Акция «OFF»: свобода прессы?

июля

В своё время российские власти провозгласили в стране «суверенную демократию», т.е. демократию без свободы. Понятно, что такая, извините за выражение, демократия предполагает и не менее «суверенную» свободу прессы, т.е. право этой прессы свободно служить «суверенам». При этом не важно, делается это ради свободного следования собственной воле (начальства) или во имя бескорыстной любви – к деньгам. Двойная финансово-административная петля душит прессу вдвое надёжнее. Не случайно, согласно одному из последних международных рейтингов свободы информации, Россия оказалась на 140-м месте, а согласно другому – на 175-м.

«Суверенность» свободы нашей прессы на практике исполняется с туповато-ограниченным разнообразием. То новости государственных каналов выстраиваются по «инновационному» принципу: и это всё о них, и немного о погоде!

То определённые политики периодически попадают в чёрные списки, которые есть, похоже, даже на самых свободных, по нашим меркам, теле- и радиоканалах. Так, примерно за год до выборов меня вдруг резко перестали приглашать на радио «Эхо Москвы».

То резко ограничивается критика даже не в адрес «суверенов», но по отношению к их приближённым. Например, членам знаменитого дачного кооператива «Озеро». Напомню: среди других, из этого кооператива вышли и братья Сергей и Андрей Фурсенко. Один возглавил футбол, другой – образование и науку. «Успехи» в обеих областях вопиющие, однако на должностном положении и доходах братьев, как, впрочем, и других членов дачного кооператива, это никак не сказывается. Демократия-то у нас – суверенная: в стране есть один суверенный избиратель, в отдельных случаях – два…

Мне уже доводилось рассказывать о том, как в результате давления властей на государственное информационное агентство РИА «Новости» была сорвана пресс-конференция, на которой предполагалось дать старт акции «OFF» – отставка Фурсенко. Однако история на этом не закончилась.

Пресс-конференцию мы перенесли в Независимый пресс-центр, и собралось на неё около 20 журналистов. Тем не менее, по совершенно случайному стечению обстоятельств, информацию о пресс-конференции дали лишь четыре газеты и ещё одна – на сайте. Три – более или менее объективно, а две, мягко говоря, тенденциозно. Причём основной линией критики стала якобы слабость и неконструктивность оппозиции.

Вот цитата из «Комсомольской правды»: «Сильная оппозиция не только критикует, но и предлагает конструктив – мы будем у власти и сделаем все лучше, правильнее, удобнее для людей. А слабая? Слабая лишь ходит с листочками, где в красный кружок обведено фото противника…».

В том же духе прокомментировала пресс-конференцию «Российская газета» (на журналистском жаргоне «РоГа»): «Организаторы акции «OFF!» утверждают, что у них есть альтернативный проект закона об образовании. Может быть, разместить этот проект в Интернете? Чтобы все сказанное не выглядело «пшиком»?».

Обе журналистки, – вне сферы профессиональной деятельности, вероятно, дамы, приятные во всех отношениях, – так старательно исполняли редакционные задания, что совершенно забыли завет древних: «Невежество не есть аргумент» и скормили читателям ложь сразу двоякого рода.

Во-первых, политически безграмотная ложь, будто сильная оппозиция в других странах не использует публичные акции. Как раз наоборот: стоило только либерально-консервативной коалиции в Британии объявить о повышении платы за обучение в вузах в три раза, как студенты не просто заполонили улицы Лондона флагами и плакатами, но и вступили с полицейскими в рукопашные схватки.

В своё время лично наблюдал в США 50-тысячную демонстрацию студентов и преподавателей с требованием отменить решение губернатора штата Нью-Йорк и мэра города Нью-Йорк о сокращении расходов на образование. Весь город был уклеен карикатурами на мэра и губернатора. Кстати, акция тогда закончилась победой.

Во-вторых, безграмотная фактическая ложь, будто у оппозиции нет альтернативной программы. Есть не только программа, но и законопроект, который выставлен на сайте www.smolin.ru с февраля 2011 г. Если воображающая себя журналисткой не умеет пользоваться Интернетом или ленится в него зайти – это проблемы её интеллекта и трудолюбия. Лень, как и невежество, не есть аргумент. Кстати, на пресс-конференции мы специально подчёркивали, что требуем смены курса образовательной политики, а Андрей Фурсенко – лишь её выразитель, символ, персонализация. Неоднократно напоминали и о наличии альтернативного законопроекта, в отсутствии которого в итоге и были обвинены! Имеющий уши – да слышит! А профессиональная преднамеренная тугоухость вряд ли излечима.

Между тем, пресс-конференция фактически превратилась в «круглый стол», где журналисты не только задавали вопросы, но и высказывали мнения. Приведу несколько фрагментов моей дискуссии с журналистом «Учительской газеты» Викторией Молодцовой, которые могут представить интерес для читателей.

«В. Молодцова:

— У Фурсенко было очень много предыдущих товарищей. Это был Ткаченко, которого назначил Ельцин и который не знал образования среднего, дошкольного и т.д. А дальше у нас был г-н Кинелев, который объединил министерство. Нельзя не сказать о г-не Филиппове, предшественнике Фурсенко. Это он начинал ЕГЭ, это он начинал Болонский процесс, и обвинять Фурсенко в этом нельзя.

О. Смолин:

— Если в советский период мы были в тройке лучших по образованию, то при действующем министре российское образование в рейтинге ООН скатилось с 15-го места на 54-ое и будет продолжать катиться дальше.

… иностранные фирмы, в особенности высокотехнологичные, которые пытаются работать на территории России, констатируют, что мы утрачиваем наше основное конкурентное преимущество, доставшееся нам по наследству, — высокий уровень образования населения.

В. Молодцова:

— Мы сейчас учителей введем в политику, мы проведем марш-протест, акцию и т.д. Дальше мы будем говорить, какую партию они поддержат… Не кажется ли Вам, что надо все-таки провести какую-то работу по консолидации нашего педагогического сообщества и заниматься не политическими лозунгами, а выработкой настоящей педагогической политики в педагогическом сообществе?…

О. Смолин:

— По поводу политических лозунгов мне вспоминается старая история про то, как голодный сын сидел на коленях у пьяного отца и просил: «Папа, я есть хочу!». На что тот отвечал: «Отстань ты со своей политикой!».

Собственно, для того и предлагаем проводить российский образовательный конгресс, чтобы попытаться консолидировать… большую часть образовательного сообщества. А что касается политических партий, по-моему, здесь ещё их названий никто не произнёс».

Оставляя без комментариев эту дискуссию, хотел бы напомнить читателю: даже в 30-ые годы прошлого века в Советском Союзе негласно запрещалось критиковать двух человек – Ленина и Сталина. На приближённых вождя этот запрет никак не распространялся. И если теперь «суверенная демократия» дошла до подобного совершенства, значит впереди у нас новые «зияющие высоты» – где-нибудь в третьей сотне международных рейтингов свободы печати…

Опубликовано: Советская Россия — 2011. — 9 июля.