21 октября в Омске Филиал Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации (Москва) и Российское общественное движение «Образование – для всех» проведут Международную конференцию «Болонский процесс и национальная образовательная политика», в рамках которой состоится однодневный семинар и круглый стол по теме «Болонский процесс в России и Германии: идеология и технология».
Концепция Международной конференции «Болонский процесс и национальная образовательная политика»
Организаторы: Филиал Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации (Москва), Российское общественное движение «Образование – для всех», омское областное общественное движение «Образование – для всех».
Срок проведения: 21 октября 2008 г.
Место проведения: Сибирский институт бизнеса и информационных технологий.
Адрес: 644116, г. Омск, ул. 24 Северная, 196/1.
Однодневный семинар «Болонский процесс и национальная образовательная политика» организационно будет разделён на две части:
1) круглый стол «Болонский процесс в России и Германии: идеология и технология»;
2) общественные слушания «Болонский процесс в России и Германии: законодательство и общественное мнение».
Круглый стол по теме «Болонский процесс в России и Германии: идеология и технология» с числом участников 20-30 человек предполагается провести в первой половине дня семинара, его продолжительность – около 3 часов. Участниками станут германские и российские эксперты, в т.ч. представители парламента ФРГ, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолин, руководители государственных и негосударственных учреждений высшего и среднего профессионального образования г. Омска, журналисты.
Темы для обсуждения на круглом столе:
Болонский процесс: германский опыт;
Болонский процесс и российское законодательство;
система образовательных зачётных единиц (кредитов): проблемы мобильности студентов и качества образования.
Общественные слушания «Болонский процесс в России и Германии: законодательство и общественное мнение». Аудитория участников – около 200-300 человек. На форум будут приглашены депутаты областного Законодательного Собрания, Городского Совета, муниципальных образований Омской области, представители областного Министерства образования и городского Департамента образования, учреждений образования, науки, культуры, представители политических партий, общественных объединений родителей, студенчества, учителей, а также журналисты.
Программа слушаний будет включать:
открытие общественных слушаний;
выступления 5-6 заранее подготовленных докладчиков, среди которых, очевидно, будут и некоторые эксперты круглого стола. Кроме того, в качестве докладчиков предполагаются представители региональных и муниципальных органов управления образования, активисты общественных объединений, студенты. Каждый основной доклад продолжительностью 10-15 мин., каждое выступление – до 10 мин.;
«свободный микрофон» для всех желающих высказаться по обсуждаемой проблеме с выступлениями продолжительностью 3-5 мин.;
ответы на вопросы, поступившие из зала, в адрес докладчиков;
подведение итогов семинара.
Темы для обсуждения на общественных слушаниях:
двухуровневая система высшего образования: новые возможности и возможные издержки;
Болонский процесс и российские средние специальные учебные заведения;
права студентов в условиях болонской системы: расширятся ли границы свободы?
Россия и Болонский процесс: обозначение некоторых проблем
В России уже более 6 лет продолжаются дискуссии относительно целесообразности вступления в Болонский процесс. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, подписав осенью 2003 г. соответствующие документы. При этом в отечественном образовательном и политическом сообществе существуют, как минимум, три основных взгляда на то, что сулит российскому образованию Болонский процесс.
Первый – приверженцы всеобщей и максимально быстрой перестройки российской системы высшего и среднего профессионального образования на Болонских началах.
Второй – сторонники осторожной позиции по отношению к Болонье, предполагающей плавное вхождение в процесс при максимальном сохранении достижений отечественного образования.
Третий – противники Болонского процесса, считающие, что он знаменует собой завершение разрушительных тенденций в отечественном образовании и окончательное закрепление роли России как сырьевого придатка развитых стран в системе международного разделения труда.
Эксперты видят как выгоды, которые может обеспечить вхождение России в Болонский процесс, так и проигрыши.
Среди выгод:
увеличение возможностей экспорта образовательных услуг российскими вузами;
качественный рост академической мобильности путём введения системы зачётных баллов (кредитов);
расширение пространства свободы личности для выпускников российских вузов.
Среди возможных негативных последствий:
предполагаемое сокращение сроков обучения в российских вузах, как минимум, на 1 год, что может привести к понижению качества (стандартов) отечественного высшего образования и его конкурентоспособности в мире;
возможная утрата российским образованием собственного «лица», сформированного отечественной культурной традицией;
угроза нарастания «утечки умов» из России;
ограничение доступа к качественному образованию для российских граждан путём введения конкурсного отбора для обучения студентов на старшей ступени высшего образования;
принудительное включение российских вузов в Болонский процесс с помощью административных мер.
Стоит учитывать, что в РФ давно уже функционируют филиалы, представительства западных высших учебных заведений, где изначально была введена система образовательных кредитов и «конвертируемый» диплом. Кроме того, как в столичных, так и в провинциальных российских вузах обучаются иностранные студенты, получая признание соответствующей квалификации. Однако процесс этот не является массовым, на общем фоне в него реально вовлечены лишь единицы.
Немецкие участники конференции и представители Фонда Розы Люксембург
Фрайя-Мария Клингер (Freya-Maria Klinger) – депутат земельного парламента (ландтага) Саксонии (Левая фракция);
Стефани Гётце (Stefanie Gotze) – член городского совета Лейпцига;
Бернд Шнайдер (Bernd Schneider) – эксперт Европейского парламента (Брюссель);
Борис Крумнов (Boris Krumnow) – эксперт Фонда Розы Люксембург (Берлин/Лейпциг);
Петер Линке (Peter Linke) – руководитель филиала Фонда Розы Люксембург в Российской Федерации (Берлин/Москва);
Фоменко Владимир Алексеевич – зам. руководителя филиала Фонда Розы Люксембург в РФ (Москва);
Игнатова Ольга Альбертовна – референт филиала Фонда Розы Люксембург в РФ (Москва).