. Омск. Омский государственный педагогический университет, региональные общественные слушания
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я вспоминаю собственного сына в первом классе, когда он через несколько дней школьных занятий заявил: хочу в детский сад. Мы тогда не придали этому значения, и вообще мы начинаем понимать детей только с годами, когда обзаводимся внуками. А на самом деле я не замечал очень простую вещь — человек не успел, недополучил детства. А, как говорят многие психологи, основные структуры личности закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому, если научить считать, читать можно и позже, то есть такие качества человека, вроде воображения, которые, если не сформировались во время, заменить часто очень и очень трудно. Но дошкольное образование мы сегодня рассматриваем не в психологической значимости, нас, прежде всего, интересуют проблемы социальные.
Дошкольное образование в нашей стране было одной из лучших систем в мире. Я общался с британскими коллегами, они проявили большой интерес к нашей системе дошкольного образования. Наш опыт используется сегодня в странах Европы. Скажем, Бельгия, Фландрия, я там был, 94% всех детей проходят через систему дошкольного образования, в том числе дети очень обеспеченных родителей. Не потому, что их родители заняты на работе, по другим причинам.
Мы прекрасно понимаем, что дошкольное образование, наряду с начальным профессиональным принадлежит к числу наиболее пострадавших частей нашей системы образования в 1990-х годах. С одной стороны, это связано с великим демографическим кризисом, когда с 1992 года смертность превысила рождаемость на миллион человек, за последние 10 лет у нас умерло на 9,5 млн. больше, чем родилось. Это несмотря на рост рождаемости в последний год. С другой стороны, это связано с некоторыми идеологическими установками, когда некоторая часть людей, радикально настроенных, говорила, что детские сады – это проклятый советский форпост, который мы разрушим, и каждая мама лучше подготовит ребёнка к школе. Опыт показал: не лучше, а хуже. Уровень подготовки детей значительно упал. В последние годы страна переживает рост рождаемости, а некоторые регионы – беби бум. Но даже этот рост рождаемости тормозится отсутствием мест в дошкольных образовательных учреждениях, которые были переданы государственным, коммерческим структурам. Сейчас ставится задача возвращения их назад, в том числе в городе Омске, но решается она очень непросто.
43-я статья Конституции гарантирует каждому гражданину России право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование. Я убеждён, что если бы граждане были более юридически грамотными, то суды были бы завалены обращениями по этому поводу. Поскольку не вполне понятно, может ли быть общедоступное бесплатное дошкольное образование в учреждениях, в которых не хватает мест и которые сами не являются ни общедоступными, ни бесплатными. В любом случае существует конституционное право граждан, которое мы должны были бы реализовать. Государство обязано по опыту социальных государств Европы всерьёз вложиться в ребёнка на разных стадиях его развития. С точки зрения развития теории человеческого потенциала, это не расходы, это инвестиции, причём, одни из самых выгодных инвестиций в мире.
В апреле 2006 года Государственная Дума рассматривала много законов о стимулировании рождаемости, законы эти были внесены депутатами от политической оппозиции и нас упрекали представители правящего большинства в безответственности, я отвечал: самое безответственное — сидеть на мешке с деньгами при сокращении населения. А в мае президент произнёс знаменитое послание о помощи семье и детям, где говорилось про материнский капитал и т. д. и по уровню финансовых затрат эти предложения превосходили те законы, что мы вносили в апреле. Выходим мы из Мраморного зала в Кремле, один из моих коллег по комитету говорит: вот так, сколько таких законов провалила Государственная Дума, а, оказывается, их надо было принимать!?
Наши общественные слушания, мы надеемся, не останутся только слушаниями, они должны превратиться в депутатский запрос, в законопроект, в поправки к законам, в определённую позицию по уже внесённым законам. Кстати, недавно комитет рассматривал очередной региональный закон о том, чтобы перевести финансирование дошкольного образования на региональные бюджеты. Почему, я думаю, вы понимаете. Региональный бюджет значительно богаче любого бюджета местного самоуправления. Тем не менее, правительство рекомендовало Госдуме этот закон не принимать. Таких примеров много.
Мы слушания проводим не ради слушаний, а ради того, чтобы услышать проблему и позднее поставить её в российском парламенте. Такого рода работа, надеюсь, будет хоть немного продвигать наши образовательные учреждения в нужном направлении.
С вашего позволения, несколько слов в качестве заключения. Ей богу, мы неоднократно пытались улучшить положение работников образования, включая школьное. Приведу два примера.
Пример первый. Закон о том, чтобы по заработной плате, пенсионному обеспечению и социальным гарантиям работники образования были приравнены к государственным служащим. Эта позиция в Государственной Думе голосовалась два раза: в виде закона в декабре прошлого года и в виде моей поправки к трёхлетнему бюджету в июне текущего года. В декабре прошлого года за этот закон проголосовали:
«Родина» — 100%,
КПРФ – 76%,
ЛДПР – 58%,
«Единая Россия» — 0.
Каждый год мы требовали, чтобы заработная плата росла не менее чем в 1,5 раза в системе образования.
Вот вам моя поправка № 121 в бюджет 2007 года: в полтора раза поднять зарплату педагогам за счёт федерального бюджета, цена вопроса 17 млрд. рублей:
КПРФ – 98% «за»,
«Родина» — 62%,
«Единая Россия» — 0,
ЛДПР – 0.
Вот ещё пример. Увеличить детское пособие – поправка к бюджету того же 2007 г., цена вопроса 75 млрд. руб. – 20-я часть ожидаемых дополнительных доходов бюджета:
КПРФ – 98%,
«Родина» — 45%,
«Единая Россия» — 0,
ЛДПР – 0.
Вот у меня предложение: выделить деньги на программу «Безопасное образовательное учреждение», каждый год мы об этом говорили. В бюджет 2007 года требовалось 12 млрд. рублей:
КПРФ – 100%,
«Родина» — 44%,
«Единая Россия» — 0,
ЛДПР – 0.
Ну, и ещё пример. Говорили о детских садиках, которые являются Центрами. В прежнем законодательстве было положение, по которому детские учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, соответственно с программами повышенной сложности, финансировались по повышенным нормативам. Правительство это положение из Закона об образовании выбросило, я требовал это сохранить, это было ещё в 2004 году:
КПРФ – 92% «за»,
«Родина» — 85%,
«Единая Россия» — 2 человека из фракции,
ЛДПР – 0.
Подобных примеров много, кого интересует, смотрите на сайте www.smolin.ru.
По поводу прозвучавших предложений. На этот раз получились неплохие рекомендации. Спасибо Координационному совету в Омске, очень неплохо поработали, всё разошлём в различные органы власти.
Прозвучала очень правильная идея попытаться повстречать премьера с представителями дошкольного образования Омской области, рассказать, сколько получает воспитатель детского сада.
По поводу бесчисленного количества проверок, я готов, чтобы защитить вас, направить депутатский запрос прокурору Омской области, но мне нужны конкретные факты. Получается: государство не выделяет денег и наказывает людей за то, что им денег не выдаёт.
Конечно, мы будем требовать исполнения поручений президента в части дошкольного образования и есть первые наработки, надо вносить в Закон об образовании специальную большую главу, касающуюся дошкольного образования, — это абсолютно правильно. Кстати, предварительно на 21 ноября в Государственной Думе назначены слушания по дошкольному образованию. Под лежачий камень вода не течёт, и мы будем делать всё, чтобы защитить интересы наших детей и тех, кто им это образование даёт.
Я хочу поблагодарить всех, кто работает в этой системе, потому что дети вообще – самое дорогое, а маленькие дети – дорогое вдвойне.