов» из России;

•  ограничение доступа к качественному образованию для российских граждан путём введения конкурсного отбора для обучения студентов на старшей ступени высшего образования;

•  принудительное включение российских вузов в Болонский процесс с помощью административных мер.

Стоит учитывать, что в РФ давно уже функционируют филиалы, представительства западных высших учебных заведений, где изначально была введена система образовательных кредитов и «конвертируемый» диплом. Кроме того, как в столичных, так и в провинциальных российских вузах обучаются иностранные студенты, получая признание соответствующей квалификации. Однако процесс этот не является массовым, на общем фоне в него реально вовлечены лишь единицы.

Немецкие участники конференции и представители Фонда Розы Люксембург

Фрайя-Мария Клингер (Freya-Maria Klinger) – депутат земельного парламента (ландтага) Саксонии (Левая фракция);

Стефани Гётце (Stefanie Gotze) – член городского совета Лейпцига;

Бернд Шнайдер (Bernd Schneider) – эксперт Европейского парламента (Брюссель);

Борис Крумнов (Boris Krumnow) – эксперт Фонда Розы Люксембург (Берлин/Лейпциг);

Петер Линке (Peter Linke) – руководитель филиала Фонда Розы Люксембург в Российской Федерации (Берлин/Москва);

Фоменко Владимир Алексеевич – зам. руководителя филиала Фонда Розы Люксембург в РФ (Москва);

Игнатова Ольга Альбертовна – референт филиала Фонда Розы Люксембург в РФ (Москва).

temp_anons:
21 октября в Омске Филиал Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации (Москва) и Российское общественное движение «Образование – для всех» проведут Международную конференцию «Болонский процесс и национальная образовательная политика», в рамках которой состоится однодневный семинар и круглый стол по теме «Болонский процесс в России и Германии: идеология и технология».